kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Активные формы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый педагог — творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.

    Одна из главных задач обучения младших школьников состоит в том, чтобы пробудить личностный мотив, привить интерес к изучаемым предметам. Решению этой задачи во многом способствует использование в практике работы активных форм обучения, то есть таких образовательных технологий, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. К ним можно отнести технологию проблемного обучения, проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии, компьютерные технологии. Остановлюсь более подробно на тех, которые использую активно в образовательном процессе.

   Основной дидактический приём технологии проблемного обучения -  создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, решаю которую, дети открывают новое знание. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Активные формы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников."»



Шереметова О.В

учитель начальных классов

МКОУ «Каменская СОШ №1 с УИОП»


Активные формы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.


Каждый педагог — творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.


Принято считать, что у истоков технологизации педагогики стоял А.С. Макаренко, смело использовавший понятие педагогические технологии. И всё же массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов двадцатого века и связывают его с реформированием американской, а затем и европейской школы. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П. Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Н. Ланда и других педагогов. В настоящее время педагогические технологии в науке рассматриваются как один из видов человековедческих технологий.
Использование современных педагогических технологий является одним из факторов повышения качества начального образования.

Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Технология обучения, или образовательная технология — это «привязывание» методики обучения к конкретным условиям, системы использования выработанных правил с учётом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. Поэтому об эффективности технологии можно говорить не вообще, а лишь по отношению к определённым учащимся и педагогам. Рассмотрим классификацию технологий:





Сочетание элементов современных образовательных технологий

в структуре урока.


п/п

 

Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

 

Методы и приёмы

 

 

1

 

 

 

 

Актуализация знаний

Игровые технологии

-Создание игровой ситуации

Педагогика сотрудничества

-Совместная деятельность

- Эвристическая беседа

Здоровьесберегающий подход

-Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

- Психогимнастика

-Алгоритмическая разминка

 

 

2

 

 

 

Сообщение темы и целей урока

Проблемное  обучение

Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

- Работа в группах, парах

- Эвристическая беседа

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по теме урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках. четвёрках)

Гуманно-личностная  технология

- создание ситуации успеха

Компетентностно- ориентированное обучение

Исследовательская работа в группах. парах

Информационно-коммуникативные технологии

- знакомство с новым материалом на ПК

- разноуровневые задания на ПК

 

Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения

 

 

Игровые технологии

 

Игровая ситуация

 

 

 

Проблемное  обучение

 

 

Создание проблемной ситуации

 

 

4

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

Здоровьесберегающий подход

Гимнастика для тела,  слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы  (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию

 

 

5

 

 

Индивидуальная (самостоятельная) работа

Индивидуальный и дифференцированный подход

-разноуровневые задания

Информационно-коммуникативные технологии

-Тестирование на ПК

-разноуровневые задания на ПК

 

 

6

 

 

Подведение итогов урока.

Педагогика сотрудничества

 - коллективный вывод

 - подведение итогов в паре (сравнение)

Гуманно-личностная  технология

 

-создание ситуации успеха

 

7

 

 

Рефлексия

Гуманно-личностная  технология

 

-создание ситуации успеха

Здоровьесберегающий подход

Тренинг «Я смог…что не получилось?»

Одна из главных задач обучения младших школьников состоит в том, чтобы пробудить личностный мотив, привить интерес к изучаемым предметам. Решению этой задачи во многом способствует использование в практике работы активных форм обучения, то есть таких образовательных технологий, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. К ним можно отнести технологию проблемного обучения, проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии, компьютерные технологии. Остановлюсь более подробно на тех, которые использую активно в образовательном процессе.

Основной дидактический приём технологии проблемного обучения - создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, решаю которую, дети открывают новое знание. Например, при изучении темы «Большая буква в именах собственных» проблемная ситуация создаётся при выполнении задания. Когда детям предлагается написать предложение : У меня есть шарик. Выясняется, что часть детей написали слово шарик с прописной, а часть – заглавной буквы. Под диктовку записываются слова: грустный, звёздный,капустный,ненастный и проверяется написание по словарю. Проблемная ситуация : буквы пишутся, но звуки, которые они обозначают - не произносятся. Открытие нового знания происходит в результате поиска ответа на поставленный вопрос. На уроке математики, особенно когда идёт повторение или закрепление изученного материала, использую приём «соотнеси» когда даётся ряд цифр и букв – выбираю различные задания: например – выпишите все чётные числа и прочитайте слово, которое получилось; запишите все двузначные числа , расположите их в порядке возрастания или уменьшения и прочитайте слово ( закрепление, повторение, умножение, деление и т.д)

Интерактивная технология – это обучение в содружестве, работа в парах, группах. Ведущий метод здесь – общение. На уроках использую такие задания как : « Слова рассыпались» ( ученики по группам составляют предложения из слов, а потом все вместе «собирают» текст и придумывают ему заголовок», «Ручеёк» ( каждому варианту даётся лист- «кораблик», на котором записано выражение, передавая лист каждый ученик пишет на нём следующий шаг решения. «Пазлы» - упражнение для закрепления знания падежей – класс делится на шесть групп, каждая группа готовит сообщение о своём падеже, на доске появляется изображение предмета - это слов и нужно просклонять всему классу. «Вырасти дерево», когда каждый участник группы пишет на веточке однокоренное слово, а затем группы сравнивают, чьё дерево пышнее. Каждый ученик при посадке, перед уроком выбирает себе карточку(двузначные или однозначное) число, в зависимости от темы урока, в процессе урока ученики меняются местами, формируя пары – однозначное – двузначное и составляют выражения, используя эти числа( тема « Умножение суммы на число»)

Наиболее части использую на уроках игровые технологии, применяя различные формы. Например: при входе в класс каждый ученик взял картинку ( волк и заяц) в процессе урока дети меняются местами – а значит работает и здоровьесберегающие технологи, создаются пары волк – заяц, выполняют построение геометрических фигур, вырезают фигуры ( волк – прямоугольник, заяц – квадрат) соединяют, измеряют и оказывается, что они не могут вычислить площадь фигуры, так как не знают ещё как умножать двузначное число на однозначное - проблемная ситуация.

К игровым технологиям относится и проведение уроков в нетрадиционной форме. Эти уроки я провожу обычно при обобщении и проверке знаний и чаще всего на уроках литературного чтения и окружающего мира. Урок – дискуссия на тему « Д.Н.Мамин – Сибиряк. Постойко». Инсценировка сказок, когда дети примеряют на себя различные образы. Украинская сказка «Колосок». К.Коровин «Баран, заяц и ёж».При проверке скорости чтения использую программу "Проверка чтения" – это бесплатная программа для проверки техники чтения учащихся (количества прочитанных слов за минуту). На данный момент технику чтения принимают повсеместно с помощью стандартных средств: книги с текстом и секундомером (или песочными часами), считая количество слов вручную. 
Основная цель данной программы – облегчение процедуры проверки техники чтения. Теперь проверяющий без труда сможет проверить учащегося, а при желании сам учащийся может проверить себя для подготовки. Интерфейс программы прост и доступен каждому. 
автор программы Александр Медведников http://www.medvednikov.com/p/reading-test.html




Использование активных форм работы на уроке, современных образовательных технологий создаёт атмосферу увлечённости, делает интересным самый трудный учебный материал и тем самым облегчает усвоение. Учащиеся включаются в процесс активной познавательной деятельности по изучению учебного материала, что обеспечивает системно – деятельностный подход в обучении и способствует гуманизации начального образования.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шереметова Ольга Васильевна

Дата: 08.02.2016

Номер свидетельства: 290322

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики как условие успешности обучения "
    ["seo_title"] => string(128) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-matiematiki-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "192981"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427549272"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Игра как средство активизация познавательной деятельности учащихся"
    ["seo_title"] => string(72) "ighrakaksriedstvoaktivizatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "273229"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452172968"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ                       КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ                    МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА."
    ["seo_title"] => string(110) "informatsionno-komp-iutiernyie-tiekhnologii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii-mladshiego-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "248171"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446668779"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Информационно - компьютерные технологии  как средство повышения качества знаний младшего  школьника."
    ["seo_title"] => string(112) "informatsionno-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii-mladshiegho-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "248175"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446669490"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства