kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для учителей начальных классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка»





Активизация познавательной деятельности

учащихся на уроках русского языка.



Автор: учитель начальных классов Алексеева С.Ю.















Чебоксары, 2022 г.

Проблема: Недостаточная активность детей на уроках русского языка.

Цель проекта: Разработать пакет заданий, используемых автором проекта, направленных на организацию поисковой деятельности учащихся на уроках русского языка.

Задачи проекта:

1.Проанализировать методическую литературу по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках».

2. Раскрыть специфику познавательных интересов детей младшего

школьного возраста.

З. Привести в систему задания для активизации познавательной

деятельности учащихся на уроках русского языка и представить план-

конспект урока русского языка (из личного опыта).

Ожидаемый результат: обобщение опыта работы по повышению познавательного интереса учащихся к урокам русского языка; позитивной динамики учебных достижений.

Конечный продукт: Комплект заданий и игр по русскому языку, используемых автором для организации поисковой деятельности учащихся.


Введение.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требование самой жизни, определяющее во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.

Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.

Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора. Существующие объективные потребности педагогической теории и практики обусловили выбор темы: «Активизация познавательной деятельности младших школьников».

Познавательная деятельность - это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познаёт законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним. Но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его.

Познавательная деятельность начинается с ориентировочно-исследовательской, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для существования человека в среде обитания и решения различных практических задач, которые он ставит перед собой.

Можно сказать, что ориентировочно-исследовательская деятельность есть первое проявление любознательности, познавательного интереса индивида, его попытка взаимодействовать с окружающим миром. Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов человеческой деятельности, которые определены в современной психологии (предметной, игровой, продуктивной, трудовой, учебной): человек в процессе любого занятия приобретает систему знаний.

Каковы же условия организации учебного процесса, чтобы он способствовал развитию самостоятельной познавательной деятельности?

Процесс обучения должен обеспечить развитие всех компонентов познавательного интереса как источника успешного развития учебной деятельности.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, процесс познания должен вызывать устойчивый эмоциональный интерес ребёнка к приобретению знаний.

Актуальность проблемы.

Одной из проблем, волнующей меня является вопрос, как развить у ребёнка устойчивый интерес к учёбе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребёнка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должно нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечёт в их деятельность интерес. Для создания эмоционального интереса младших школьников учению использую различные методические приёмы: наглядность, художественное слово, технические средства, проблемные ситуации, творческие задания, дидактические и занимательные игры типа кроссворда, шарад, ребуса и т. д.

1. Чтобы организовать интересную познавательную деятельность применяется игра.

Психологи определяют игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. В ней ребёнок активизируется как личность, через игру познаёт мир. В младшем школьном возрасте роль ведущей деятельности переходит к учению. