kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация познавательных процессов младших школьников через игровую деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация познавательных процессов младших школьников через игровую деятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательных процессов младших школьников через игровую деятельность.»

Активизация познавательных процессов младших школьников через игровую деятельность.



В настоящее время внедрение Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования направлено на формирование младшего школьника, способного к дальнейшему успешному обучению и развитию на следующих ступенях образования. Задача учителя на современном этапе заключается не просто в передаче знаний ученику, а в создании условий, при которых он сам их «откроет». На передний план выступает потребность научить ребенка учиться, уметь «добывать знания», а затем уметь их применять и использовать в повседневной жизни при решении конкретных задач. Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка, формирование умения учиться и способности учащихся к самообразованию.

Младший школьный возраст – это этап наиболее интенсивного формирования учебной деятельности ребенка, от характера и результативности которой непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Отличная учеба, осознание своих способностей и умений самостоятельно, быстро и правильно выполнять различные задания приводит к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который наряду с теоретическим рефлексивным мышлением можно считать центральным новообразованием данного возраста.

Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г.Ананьев, М.Ф.Беляев, И.Божович, Л.А.Гордон, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И.Щукина, Н.Р.Морозова. Познавательный интерес в работах ученых изучен достаточно тщательно. Но все-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них – как вызвать устойчивый познавательный интерес у младшего школьника.

Что же такое познавательные интересы? Это, в первую очередь, избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Избирательная направленность интереса обусловлена тем, что каждый ребенок индивидуален и неповторим в своих потребностях. Развиваясь, ребенок постоянно стремится к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес надо систематически укреплять и развивать. И только тогда он станет основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер, в ходе которого у ребенка возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно ищет. Ребенок испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи и удовлетворение от результата.

Положительное влияние познавательный интерес оказывает на протекание психических процессов: мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, которые приобретают особую активность и направленность.

Внимание – это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных.

Воображение – способность человека к спонтанному созданию или преднамеренному построению образов, представлений, которые в пережитом опыте воображающего в целостном виде ранее не воспринимались.

Восприятие – процесс приема и переработки младшим школьником различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Этот процесс завершается формированием образа.

Память – обозначение комплекса познавательных способностей и высших физических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.

Мышление – высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений.

Уровень познавательного интереса младших школьников в процессе учебной деятельности считается невысоким. Индивидуальный подход творческого учителя позволит на уроке такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения. Использование разнообразных форм и методов работы на уроке, положительный эмоциональный настрой педагога, доброжелательная атмосфера доверия и сотрудничества между всеми участниками учебного процесса позволят создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Похвала учителя, одобрение сверстников будут придавать ребенку силу и веру в новые победы.

Игровая деятельность является важной частью жизни младшего школьника. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Понять природу игры, ее феноменальный воспитательный потенциал – это значить понять природу счастливого детства, понять ребенка. Детская игра воспитывает ребенка, развивает в нем милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, фантазию и справедливость, наблюдательность и речь. Играя, ребенок все время стремится идти вперед в своем развитии, а не стоит на месте. В детской игре проявляется потребность ребенка участвовать в окружающей жизни. Игра для детей – это один из способов познания ими мира, действительности. Поэтому переоценить значение игры в жизни ребенка невозможно. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то самое значение, которое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в первую очередь в игре»,-говорил А. С. Макаренко.

Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. В игре ребенок не боится ответственности за ошибки (сколько хочешь, столько и ошибайся), ведь это не урок. Для ребенка игра – это средство самовыражения, проба своих сил. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, где особенно ярко проявляются особенности мышления, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

В игре учитель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет ему найти правильный индивидуальный подход к каждому ребенку. Игры сближают педагога с детьми, помогают установить тесный контакт. Неиграющий коллектив никогда не будет настоящим детским коллективом.

Таким образом, игра выполняет следующие функции:  

- обучающая;

- развлекательная;

- коммуникативная;

- релаксационная;

- психотехническая - формирование у детей навыков по подготовке своего физиологического состояния для эффективной деятельности.

Дети младшего школьного возраста любят играть, они внимательно слушают, когда им читают, любят рисовать, лепить, конструировать, им хочется побегать, они с готовностью выполняют поручения учителя. У детей есть потребность в умственной деятельности, в познании, которые развиваются и закрепляются у ребенка лишь тогда, когда интеллектуальное напряжение приносит ему радость, положительные эмоции, когда познавательная деятельность соответствует индивидуальным склонностям, интересами возможностям ребенка.

Существует несколько типов классификации игр.

I группапредметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы дети познают форму, цвет, обьем, материал, мир животных, мир людей и т. п. Дети 1-2 классов любят игры с куклами, машинками и другими игрушками. В 3 классе интерес к подобным играм пропадает.

II группатворческие, сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Игры этого типа носят коллективный характер, так как отражают отношения в обществе. В основу этих игр положены жизненные или художественные впечатления, которые свободно воспроизводят социальные отношения или разыгрывают фантастические ситуации, которые не имеют пока аналогов в жизни. Основные компоненты ролевой игры – тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

Воспитательное значение сюжетных игр состоит в том, что они служат средством познания реальности, создания коллектива, воспитывают любознательность, наблюдательность, формируют волевые качества личности.

Дети младшего школьного возраста предпочитают игры: «Дочки-матери», «Семья», «Школа», «Магазин», «Я – артистка» и другие.

III группа – дидактические (обучающие) игры. Такие игры требуют от ребенка умение разгадать, распутать, расшифровать, главное – знать предмет. Цель дидактических игр – создать условия для углубления, расширения и закрепления знаний. Как правило, подобные игры используются для повышения успеваемости детей в начальной школе.

IV группа – спортивные (подвижные) игры. Спортивные игры – основное средство физического воспитания младших школьников. Главное преимущество подвижных игр – в ходе игры используются все виды присущих человеку движений: ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча, борьба упражнения с предметами. Уникальной особенностью подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в различных игровых ситуациях, что создает большие возможности для творчества и инициативы.

Спортивные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Они дают ребенку возможность проявлять инициативу, требуют сообразительности, быстроты, ловкости. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других игроков, разгадывать их замыслы и тактику ведения игры.

Дети младшего школьного возраста с удовольствием играют в игры «Успей занять место», «Ручеек», «Знамя», «Два – третий лишний».

V группа – интеллектуальные игры. Это игры «Что? Где? Когда?», «Самый умный», «Брейн - ринг», настольные игры – шахматы, шашки.

  Таким образом, игры-аттракционы, игры на развитие координации движений, игры на мгновенную реакцию, игры, развивающие глазомер человека, игры на развитие внимания, игры со словами и в слова, игры на развитие наблюдательности, артистические игры на воображение, ролевые игры могут быть использованы на различных этапах урока.

Игры на развитие внимания.

1. Игра «Пожалуйста».

Цель: развитие умения концентрации внимания.

Ход игры: Дети становятся около своих рабочих мест (если позволяет пространство, в круг, по одной линии). Воспитатель дает команды, что надо сделать детям. Например, поставьте руки на пояс; попрыгайте на правой ноге; поднимите руки вверх; присядьте. Но дети выполняют задание, если воспитатель перед командой произнесет слово «Пожалуйста». Если это слово не прозвучало, дети задание не выполняют. Темп игры постепенно ускоряется. Воспитатель, чтобы усложнить игру, может голосом давать одну команду, а показывать другое. Дети должны выполнять голосовое задание.

2. Игра «Что изменилось?».

Цель: развитие внимания, памяти.

Ход игры: Воспитатель выставляет 4-5 предметов. Дает детям время на запоминание. Затем дети закрывают глаза, воспитатель забирает (меняет местами, заменяет) один предмет. Ребенок должен назвать что изменилось. Со временем игру можно усложнить, сокращая время на запоминание, или увеличивая количество предметов.

Игры на развитие воображения.

1. Игра «Дорисуй».

Цель: развитие воображения, фантазии.

Ход игры: На листе бумаги нарисованы контуры элементов предметных изображений, простые геометрически фигуры (круг, овал, треугольник, прямая линия). Детям предлагается дорисовать их, чтобы получились узнаваемые картинки, новые предметы.

2. Игра «Спроси и отгадай».

Цель игры: развитие воображения, устной речи, умения грамотно и четко задавать вопросы.

Ход игры: Дети делятся на две команды. Первая команда загадывает слово. Один из участников первой команды выходит, и ему члены второй команды задают вопросы, чтобы отгадать задуманное слово. Вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы игрок первой команды ответил «Да» или «Нет». Затем команды меняются местами.

Игры на тренировку памяти.

1. Игра «Что пропало?»

Цель: развивать внимание.

Ход игры: Ведущий называет ряд слов (5-7), не связанных между собой по смыслу. Второй раз называет не весь ряд, одно слово пропускается. Дети должны повторить пропущенное слово. Со временем можно усложнить игру, подбирая более сложные слова по лексическому значению, или пропуская два слова.

2. Игра «Цепочка».

Цель игры: увеличение обьема памяти, расширение словарного запаса.

Ход игры: Ведущий дает задание, например, назвать слова на букву М. Дети по очереди называют слова, которые начинаются на эту букву. Повторять слова нельзя. Выиграет тот, кто скажет слово последним.


Игры на развитие мышления.

1. Игра «Крокодил».

Цель игры: развитие мыслительных процессов.

Ход игры: Дети делятся на две команды. Первая команда загадывает слово. Игрок этой команды должен жестами, движениями, мимикой показать это слово, не разговаривая. Участники второй команды должны угадать это слово, высказывая свои варианты (можно в форме вопросов). Затем команды меняются местами.

2. Игра «Можно иначе».

Цель игры: развитие творческого мышления.

Ход игры: Ведущий называет какой-либо хорошо известный предмет, например, «чашка». Надо назвать как можно больше способов его другого применения. Чашку можно использовать как подсвечник, подставку для карандашей и т. д. Выиграет тот, кто назовет большее количество различных функций предмета.

Игры на снятие психо-эмоционального напряжения.

1. Игра «Снежки».

Цель: снятие психо-эмоциональной нагрузки.

Ход игры: Дети небольшие куски бумаги комкают до размеров небольшого мячика. Затем ставят ведро на расстоянии 3-5 метров и стараются точным броском попасть «снежком в цель». Уже сам процесс комкания бумаги релаксирует, снимает нервное напряжение.

игроком №1, который ближе к центру круга. Второй игрок из пары убегает, ег 2. Игра «Разрушители».

Цель: снятие психо-эмоциональной нагрузки.

Ход игры: Дети заранее собирают упаковочные коробки разной величины и обьема. Эти коробки можно разукрасить красками. Из них строят замок (крепость). Затем разрушают, бросая маленькие мячики.

Подвижные игры.

1. Игра «Кто не успел?».

Цель игры: развитие скоростных качеств, быстроты реакции, выносливости.

Ход игры: По кругу выставляются стулья, на один меньше, чем играков. Звучит музыка, дети бегут по кругу. Когда музыка замолкает, дети должны сесть на стул. Кому стула не хватило, выбывает. Один стул убирают с круга. Игра продолжается. Кто остался – тот и победитель.

2. Игра «Третий лишний».

Цель: развитие скоростных качеств, быстроты реакции, выносливости.

Ход игры: Дети становятся парами друг за другом в круг. Два игрока без пар, один убегает по внешней стороне круга, другой догоняет. Тот кто убегал, выбирает пару и становится перед о догоняют. Если убегающего догнали, он становится догоняющим.

Материал, изученный в процессе игровой деятельности, забывается учащимися в меньшей степени, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это можно объяснить тем, что в игре гармонично сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более прочным и качественным.

Педагогическая практика показывает, что если в процессе обучения привлекать детей к игровой деятельности, это позволит всесторонне развивать младших школьников, улучшатся их внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение.

Игровая деятельность объединяет детей, учит общаться, находить решения, стимулирует к творчеству, создаёт условия для воспитания дружелюбия, взаимовыручки, честности при соблюдении правил.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Активизация познавательных процессов младших школьников через игровую деятельность.

Автор: Виктория Васильевна Преснухина

Дата: 02.08.2024

Номер свидетельства: 654631

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Игровые технологии как средство активизации умственной и речевой деятельности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(113) "ighrovyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-umstviennoi-i-riechievoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "188434"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426678920"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(71) "rol-didaktichieskoi-ighry-v-sistiemie-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "125303"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414948331"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Игра как средство активизация познавательной деятельности учащихся"
    ["seo_title"] => string(72) "ighrakaksriedstvoaktivizatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "273229"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452172968"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) ""Дидактическая игра, как средство повышения мотивации детей в учебной деятельности младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта""
    ["seo_title"] => string(80) "didakticheskaia_igra_kak_sredstvo_povysheniia_motivatsii_detei_v_uchebnoi_deiate"
    ["file_id"] => string(6) "527180"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1573842815"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства