Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках русского языка
Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках русского языка
Успешность умственной деятельности в значительной мере зависит и от личного желания человека, от его стремления добиться поставленной цели, узнать ранее неизвестное, раскрыть непонятное, изобрести, открыть новое. Такая устремлённость человека, его интерес, его желание находят своё выражение в его активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках русского языка»
Тема: Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках русского языка.
План:
ВВЕДЕНИЕ.
1.Активизация познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.
2. Формирование познавательного интереса младших школьниковна уроках русского языка.
3.Использование занимательных элементов для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.
ВЫВОДЫ.
Список использованной литературы.
Цель: поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся 1-4 классов на уроках русского языка.
Задачи:
Обучение добыванию, уточнению, совершенствованию знаний об окружающем мире для творческого применения в новых условиях для решения новых задач.
Изучение условий мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая должна стать желаемой, приносящей удовлетворение от участия в ней.
Развитие познавательной деятельности в зависимости от мобилизации активности учащихся начальных классов.
Аннотация.
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования.
От того, каково содержание деятельности, как она организована учителем, какие требования он предъявляет ученикам, зависят полнота, темп и характер умственной деятельности детей, а значит и степень ее влияния на развитие умственных способностей каждого школьника .
Успешность умственной деятельности в значительной мере зависит и от личного желания человека, от его стремления добиться поставленной цели, узнать ранее неизвестное, раскрыть непонятное, изобрести, открыть новое. Такая устремлённость человека, его интерес, его желание находят своё выражение в его активности. Именно на то, чтобы рассмотреть пути того как обучение надо строить так, чтобы ребёнку хотелось работать успешнее, вносить что-то новое, своё и направлена данная работа. Чтобы ученик стремился работать без навязчивого руководства, вызывать у него собственные мысли, помогать принимать собственные решения. Действенное средство активизации учения школьников-самостоятельная работа на всех этапах овладения ими знаниями и способами деятельности
Активизация познавательной деятельности учащихся 1-4 классов на уроках русского языка
ВВЕДЕНИЕ
Личность - это духовная сущность человека. А.С.Макаренко считал, что основные характерологические черты личности складываются до 5 – летнего возраста. А в возрасте 7-8 лет, в период начального обучения, в игровой и учебной деятельности раскрываются сущностные силы растущего человека, складывается ядро личности.
Всё, что усваивает ребёнок в этом возрасте, остаётся на всю жизнь . Насильственно «формировать личность» - нельзя . Наоборот, необходимо помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребёнке, создать благоприятные условия для их созревания и развития . Хорошее развитие личности ребёнка, обеспечивается только активной деятельностью, в которой ребёнок полностью реализует свои способности, выражая себя как личность
Поэтому ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности школьников.
А.Дистервег в своей книге « Руководство к образованию немецких учителей» писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение . Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования».
Важнейшим требованием к процессу обучения является активная деятельность учащихся. Это, прежде всего, их активность в учении, которая формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется сознательными и целеустремленными усилиями учащихся для успешного выполнения задач. Вместе с тем активизация познавательной деятельности направлена не только на активность мышления, но и на повышение умственных усилий, на улучшение процесса усвоения знаний, умений и навыков, на формирование познавательной активности учащихся, т.е. качества личности, характеризующего отношение к изучаемому предмету и самому процессу учения. Основу для активизации познавательной деятельности обеспечивает изучение объектов и явлений не только на уровне фактов, которые нужно запомнить, а на уровне проникновения в их сущность. У учащихся появляется потребность понять, объяснить новый, непонятный факт. Противоречие между потребностью в новых знаниях и знаниями, которыми ученик располагает, движет его мысль. Начинается активная работа мысли: ученик осознает стоящую перед ним познавательную задачу и ищет пути ее решения.
Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Познавательная деятельность начинается с ориентировочно-исследовательской деятельности, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для существования человека в среде обитания и решения различных практических задач, которые он ставит перед собой. Можно сказать, что ориентировочно исследовательская деятельность есть первое проявление любознательности, познавательного интереса индивида, его попытка взаимодействовать с окружающим миром.
Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов человеческой деятельности, которые определены в современной психологии (предметной, игровой, продуктивной, трудовой), так как человек в процессе любого занятия (игры, труда, рисования, конструирования и пр.) приобретает систему знаний о предметах окружающего мира и учится преобразовывать их (изменять, дополнять, создавать новые варианты и пр.). И в то же время, любая деятельность, которой занимается индивид, способствует развитию его умения познавать окружающий мир.
