"Активные формы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников."
"Активные формы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников."
Каждый педагог — творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.
Одна из главных задач обучения младших школьников состоит в том, чтобы пробудить личностный мотив, привить интерес к изучаемым предметам. Решению этой задачи во многом способствует использование в практике работы активных форм обучения, то есть таких образовательных технологий, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. К ним можно отнести технологию проблемного обучения, проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии, компьютерные технологии. Остановлюсь более подробно на тех, которые использую активно в образовательном процессе.
Основной дидактический приём технологии проблемного обучения - создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, решаю которую, дети открывают новое знание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Активные формы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников."»
Шереметова О.В
учитель начальных классов
МКОУ «Каменская СОШ №1 с УИОП»
Активные формы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.
Каждый педагог — творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.
Принято считать, что у истоков технологизации педагогики стоял А.С. Макаренко, смело использовавший понятие педагогические технологии. И всё же массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов двадцатого века и связывают его с реформированием американской, а затем и европейской школы. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П. Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Н. Ланда и других педагогов. В настоящее время педагогические технологии в науке рассматриваются как один из видов человековедческих технологий. Использование современных педагогических технологий является одним из факторов повышения качества начального образования.
Педагогическая технология-это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Технология обучения, или образовательная технология — это «привязывание» методики обучения к конкретным условиям, системы использования выработанных правил с учётом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. Поэтому об эффективности технологии можно говорить не вообще, а лишь по отношению к определённым учащимся и педагогам. Рассмотрим классификацию технологий:
Сочетание элементов современных образовательных технологий
в структуре урока.
№ п/п
Этап урока
Варианты использования образовательных технологий
Методы и приёмы
1
Актуализация знаний
Игровые технологии
-Создание игровой ситуации
Педагогика сотрудничества
-Совместная деятельность
- Эвристическая беседа
Здоровьесберегающий подход
-Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)
- Психогимнастика
-Алгоритмическая разминка
2
Сообщение темы и целей урока
Проблемное обучение
Создание проблемной ситуации
Педагогика сотрудничества
- Работа в группах, парах
- Эвристическая беседа
Информационно-коммуникативные технологии
Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)
3
Работа по теме урока
Индивидуальный и дифференцированный подход
Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках. четвёрках)
Гуманно-личностная технология
- создание ситуации успеха
Компетентностно- ориентированное обучение
Исследовательская работа в группах. парах
Информационно-коммуникативные технологии
- знакомство с новым материалом на ПК
- разноуровневые задания на ПК
Развивающее обучение
Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения
Игровые технологии
Игровая ситуация
Проблемное обучение
Создание проблемной ситуации
4
Физкультминутка
Здоровьесберегающий подход
Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию
5
Индивидуальная (самостоятельная) работа
Индивидуальный и дифференцированный подход
-разноуровневые задания
Информационно-коммуникативные технологии
-Тестирование на ПК
-разноуровневые задания на ПК
6
Подведение итогов урока.
Педагогика сотрудничества
- коллективный вывод
- подведение итогов в паре (сравнение)
Гуманно-личностная технология
-создание ситуации успеха
7
Рефлексия
Гуманно-личностная технология
-создание ситуации успеха
Здоровьесберегающий подход
Тренинг «Я смог…что не получилось?»
Одна из главных задач обучения младших школьников состоит в том, чтобы пробудить личностный мотив, привить интерес к изучаемым предметам. Решению этой задачи во многом способствует использование в практике работы активных форм обучения, то есть таких образовательных технологий, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. К ним можно отнести технологию проблемного обучения, проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии, компьютерные технологии. Остановлюсь более подробно на тех, которые использую активно в образовательном процессе.
Основной дидактический приём технологии проблемного обучения - создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, решаю которую, дети открывают новое знание. Например, при изучении темы «Большая буква в именах собственных» проблемная ситуация создаётся при выполнении задания. Когда детям предлагается написать предложение : У меня есть шарик. Выясняется, что часть детей написали слово шарик с прописной, а часть – заглавной буквы. Под диктовку записываются слова: грустный, звёздный,капустный,ненастный и проверяется написание по словарю. Проблемная ситуация : буквы пишутся, но звуки, которые они обозначают - не произносятся. Открытие нового знания происходит в результате поиска ответа на поставленный вопрос. На уроке математики, особенно когда идёт повторение или закрепление изученного материала, использую приём «соотнеси» когда даётся ряд цифр и букв – выбираю различные задания: например – выпишите все чётные числа и прочитайте слово, которое получилось; запишите все двузначные числа , расположите их в порядке возрастания или уменьшения и прочитайте слово ( закрепление, повторение, умножение, деление и т.д)
Интерактивная технология – это обучение в содружестве, работа в парах, группах. Ведущий метод здесь – общение. На уроках использую такие задания как : « Слова рассыпались» ( ученики по группам составляют предложения из слов, а потом все вместе «собирают» текст и придумывают ему заголовок», «Ручеёк» ( каждому варианту даётся лист- «кораблик», на котором записано выражение, передавая лист каждый ученик пишет на нём следующий шаг решения. «Пазлы» - упражнение для закрепления знания падежей – класс делится на шесть групп, каждая группа готовит сообщение о своём падеже, на доске появляется изображение предмета - это слов и нужно просклонять всему классу. «Вырасти дерево», когда каждый участник группы пишет на веточке однокоренное слово, а затем группы сравнивают, чьё дерево пышнее. Каждый ученик при посадке, перед уроком выбирает себе карточку(двузначные или однозначное) число, в зависимости от темы урока, в процессе урока ученики меняются местами, формируя пары – однозначное – двузначное и составляют выражения, используя эти числа( тема « Умножение суммы на число»)
Наиболее части использую на уроках игровые технологии, применяя различные формы. Например: при входе в класс каждый ученик взял картинку ( волк и заяц) в процессе урока дети меняются местами – а значит работает и здоровьесберегающие технологи, создаются пары волк – заяц, выполняют построение геометрических фигур, вырезают фигуры ( волк – прямоугольник, заяц – квадрат) соединяют, измеряют и оказывается, что они не могут вычислить площадь фигуры, так как не знают ещё как умножать двузначное число на однозначное - проблемная ситуация.
К игровым технологиям относится и проведение уроков в нетрадиционной форме. Эти уроки я провожу обычно при обобщении и проверке знаний и чаще всего на уроках литературного чтения и окружающего мира. Урок – дискуссия на тему « Д.Н.Мамин – Сибиряк. Постойко». Инсценировка сказок, когда дети примеряют на себя различные образы. Украинская сказка «Колосок». К.Коровин «Баран, заяц и ёж».При проверке скорости чтения использую программу "Проверка чтения" – это бесплатная программа для проверки техники чтения учащихся (количества прочитанных слов за минуту). На данный момент технику чтения принимают повсеместно с помощью стандартных средств: книги с текстом и секундомером (или песочными часами), считая количество слов вручную. Основная цель данной программы – облегчение процедуры проверки техники чтения. Теперь проверяющий без труда сможет проверить учащегося, а при желании сам учащийся может проверить себя для подготовки. Интерфейс программы прост и доступен каждому. автор программы Александр Медведниковhttp://www.medvednikov.com/p/reading-test.html
Использование активных форм работы на уроке, современных образовательных технологий создаёт атмосферу увлечённости, делает интересным самый трудный учебный материал и тем самым облегчает усвоение. Учащиеся включаются в процесс активной познавательной деятельности по изучению учебного материала, что обеспечивает системно – деятельностный подход в обучении и способствует гуманизации начального образования.