Актуальные проблемы и перспективы развития внеурочной деятельности
Актуальные проблемы и перспективы развития внеурочной деятельности
Насущной для общества является проблема использования свободного времени подрастающего поколения. Воспитание детей происходит в каждый момент их деятельности.
Внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы и перспективы развития внеурочной деятельности»
ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Насущной для общества является проблема использования свободного времени подрастающего поколения. Воспитание детей происходит в каждый момент их деятельности.
Внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.
Реализуя внеурочную деятельность, опираемся на следующие документы: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации; Федеральные требования к ОУ в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; Федеральные требования к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников; САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Концепция духовнонравственного воспитания; Программа воспитания и социализации обучающихся; Локальные акты ОУ.
В рамках учебного плана внеурочной деятельности ФГОС НОО в нашем образовательном учреждении определены направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классноурочной, направлена на достижение воспитательных результатов (личностных и метапредметных) через участие обучающихся в различных видах деятельности.
В нашей школе, используются следующие формы внеурочной деятельности: различные кружки, секции, творческие мастерские, интеллектуальные клубы, социальные акции, исследовательские проекты, экскурсии, конференции.
В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.
Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.
Именно поэтому учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
При организации внеурочной деятельности придерживаемся следующих принципов: учѐт возрастных особенностей; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; связь теории с практикой; доступность и наглядность; включение в активную жизненную позицию;
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное.
КРУЖКИ И СЕКЦИИ
№ п/п Направление деятельности Название кружка
1 Спортивно-оздоровительное
Волейбол (девушки) 11 лет
Волейбол (юноши) 10 лет
Баскетбол(девушки) 10 лет
Теннис (юноши) 6 лет
Здоровей-ка
2 Духовно-нравственное
Аленький цветочек
Радуга творчества
Акварелька
3 Социальное Я – гражданин
Буратино Петрушка
4 Общеинтеллектуальное
Азбука содержания животных
Умники и умницы
Мои первые исследования по химии
Маленькие рассказы о большой химии
5 Общекультурное
Хоровое пение 5–11
Вокал 1–11 класс
Бисероплетение
Правила вежливости
Этикет школьника
Результаты внеурочной деятельности распределены по трѐм уровням:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, учебный план для начальной школы включает для каждого класса не более 10 часов внеурочной деятельности.
В результате внеурочной деятельности надеемся достичь следующих результатов:
- Овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
- Формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
- Формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки;
- Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни;
- Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура);
- Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.
В школе проводятся предметные недели и олимпиады, учащиеся имеют возможности участвовать в интеллектуальных конкурсах различного уровня. В школе были проведены интеллектуальные викторины, «Умники и умницы», предметные викторины.
Сохранению и укреплению здоровья учеников уделяется много внимания. Работают кружки «Здоровей-ка» и различные спортивные секции. В течение года проводятся физкультурно-массовые мероприятия: спортивные праздники, внутришкольные соревнования по различным видам спорта, праздники здоровья на природе, «Мама, папа, я – спортивная семья», «А ну-ка, парни!» и другие.
А так же проводятся профилактические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья: классные часы и беседы по пропаганде здорового образа жизни, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, инструктажи по технике безопасности и противопожарной безопасности, проводятся семинары для учителей и родителей:
«Безопасность движения» «Роль культурно-эстетического воспитания в жизни ребенка», «Прививки и здоровье». В школе работает музей. Руководителем и активом музея составлен план работы, который включает различные мероприятия: проведение экскурсий для учащихся, практические занятия с учащимися начальных классов участие в районной краеведческой конференции. В преддверии празднования дня Победы в школе были проведены ряд торжественных мероприятий – Марш памяти, бессмертный полк, Зарница, митинг, встреча с ветеранами войны, вечер военной песни, общешкольные вечера и уроки мужества.
Внеурочная деятельность призвана способствовать более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребѐнка, которые не всегда удаѐтся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в деятельности, умению самостоятельно организовать своѐ свободное время, т.е. внеурочная деятельность направлена на достижение, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов. Каждый вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что даѐт большой воспитательный эффект. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся, социальному запросу родителей (законных представителей) обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, КВНов, викторин,
праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований и т.д. Посещая кружки и секции, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у обучающихся такие способности, как нравственные, организаторские, творческие, музыкальные и др., что играет немаловажную роль в духовном развитии младших школьников.
Также на уровне нашей школы проводится работа с родителями:
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются: усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи; развитие у школьников опыта формального и неформального общения с взрослыми; освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми; оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях. Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности осуществляется по следующим направлениям: участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми; развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.; оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми наглядных пособий и принадлежностей для качественной организации занятий.
Проводим мониторинг по следующим критериям: оценка востребованности форм и методов внеклассной работы; сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; анкетирование школьников и их родителей (законных представителей) по итогам года с целью выявления удовлетворѐнности воспитательными мероприятиями;
анкетирование школьников и их родителей (законных представителей) в рамках внутришкольного контроля; вовлечѐнность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ; результативность участия субъектов образовательной деятельности в целевых программах и проектах различного уровня.
Мониторинг уровня воспитанности учащихся В 2015-2016 был использован новый метод определения уровня воспитанности в классах. В результате выявлены следующие показатели:
Тем не менее, ожидания педагогов относительно участия родителей в реализации внеурочной деятельности расходятся с их фактическим участием в этой деятельности. Что говорит о необходимости более активного вовлечения родительской общественности и других социальных партнеров в жизнедеятельность школы и актуальности качественных изменений в характере этих партнерских отношений. В целом проведенный среди родителей опрос показал значимость внеурочной деятельности для детско-взрослых отношений: 44% опрошенных отметили, что они обсуждают со своими детьми те или иные аспекты внеурочной деятельности. Подавляющее большинство родителей считают, что усиление роли внеурочной деятельности будет положительно сказываться на развитии и образовательных результатах обучающихся. Такая позиция родителей подтверждается и их желанием совместно решать общие проблемы.
Главной задачей школы является использование всех имеющихся ресурсов школы, социума, семьи для воспитания социально ответственной личности, чтобы каждый ученик имел возможность проявить свои уникальные качества.
Внеурочная деятельность формирует художественный вкус, знание и понимание культуры народов, отношение к труду, культура здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, гражданско-патриотическое воспитание – воспитание гражданина России, ученическое самоуправление, систему работы классного руководителя, общешкольные дела (традиции).
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сделать вывод о том, что внеурочная деятельность позволяет реализовать «портрет выпускника начальной школы», ориентированный на становление таких личностных характеристик как: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.