Активизация познавательной деятельности обучающихся с использованием инновационных технологий обучения
Активизация познавательной деятельности обучающихся с использованием инновационных технологий обучения
Наше время – это время перемен. Сегодня российское образование претерпевает существенные изменения, направленные на развитие личности учащегося. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, творческих, самостоятельных, целеустремленных, способных самостоятельно принимать нестандартные решения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности обучающихся с использованием инновационных технологий обучения»
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Учение, лишённое всякого интереса
и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к
овладению знаниями.
Приохотить ребёнка к учению –
гораздо более достойная задача,
чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Наше время – это время перемен. Сегодня российское образование претерпевает существенные изменения, направленные на развитие личности учащегося. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, творческих, самостоятельных, целеустремленных, способных самостоятельно принимать нестандартные решения.
Современный мир информационных технологий диктует, чтобы выпускники среднего профессионального образования были конкурентоспособны на рынке труда и эффективно выполняли свою профессиональную работу. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится повышение эффективности и качества обучения. Ключевой проблемой в решении этой задачи является активизация познавательной деятельности обучающихся.
Как сформировать у обучающегося желание учиться, чем новым его заинтересовать на уроке так, чтобы он стремился к новым знаниям? Вот, наверное, самые основные вопросы мотивации обучения.
Активизация процесса обучения у обучающегося без роста его познавательного интереса практически невозможна.
Изучение данной проблемы требует определения такого понятия, как «педагогическая инновация», «инновационные технологии обучения».
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“.
Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью. [6, 17]
В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:
Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого обучающегося. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателей), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности;
Компетентностный подход – новый для российской школы. Он акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность учащегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях. [8,1]
Инновационные технологии — наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения.
В педагогике различают несколько моделей обучения: 1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); 2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); 3) интерактивная – взаимодействие. (моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:
«Мозговой штурм» (атака)
Мини-лекция
Контрольный лист или тест
Ролевая игра
Игровые упражнения
Разработка проекта
Решение ситуационных задач
Приглашение визитера
Дискуссия группы экспертов
Интервью
Инсценировка
Проигрывание ситуаций
Выступление в роли обучающего
Обсуждение сюжетных рисунков
Опрос–Квиз (контроль) и др.
Любая технология обладает средствами, активирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
На своей практике для активации познавательного интереса к урокам у обучающихся, я успешно использую технологию проблемного обучения.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуация. [5,56 ]
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов преподавателя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально.
Например, при изучении темы «Системы счисления», я предлагаю обучающимся ознакомиться с интересным шуточным стихотворением А.Н.Старикова
«Необыкновенная девочка» Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила – Все это правда, а не бред. Когда, пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий. Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И десять загорелых рук Портфель и поводок держали. И десять темно-синих глаз Рассматривали мир привычно… Но станет все сейчас обычным, Когда поймете мой рассказ
Далее задаю вопросы:
Как считаете: может ли девочка жить тысячу сто лет?
Каким по размерам должен быть портфель, чтобы в нем поместить 100 книг?
Имеет ли стихотворение смысл?
И если имеет, то почему такие не состыковки с реальной жизнью?
И т.д.
В основном, после прочтения данного стихотворения, эмоциональное состояние учащихся улучшается и многие считают, что это была шутка, и данное стихотворение не несет смысловой нагрузки. Однако, после объяснения мною факта, что данное стихотворение осмысленно, написано верно, и что на данном уроке наша задача научиться понимать такие высказывания, обучающиеся с интересом принимаются к изучению новой темы.
Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Данная технология позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала.
Для активации познавательного интереса к обучению у обучающихся, я использую проектно- исследовательскую технологию обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Проектное обучение предусматривает три вида урочных занятий для формирования проектной деятельности:
проектный урок, который включает в себя или целиком состоит из работы над проектом;
урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям;
урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные.
Тематика проектов затрагивает не только математику и информатику, но и другие науки.
Целевая установка проектной технологии:
окружающая жизнь – лаборатория, в которой происходит процесс познания;
самообучение в процессе познания.
Используемые дидактические модели обучения: поисковая, исследовательская.
Так на уроках-исследованиях с использованием ИКТ, при изучении темы «График функций. Построение графиков функций», в ходе работы, обучающиеся сами добывают знания. Учащиеся выдвигают гипотезы о виде графика, а затем с помощью стандартной программы Microsoft Excel строят графики тригонометрических функций и на экране монитора прослеживают преобразования графиков, составляют порядок изменений графиков и делают соответствующие выводы. Я считаю, что такой урок очень эффективен в усвоении материала, т.к. обучающиеся подтверждают правильность своих действий при построении графиков с помощью наглядного примера на экране. Таким образом, создается благоприятный психологический климат.
В качестве мотивации обучающихся к обучению и инструмента мониторинга учебного процесса на уроках информатики активно использую тестирование с помощью свободно распространяемой бесплатной программы (freeware) Hyper Test (разработчик Рыбалкин Константин Геннадьевич).
Программа предназначена для проверки знаний (тестирования). В отличии от других программ, она обладает следующими преимуществами: базы могут содержать до 1024 вопросов; количество ответов на вопрос - не более 20; возможен выбор нескольких ответов при тестировании; возврат к не отвеченным вопросам; кодирование баз с вопросами; ведение протокола тестирования; блокировка системных настроек паролем; удобный и понятный интерфейс.
Тестовые задания должны отвечать ряду правил:
задание должно быть кратким и технологичным.
задание должно быть сформулировано логично и однозначно.
правила оценки ответа и инструкции к выполнению должны быть одинаковыми для всех испытуемых
Тестирование провожу по блокам. После изучения каждого раздела обучающимся предоставляется тест с содержанием 30-35 заданий с вариантами ответов. Таким образом, к концу учебного года в итоговом тестировании в общей сложности получается около 150-180 заданий. При проведении контроля знаний выставляю необходимое число вопросов для прохождения теста, и программа автоматически выбирает любые из получившейся базы заданий в хаотичном порядке. Таким образом, получается постепенная подготовка учащихся к контролю знаний. Также использование программы Hyper Test позволяет обучающимся выполнять задания в доступном ему ритме, позволяет вернуться к предыдущему вопросу и при желании сменить свой ответ. В результате чего, получается избегать стрессовых ситуаций у обучающихся при подготовке к контролю уровня их знаний, психологическая атмосфера на занятиях при использовании тестирования улучшается, а также возрастает активность учащихся.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что управление познавательной деятельностью с помощью проектно-исследовательской технологии и технологии проблемного обучения, а также с использованием средств ИКТ на занятиях повышает познавательную активность обучающихся, что приводит к повышению эффективности обучения.
Литература:
Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф.: г. Казань, октябрь 2014 г.
Формы и методы общеобразовательной подготовки (изд-е 2-5: доп. и перераб.) Под ред. М. И. Махмутова. - М.: Педагогика, 2002.
Григорьев С.Г. Мультимедиа в образовании / С.Г.Григорьев, В.В.Гриншкун. - М.: Педагогика, 2002
Носкова Т.Н. Аудиовизуальные технологии в образовании / Т.Н.Носкова. - СПб.: СПбГУКиТ, 2004.
Научно-методический журнал «Методист» №2 2018г.
https://studfiles.net/preview/1742200
Балин А. В. Использование инновационных методов в образовании // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 724-725. — URL https://moluch.ru/archive/61/9007/ (дата обращения: 14.11.2018).