Учителю необходимо знать, что познавательная деятельность, как и всякая другая, всегда имеет цель, средства достижения, состоит из процесса преобразования предмета и результата. Для развития умений школьников познавать окружающий мир необходимо учить их определять цель познания, находить средства которые помогут быстро и легко справиться с поставленными задачами, соотнести с ними процесс своей деятельности, а также оценить полученный результат.
Активность в познании играет важную роль для формирования активной жизненной позиции личности. Умственное развитие ребёнка-школьника совершается в процессе его умственной, в первую очередь учебной деятельности. От того, каково содержание деятельности, как она организована учителем, какие требования он предъявляет ученикам, зависят полнота, темп и характер умственной деятельности детей, а значит и степень ее влияния на развитие умственных способностей каждого школьника .
Познавательная деятельность всегда направлена на добывание, уточнение, совершенствование знаний об окружающем его мире и на их творческое применение в новых условиях для решения новых задач. Результатом этой деятельности являются не только новые знания, но и совершенствование самих умственных сил, способностей человека. Ведь всякая деятельность есть известный нервный труд. Он вызывает действия, которые являются упражнением, тренировкой всей нервной деятельности. Человек научается наблюдать, запоминать, сосредотачиваться, рассуждать и т.д Он становится умственно более развитым.
Следовательно, результатом познавательной деятельности человека являются, во-первых, те знания, которые приобрёл о предмете своей деятельности; во – вторых, освоение тех способов, навыков, умений, приёмов, которыми человек пользовался в своей умственной деятельности. Их совершенствование обеспечивает человеку наибольшую успешность и в последующей его деятельности. Многие подобные умения, способности человека, закрепляясь, превращаются в черты его характера. Человек становится внимательным, собранным, сообразительным.
Успешность познавательной деятельности в значительной мере зависит и от личного желания человека, от его стремления добиться поставленной цели, узнать ранее неизвестное, раскрыть непонятное, изобрести, открыть новое. Такая устремлённость человека, его интерес, его желание находят своё выражение в его активности. Так он может без всякого намерения просто случайно услышать и запомнить разговор своих соседей в вагоне железной дороги; он может намеренно слушать этот разговор и, наконец, если он вслушается в речь окружающих, значит, у него есть какая–то цель, значит он мобилизует своё внимание, свои знания, он наиболее активен в восприятии интересного для него содержания. А то, что ему нужно, запоминается быстро и долго не забывается. Продуктивность умственной деятельности будет резко различной в зависимости от того, насколько мобилизована активность человека.
Роль собственной активности человека в его деятельности и развитии побуждает учителей – практиков обратить особое внимание на активизацию деятельности учащихся ( всех возрастов ) в их учебной работе. Активность нужна при слушании учащимися рассказа учителя. От школьника здесь требуется активное внимание, старание понять изложение учителя и запомнить материал. Только активное повторение является продуктивным, без активности немыслимо самостоятельное приобретение учеником новых знаний, выполнение творческой работы, в которой требуется применить знание для решения каких-либо задач.
Обучение надо строить так, чтобы ребёнку хотелось работать успешнее, вносить что-то новое, своё. Надо, чтобы ученик стремился работать без навязчивого руководства, вызывать у него собственные мысли, помогать принимать собственные решения. Действенное средство активизации учения школьников-самостоятельная работа на всех этапах овладения ими знаниями и способами деятельности.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удач. Познавательный интерес не только положительно влияет на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения младших школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса даже у слабых учеников учебная работа протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности ученика и систематической целенаправленной воспитательной деятельности становится устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идёт совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности. Не один раз я спрашивала у первоклассников, собирающихся в школу, хотят ли они учиться и как будут учиться. В ответ всегда слышала, что получать каждый из них намерен только пятёрки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребёнка в школу, тоже желают ему хорошей учёбы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.
К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Я не хочу, чтобы с первых лет обучения ребёнок стал тяготиться школой, поэтому забочусь о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребёнок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии. Особенное значение работа над развитием детей имеет в начальных классах являющейся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.
Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.
Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. Вопрос о движущих силах развития ребенка решается в контексте понятия ведущей деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность.
Для ученика цели обучения трансформируются в мотивы учебной деятельности. Вот почему смыслообразующим началом деятельности учения являются его внутренние побуждения. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны заботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые бы лежали не “вне”, а в самом процессе обучения.
Цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Учебный процесс должен протекать в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность и самообучению, самоорганизации. К. Д. Ушинский определил это так: “Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей”. Формированию познавательной деятельности и способствуют познавательные интересы учащихся, создающие и внешние и внутренние условия обучения.
Структура учебной мотивации связана с эмоциональной сферой. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна. Итак, через повышение интереса к учебному материалу и через возбуждение желания учиться, через развитие потребности ученика заниматься познавательной деятельностью, необходимо формировать познавательный интерес.
2. Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка
Например, в связи с темой «Корень слова». К существительным гроза, крик, шум, луна подобрать по два однокоренных слова: прилагательное и глагол. Выделить корни слов
Образец: весело – весёлый – веселиться
Чтобы подобрать однокоренные слова, надо представить себе, какие же слова называются так: у них общая часть и значение. Происходит анализ и операция сличения и сравнения слов; дети вспоминают на какие вопросы отвечают прилагательные ( какой? какое? какая?), глагол ( что делает? что сделает?). Выделяется корень.
Итак, орфографический анализ, подбор слов с определённым признаком. обобщение ( нахождение корня слова). это задание позволяет учащимся повторить пройденное о частях речи и увидеть способ образования однокоренных слов. Важная роль при этом отводится развитию логического мышления ученика.
Для познавательной деятельности при объяснении нового материала интересны такие задания, которые позволяют учащимся самим сделать вывод правила, например, выделить ту часть слова, которая меняет его значение:
Написал сочинение, дописал сочинение, переписал сочинение. Вывод: приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и придаёт слову новое значение.
Здесь вывод правила возникает как решение задачи, поставленной вначале. С усложнением задания изменяется и степень активности и самостоятельности учащихся в выполнении их.
Рассмотрим задания по теме «Безударные гласные»:1) Поставить имена существительные в другом числе: сосна, земля, звено, зима, мячи.
Какое из двух слов является проверочным? Почему?
Образец : леса – лес
Здесь есть и условия распознавания правила и условия применения правила.
Настала зима. Солнце встаёт поздно. Утром был сильный мороз. На дворе, на крышах домов снег лежит. Деревья стоят белые. Все дорожки в лесу замело.
Указать, в каких словах безударная гласная является проверяемой, в каких непроверяемой.
Первое задание подводит учащихся к пониманию основного правила узнавания гласной в корне. Второе – закрепляет это понятие. Третье – позволяет найти их в связном тексте и поработать со словарём. Они проверяют не столько, как ученик усвоил пройденный материал, а как умеет обобщить то, что знает, и применить в новых условиях с новым содержанием.
Созданию чувства новизны, удивления . которое должно стать источником желания самостоятельно решить поставленную задачу, ответить на необычный вопрос, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке.
Проблемные ситуации в зависимости от этапа обучения можно разделить на :
1) входные
2) внутренние (тактические)
3) итоговые, обобщающие.
Входные ситуации обычно используются на начальном этапе обучения, например, на этапе формирования понятия о какой – либо части речи. Так начиная тему «Глагол», можно предложить такую ситуацию, опираясь на имеющиеся у учащихся представления о существительном и его признаках. Целесообразно сопоставить однокоренные глагол и существительное, например зелень и зеленеть( учитель записывает на доске предложения с данными словами). Я любовался яркой зеленью молодой травы. На лугу зеленеет трава.
Вопрос формулируется следующим образом: «Почему слова зелень и зеленеет при всём сходстве их значений следует отнести к разным частям речи?» Созданием и разрешением проблемной ситуации, основанной на сходстве и различии сопоставляемых слов, руководит сам учитель. При активной актуализации знаний учащиеся вспоминают, что существительное отвечает на вопросы кто? что?, изменяются по числам и падежам, являются в предложении подлежащим или дополнением и делают вывод, что слово зелень – имя существительное. Далее ученики выясняют, что ни один из названных признаков ( вопрос, формы изменения, синтаксическая роль) слов зелень и зеленеет не совпадает, следовательно являются разными частями речи – существительным и глаголом.
Внутренние проблемные ситуации призваны обеспечить познавательную активность в процессе изучения конкретного учебного вопроса, выполняя роль «тактических» приёмов при объяснении нового материала. Подобная проблемная ситуация может быть использована, например, при изучении темы «Разноспрягаемые глаголы», после того как учащиеся получили представление об основных типах спряжения.
Учитель записывает глаголы в три столбика:
І пою - поёшь - поёт - поют
ІІ говорю - говоришь - говорит - говорят
ІІІ хочу – хочешь – хочет – хотят
Учащиеся определяют тип спряжения ( І и ІІ ) глаголов в первом и втором столбиках и затем решают «внутреннюю» проблемную ситуацию между имеющимися у них знаниями о спряжении глагола и новыми сведениями о нём. Данная проблемная ситуация может быть предложена ученикам в виде воображаемого диалога учителя с учениками.
Учитель: По какому типу спряжения изменяется глагол хотеть? 1 –й ученик: По типу І спряжения.
2 - й ученик: Неправильно. По типу ІІ спряжения.
Учитель: Вы оба правы, но в то же время оба ваши ответа неверны. Почему так сказал учитель?
Учащиеся отвечают, что глагол хотеть при изменении по лицам имеет в одних случаях окончание І спряжения. а в других ІІ спряжения. Далее этот материал закрепляется на других разноспрягаемых глаголах. Устойчивый познавательный интерес формируется различными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. снимает усталость, позволяет удерживать внимание.
Именно поэтому в начальных классах необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей. Игры используются и как метод обучения, и как средство организации учащихся на всех этапах урока. Любимые животные, игрушки, герои сказок приходят в класс с разнообразными заданиями ( в конверте, в кармане, в сумке ). Дети в течение урока помогают Буратино достать золотой ключик, выручают Колобка при встрече с разными героями из сказки… Обучая литературных героев дети учатся сами.
Например: - Игра – соревнование « Аукцион»
Дети должны подобрать как можно больше слов по схеме за две минуты.
за___ала по___ка
- «Эстафета»
Предлагается задание: предложенный корень «одеть», т.е. подобрать как можно больше однокоренных слов. Кто быстрее? Однокоренные слова дети записывают по очереди. передавая эстафетную палочку. Если в группе кто-то записывает слово неверно, следующий ученик исправляет ошибку. Игра продолжается до победы одной из команд.
В начальных классах игра возникает на каждом уроке, на каждом его этапе и содержит как бы два элемента познавательный и игровой. В работе очень важно, чтобы ни один из них не был упущен. Иначе эффективность игры может быть сведена к нулю.
Закрепляя изученный орфографический материал, учитель предлагает не просто диктант, а игру «Волшебная яблоня», на которой растут волшебные яблоки с буквами. Сорвать яблочко может тот ученик, который правильно называет букву в слове на то или иное правило.
Игра пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. При этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. Воспитывается дисциплина, воля, характер. Учитель начальных классов должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки – интересными. Для этого нужно использовать в работе все более нетрадиционные формы и средства обучения русскому языку. Важно , чтобы дети не только почувствовали красоту родного русского языка, но и полюбили его, осознали его богатство.
3. Использование занимательных элементов для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности эффективно использовать на уроке занимательные элементы. Они традиционно применяется в обучении как средство возбуждения интереса к учению. К ним можно отнести ребусы, кроссворды, карточки с анаграммами, тезаурусы, схемоконспекты, графические диктанты, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес обучаемых к изучаемому предмету. Основу таких учебно-познавательных подходов составляют термины русского языка . Для организации основных подходов к учебной деятельности не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания. Решать поставленную задачу усвоения предметной терминологии помогает работа с ребусами и кроссвордами. Польза ребусов заключается в необычном представлении терминов русского языка. Их можно решать в начале изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл. Появившиеся таким необычным способом термины, как правило, запоминаются лучше. Ребусы можно расшифровывать и при повторении, когда учащиеся сами объясняют смысл предложенного понятия.
.
Хотелось обратиться к довольно редкому для русского языка средству проверки знаний обучаемых, каковым является решение кроссвордов.
Решение кроссвордов - полезное умственное занятие на любом этапе обучения. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания. Кроссворды полезны каждому, так как расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Их решение тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.
Наряду с достоинствами у этого способа есть и свои недостатки, в первую очередь узкие границы использования. Как верно замечено Головиной Т.В., «подобным способом можно контролировать лишь знание основных определений и терминологии, позволяющих ученику правильно сформулировать свою мысль при и ответе и грамотно задать вопрос учителю».
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ НА КОНЦЕ
К данным именам существительным подберите противоположные по смыслу имена существительные с шипящими на конце и прочтите ключевое слово.
Наряду с элементами по решению кроссвордов и ребусов, можно использовать такие компоненты, как графические диктанты, в которых ответы записываются определенными знаками, самостоятельные работы с различным уровнем сложности - разноуровневые карточки. При выполнении таких заданий учащиеся стремятся познать больше нового, их увлекают трудности, они испытывают удовлетворение от полученного результата, т.е. формируется учебно-познавательная деятельность.
Одним из способов организации, призванных усвоить и закрепить знания, а также побуждать к дальнейшей учебной работе могут служить графические схемы (схемоконспекты).Заполнение схемы позволяет мысленно выстроить цепь рассуждений и соответственно расположить учебные понятия так, чтобы обучаемый получал удовлетворение от правильно выполненной работы. Такой способ позволит ускорить контрольную процедуру в учебном процессе.
Для оценки знаний учащегося в учебно-познавательном процессе можно также использовать графические диктанты. Правильно составленный графический диктант представляет собой совокупность сбалансированных теоретических вопросов, утверждений. Количество вопросов в графическом диктанте по различным разделам должно быть таким, чтобы отразить основное содержание предмета. Графический диктант направлен на повышение интереса к результату и оцениванию деятельности учащегося, заставляет мыслить логически, сравнивать, а также рассуждать.
Интерес к изучаемому материалу вызывают трехуровневые карточки, которые дают возможность учащимся выбрать задание по своим способностям и уровню знаний, помогают учащимся испытать чувство эмоционального обогащения от сделанного, одновременно развивая сообразительность, находчивость, способствует более прочному усвоению знаний. Такие серии заданий позволяют активно включатся учащимся в учебный процесс предмета «Русский язык» . Учащимся нравится работать с анаграммами, это повышает уровень творческого труда. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. При этом выявляется глубина знаний теоретических вопросов. Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия. Путем перестановки букв нужно составить слова и определить слово, относящееся к русскому языку. Все буквы должны быть использованы. Объяснить смысл этого понятия, с точки зрения лингвистики (русского языка). Например: «АДПЕЖ, АОИТ, ТОРЛЯКУКАЛЬ, УХЛС. Падеж, нота, калькулятор, слух. Падеж - это словоизменительная лексико-грамматическая категория имени существительного, значение которого зависит не только от синтаксической функции, но и от связи с другими словами в словосочетании и предложении». Один из способов активизации деятельности учащихся является применение тезаурусов, которое позволяет запомнить базовые понятия по предмету, активизировать процесс обучения, упрощает процесс подготовки учащихся, развивает познавательные силы и поисковую деятельность обучаемых.
Теза́урус (от греч. θησαυρός — сокровище), в общем смысле — специальная терминология, более строго и предметно — словарь, собрание сведений, корпус или свод, полномерно охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности, что должно способствовать правильной лексической, корпоративной коммуникации (проще говоря — пониманию в общении и взаимодействии лиц, связанных одной дисциплиной или профессией); в современной лингвистике — особая разновидность словарей общей или специальной лексики, в которых указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, и т. п.) между лексическими единицами.
Практическое применение тезаурусов дает очень хорошее запоминание учащимися основных лингвистических терминов.
Все рассмотренные элементы занимательности доказывают то, что они дают возможность закреплять все основные разделы русского языка, основные единицы уровней, важнейшие термины, помогают заложить теоретическую базу, формируют коммуникативные качества, популяризируют предмет. Они заставляют учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память, помогают увидеть и объяснить многое в языке. Все это и активизирует учащихся на учебно-познавательную деятельность по предмету «Русский язык».
ВЫВОДЫ
Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения - вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, а значит, и качество работы учителя.
Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребенку в классе, является творческая работа детей. Творческие задания, при выполнении которых дети что-то придумывают, составляют, сочиняют, изобретают, должны проводиться систематически.
Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которую призваны решать педагоги, психологи, методисты и учителя.
Учебная деятельность школьника – это целенаправленная познавательная деятельность, протекающая в специально организованных условиях. Развивающее обучение выходит за пределы одной учебной дисциплины. Оно направлено на формирование личностных качеств, в том числе и таких качеств как любознательность, трудолюбие, работоспособность, целеустремленность, для которых в школьные годы определяющим является правильная организация познавательной деятельности.
Осуществляя учебно-познавательную деятельность и стремясь к гармоничному ее развитию, за основу должен быть взят принцип единства эмоционального и интеллектуального как важнейшее условие, соблюдение которого позволит сформировать и развить в ребенке так необходимые творческие умения и навыки, с помощью которых он сможет не только познавать мир, но и активно преобразовывать его.
Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. - М.: Проспект, 2003. - 242 с.
Грищенко А.И. Использование рисунков на уроке русского языка как средство достижения эффективности знаний // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. - 548 с. С. 47-53.
Лунева Л.П. Нетрадиционные жанры сочинений как способ пробуждения интереса к предмету // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. - 548 с. С. 53-58.
Псарёва С.А. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся по предмету «Русский язык». - М.: Просвещение-АСТ, 2003. - 320 с.
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1997. - 268 с.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 226 с.
Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Просвещение-АСТ, 1997. - 430 с.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1992. - 278 с.
Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. - М.: Педагогика, 1991. - 342 с.