kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация познавательной деятельности обучающихся с использованием инновационных технологий обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наше время – это время перемен. Сегодня российское образование претерпевает существенные изменения, направленные на развитие личности учащегося. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, творческих, самостоятельных, целеустремленных, способных самостоятельно принимать нестандартные решения.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности обучающихся с использованием инновационных технологий обучения»


АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Учение, лишённое всякого интереса

и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к

овладению знаниями.

Приохотить ребёнка к учению –

гораздо более достойная задача,

чем приневолить.

                               К.Д. Ушинский

Наше время – это время перемен. Сегодня российское образование претерпевает существенные изменения, направленные на развитие личности учащегося. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, творческих, самостоятельных, целеустремленных, способных самостоятельно принимать нестандартные решения.

Современный мир информационных технологий диктует, чтобы выпускники среднего профессионального образования были конкурентоспособны на рынке труда и эффективно выполняли свою профессиональную работу. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится повышение эффективности и качества обучения. Ключевой проблемой в решении этой задачи является активизация познавательной деятельности обучающихся.

Как сформировать у обучающегося желание учиться, чем новым его заинтересовать на уроке так, чтобы он стремился к новым знаниям? Вот, наверное, самые основные вопросы мотивации обучения.

Активизация процесса обучения у обучающегося без роста его познавательного интереса практически невозможна.

Изучение данной проблемы требует определения такого понятия, как «педагогическая инновация», «инновационные технологии обучения».

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“.

Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью. [6, 17]

В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:

  • Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого обучающегося. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателей), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности;

  • Компетентностный подход – новый для российской школы. Он акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность учащегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях. [8,1]

Инновационные технологии — наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения.

В педагогике различают несколько моделей обучения: 1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); 2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); 3) интерактивная – взаимодействие. (моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

  • «Мозговой штурм» (атака)

  • Мини-лекция

  • Контрольный лист или тест

  • Ролевая игра

  • Игровые упражнения

  • Разработка проекта

  • Решение ситуационных задач

  • Приглашение визитера

  • Дискуссия группы экспертов

  • Интервью

  • Инсценировка

  • Проигрывание ситуаций

  • Выступление в роли обучающего

  • Обсуждение сюжетных рисунков

  • Опрос–Квиз (контроль) и др.

Любая технология обладает средствами, активирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

На своей практике для активации познавательного интереса к урокам у обучающихся, я успешно использую технологию проблемного обучения.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуация. [5,56 ]

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов преподавателя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально.

Например, при изучении темы «Системы счисления», я предлагаю обучающимся ознакомиться с интересным шуточным стихотворением А.Н.Старикова


«Необыкновенная девочка»
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила – 
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет все сейчас обычным, 
Когда поймете мой рассказ


Далее задаю вопросы:

  1. Как считаете: может ли девочка жить тысячу сто лет?

  2. Каким по размерам должен быть портфель, чтобы в нем поместить 100 книг?

  3. Имеет ли стихотворение смысл?

  4. И если имеет, то почему такие не состыковки с реальной жизнью?

И т.д.

В основном, после прочтения данного стихотворения, эмоциональное состояние учащихся улучшается и многие считают, что это была шутка, и данное стихотворение не несет смысловой нагрузки. Однако, после объяснения мною факта, что данное стихотворение осмысленно, написано верно, и что на данном уроке наша задача научиться понимать такие высказывания, обучающиеся с интересом принимаются к изучению новой темы.

Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Данная технология позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала.

Для активации познавательного интереса к обучению у обучающихся, я использую проектно- исследовательскую технологию обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Проектное обучение предусматривает три вида урочных занятий для формирования проектной деятельности:

  • проектный урок, который включает в себя или целиком состоит из работы над проектом;

  • урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям;

  • урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные.

Тематика проектов затрагивает не только математику и информатику, но и другие науки.

Целевая установка проектной технологии:

  • окружающая жизнь – лаборатория, в которой происходит процесс познания;

  • самообучение в процессе познания.

Используемые дидактические модели обучения: поисковая, исследовательская.

Так на уроках-исследованиях с использованием ИКТ, при изучении темы «График функций. Построение графиков функций», в ходе работы, обучающиеся сами добывают знания. Учащиеся выдвигают гипотезы о виде графика, а затем с помощью стандартной программы Microsoft Excel строят графики тригонометрических функций и на экране монитора прослеживают преобразования графиков, составляют порядок изменений графиков и делают соответствующие выводы. Я считаю, что такой урок очень эффективен в усвоении материала, т.к. обучающиеся подтверждают правильность своих действий при построении графиков с помощью наглядного примера на экране. Таким образом, создается благоприятный психологический климат.

В качестве мотивации обучающихся к обучению и инструмента мониторинга учебного процесса на уроках информатики активно использую тестирование с помощью свободно распространяемой бесплатной программы (freeware) Hyper Test (разработчик Рыбалкин Константин Геннадьевич).

Программа предназначена для проверки знаний (тестирования). В отличии от других программ, она обладает следующими преимуществами: базы могут содержать до 1024 вопросов; количество ответов на вопрос - не более 20; возможен выбор нескольких ответов при тестировании; возврат к не отвеченным вопросам; кодирование баз с вопросами; ведение протокола тестирования; блокировка системных настроек паролем; удобный и понятный интерфейс.

Тестовые задания должны отвечать ряду правил:

  • задание должно быть кратким и технологичным.

  • задание должно быть сформулировано логично и однозначно.

  • правила оценки ответа и инструкции к выполнению должны быть одинаковыми для всех испытуемых

Тестирование провожу по блокам. После изучения каждого раздела обучающимся предоставляется тест с содержанием 30-35 заданий с вариантами ответов. Таким образом, к концу учебного года в итоговом тестировании в общей сложности получается около 150-180 заданий. При проведении контроля знаний выставляю необходимое число вопросов для прохождения теста, и программа автоматически выбирает любые из получившейся базы заданий в хаотичном порядке. Таким образом, получается постепенная подготовка учащихся к контролю знаний. Также использование программы Hyper Test позволяет обучающимся выполнять задания в доступном ему ритме, позволяет вернуться к предыдущему вопросу и при желании сменить свой ответ. В результате чего, получается избегать стрессовых ситуаций у обучающихся при подготовке к контролю уровня их знаний, психологическая атмосфера на занятиях при использовании тестирования улучшается, а также возрастает активность учащихся.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что управление познавательной деятельностью с помощью проектно-исследовательской технологии и технологии проблемного обучения, а также с использованием средств ИКТ на занятиях повышает познавательную активность обучающихся, что приводит к повышению эффективности обучения.


Литература:

  1. Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф.: г. Казань, октябрь 2014 г.

  2. Формы и методы общеобразовательной подготовки (изд-е 2-5: доп. и перераб.) Под ред. М. И. Махмутова. - М.: Педагогика, 2002.

  3. Григорьев С.Г. Мультимедиа в образовании / С.Г.Григорьев, В.В.Гриншкун. - М.: Педагогика, 2002

  4. Носкова Т.Н. Аудиовизуальные технологии в образовании / Т.Н.Носкова. - СПб.: СПбГУКиТ, 2004.

  5. Научно-методический журнал «Методист» №2 2018г.

  6. https://studfiles.net/preview/1742200

  7. Балин А. В. Использование инновационных методов в образовании // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 724-725. — URL https://moluch.ru/archive/61/9007/ (дата обращения: 14.11.2018).

  8. https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsionnye-pedagogicheskie-tehnologii




4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Ахмедьянова Миннур Нурмухаметовна

Дата: 22.10.2020

Номер свидетельства: 560973

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики. "
    ["seo_title"] => string(87) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "110119"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405563288"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий»"
    ["seo_title"] => string(80) "aktivizatsiia_uchiebno_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_na_osnovie"
    ["file_id"] => string(6) "380234"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484597644"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Инновационные технологии на уроках химии "
    ["seo_title"] => string(47) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "111114"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407077028"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Инновационные уроки"
    ["seo_title"] => string(21) "innovatsionnyie_uroki"
    ["file_id"] => string(6) "464008"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1522242183"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства