kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из проблем, волнующих учителя, является вопрос: как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям,  сформировать потребность в  самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка»»






Тема:

«Активизация познавательной деятельности


на уроках русского языка»




































Тема: ««Активизация познавательной деятельности

на уроках русского языка»


Постановка проблемы: Одной из проблем, волнующих учителя, является вопрос: как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, сформировать потребность в самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Гипотеза: Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать знаниями, умениями и навыками, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.

Цель - постараться сделать так, чтобы поддержать в своих учениках любознательность и познавательный интерес. Требования, предъявляемые к современной школе, обусловили необходимость пересмотра целей, содержания и технологий обучения.

.

Задачи:

  • Развитие творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения;

  • создание таких условий, когда у учащихся формируется потребность в реализации творческого потенциала.

Сроки проекта: 2 года


Целевая группа: учащиеся и учитель


Место реализации: МБОУ СШ № 79 ( 2018-2019 г.)


Ожидаемые результаты: Повышения уровня сформированности знаний учащихся по предметам.


Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Степень активности школьников является реакцией, методы и приёмы работы являются показателем моего педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное - средств и методов, в том числе – средств и методов обучения в рамках начальной школы.




План работы по самообразованию



Этапы

Содержание работы

Сроки

1. Диагно­стический

1. Анализ затруднений: как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, сформировать потребность в самостоятельном поиске.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы:

  • Т.И. Щукина «Актуальность проблемы активизации учебно-познавательной дея­тельности»,

  • А.Ф. Казакова «Успех - важный стимул положительного отношения к деятельности»,

  • Л.С. Кулыгина «Активизация учения: сущность и содержание»,

  • Хижнякова О.И. «Современные образовательные технологии в начальной школе»,

  • А.А. Окунева «Спасибо за урок, дети!».

  • интернет-возможностей, имеющегося опыта по проблеме.

Сентябрь-ноябрь 2018г.

2. Прогностический

1. Определение цели и задач работы над темой. Помочь учащимся осознать необходимость развивать свои познавательные способности и творческие силы в учебной и внеурочной деятельности.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов: участие с детьми в олимпиадах, повышения уровня сформированности знаний учащихся по предмету.

.

Декабрь, 2019г.

3. Практи­ческий

1. Система мер, направлен­ных на решение проблемы: использование нетрадиционных форм организации урока:

Урок– игра, урок- викторина, урок– конкурс, урок путешествие и т.д.

индивидуальная деятельность, работа в паре, в группе, фронтальная работа и т.д.

2. Формирование методического комплекса.




3. Отслеживание процесса, текущих, проме­жуточных результатов.

4. Корректировка работы.

Весь год

4. Обобща­ющий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов.

Май, 2019г.




Знакомство с проектом:

Выступление на МО, семинаре МБОУ СШ № 79)



































Основная часть.

Педагогическая система опыта и его своеобразие.

Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

В.А.Сухомлинский

Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знание родного языка даётся ребёнку с детства, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Главная задача обучения русскому языку – развивать школьника как личность, умеющую полноценно владеть устной и письменной речью, ведь « с русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком». (К. Паустовский). Поэтому с первых уроков стараюсь воспитывать у детей интерес и прививать любовь к русскому языку.

Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.

Анализ, проводимых мною уроков, показал, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от их средств, что имеются в расположении учителя. На уроках закрепления или повторения материала обычно интерес учащихся падает, поэтому необходимо отыскивать для их проведения нестандартные виды работ.

На помощь учителю приходят нетрадиционные формы уроков:

1)урок-соревнование;

2) урок – игра;

3) урок – викторина;

4) урок – конкурс;

5) урок творчества;

6)урок–путешествия;

7) интегрированный урок;

8)урок–творческий отчет;

9)уроки взаимообучения;

10) урок- зачёт;

11) урок открытых мыслей;

12) урок- турнир;

13) аукцион знаний;

14)урок фантазиирования;

15) урок творчества;

16) урок - сказка;

17)волшебный конверт;

18)урок-эврик


Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения именно в рамках педагогики сотрудничества, которая приветствует нестандартные уроки. Для неё также равноправны и желательны все виды учебных занятий на уроке: индивидуальная деятельность, работа в паре, в группе, фронтальная работа и т.д.

Проведение уроков, которые содействуют развитию интеллектуальных способностей учащихся, требуют от меня высокой квалификации и большой подготовки.

Курс русского языка в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний из орфографии, морфологии и синтаксиса. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать грамматические умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры; но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность.

Чтобы достичь этого необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться.
Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. На своих уроках учу наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь мне приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся и будет постоянным активизирующим фактором.

Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание», ненавязчиво корректирую их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.

Проблемная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности.

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
















Фрагмент урока, тема которого «Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных, проверяемых ударением».

Форма урока: урок-сказка.

Цели урока:

обобщить и закрепить знания учащихся о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением; вырабатывать орфографическую зоркость; развивать речь, творческое мышление, внимание, память учащихся; формировать коммуникативную культуру, приобщать к компьютерным технологиям; воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность.

II. Вступительное слово учителя.

Ребята, вы любите сказки?

Все на свете любят сказки. И любовь эта начинается с детства. Волшебные, весёлые и даже страшные сказки всегда интересны. Но не только интерес, не только развлечения есть в сказках. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», - писал Александр Сергеевич Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок. Сказки обычно начинаются по – разному: «В некотором царстве – в некотором государстве…», «Жили- были…». А мы начнем нашу сказку так:

Как–то в прекрасную Страну Знаний прилетела Фея. Встречать её вышли гласные буквы (-ребята, а какие вы знаете гласные буквы?), но не понравился ей приём, и она их заколдовала. Да так, что стали они друг на друга похожи. Полетела волшебница дальше, а в стране началась величайшая путаница. Буква О стала похожа на букву А, буква И на Е, буква Е на Я.Дети начали делать ошибки в словах. И однажды с ними также произошло превращение. (Фрагмент из мультфильма «Барби и Лебединое озеро»). Дети стали превращаться то в зверюшек, то в детей. У них появились ушки, хвостики, рожки, колючки, стали расти крылья.

Посмотрите, ребята, на доске написана фраза и в нашей фразе тоже буквы перепутались:

Как писать го/ара, тра/ова,

И слова ма/оря, де/ила?

Ребята, давайте поможем буквам стать на место. (Дети выходят к доске и вставляют нужную букву). Как называются буквы, которые вы вставляли? (Безударные гласные) Какое правило помогло нам поставить буквы на свои места? Какие вы молодцы, знаете правило! С этим правилом мы будем работать на уроке. Тема нашего урока: «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением».

Какая хорошая сказка! Помогла нам вспомнить гласные буквы, повторить правило.

Вы бы хотели помочь детям всё вернуть на свое место? Так как это урок - закрепление изученного материала, то для активизации познавательного интереса, привития любви к предмету, учитывая возрастные особенности детей, я ввела в урок грамматическую сказку, создала проблемную ситуацию, которая помогла подвести детей к теме и цели урока, закрепить изученный материал.

На своих уроках я часто использую игровые приемы, как средство повышения интереса к учебной деятельности.

Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования взаимосвязан с про­цессом общения, а активность обучаемых сравнима или даже превосходит активность преподавателя.

Хочу отметить, что игровой, ув­лекательный характер заданий, являющих­ся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отлича­ющимся повышенной тревожностью, в бо­лее полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.

Я согласна с мнением Л.С.Выгодского, что использование творческой игры на уроках русского языка в начальной школе помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету. Немаловажно также и то, что творческая игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустрем­ленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Игра проводится на разных эта­пах урока. В начале урока цель игры - ор­ганизовать и заинтересовать детей, стиму­лировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра носит поисковый характер, используется для закрепления материала.

«Игра в слова».

Участники игры работают в группах. Ведущий определяет тему, например: весёлые неодушевлённые слова. Первый игрок произносит «Цирк», второй «радость», третий «Смех» и т.д. игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Примерные темы для игры: зелёные неодушевлённые слова, рычащие одушевлённые слова, круглые неодушевлённые слова, крылатые одушевлённые слова и т.д.

Игра «Снежинка».

Работа в парах. На парте у учащихся лежат ёлочки, на которых написаны слова. Снежинка упала на слово и растаяла вместе с буквой. Нужно вставить пропущенные буквы в словах: к.лючая, б.льшая, з..лёная, ч..десная, пуш..стая.

Игра «Раскрашивание».

Использую при подготовке к описанию природы (тема «Имя прилага­тельное»). Учащимся предлагаю две репродукции: сначала черно-белая, за­тем цветная. Ребята «раскрашивают» чёрно-белую репродукцию, затем срав­нивают её с цветной.

Наиболее часто на уроках использую загадки, ребусы, шарады, логогрифы, анаграммы, метаграммы и кроссворды.








В своей работе я также применяю технологию «Активных методов обучения», которая позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Активизируя методы обучения, я использую групповую форму работы сменного состава. Деление на группы планирую заранее,не более 9 человек, стараюсь сделать его разнообразным, интересным. Не допускаю, чтобы образовывались группы «лучшие» и «худшие», а также работали одним составом, чтобы не выделился один лидер. Моя задача - научить детей делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились отношения, т. е. учиться налаживать контакт и совместно создавать новые творческие идеи.



Активизацию обучения постепенно ввожу в свою практику на различных уроках, во внеклассной работе, на родительских собраниях. Это укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика.

На уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем (иногда в силу своих психологических возрастных особенностей дети начальной школы не могут совладать со своими эмоциями). Поэтому воспитываю у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

Применение Компьютерных технологий на уроках приводят к повышению уровня мотивации учащихся, что является гарантом формирования познавательной активности, необходимым условием для развития мышления и получения знаний для успешной деятельности личности.

Использование мультимедиа целесообразно на любом этапе урока.

Система тестирования является важной частью моих уроков. Особенно повышается его эффективность с использованием интерактивных мультимедийных средств.

Применяю не только свой опыт использования компьютерных технологий, но изучаю и творчески перерабатывают опыт учителей других школ. С этой целью использую обучающие электронные ресурсы «Русский язык в начальной школе» и ресурсы сети Интернет. При использовании подобных анимационных, красочных тестов дети проявляют огромный интерес и желание ответить на вопросы. Стараюсь чтобы компьютерные технологии заняли одно из главных мест и на уроках и во внеклассной работе.

Таким образом, учебный процесс с поддержкой компьютерных технологий, повышает качество знаний, помогает учащимся преодолевать трудности, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе. Поэтому, я считаю, применение компьютерных технологий необходимо для того, «чтобы детям было интересно учиться, а учителям интересно учить».




Используемая литература.

1. Хижнякова О.И. Современные образовательные технологии в начальной школе. Педагогический практикум для учителей начальных классов. Ставрополь СКИПКРО 2006.

2.Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников. Журнал «Начальная школа» № 4. с. 47.

3.Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка. Журнал «Начальная школа» №10. с. 38, 2005.

4.Степанова О.А. Игровая школа мышления. М.: Творческий центр, 2003.

5.Головина Т.В. Постановка и решение проблем на уроках русского языка.//Начальная школа до и после. 2003, № 2.

6.Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемных методов обучения в современной школе /Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1980.

7.Ильин Г.Л. Личностно-ориентированная педагогическая техноло­гия. - М., 1999.

8.Н.М.Бетенькова Д.С.Фонин. Конкурс грамотеев. М.,1995г

9.О.Е.Жиренко. Л.И.Гайдина. Учим русский с увлечением. – М., 2005











Методическая копилка


5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка»

Автор: Слезак Елена Вениаминовна

Дата: 27.10.2023

Номер свидетельства: 638889

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-imitatsionnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "108161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403594997"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(67) "aktivizatsiia_poznavatelnoi_deiatelnosti_na_urokakh_russkogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "536213"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1579274559"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Игра на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(33) "ighra-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427139448"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(85) "aktivizatsii-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "121882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414083676"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства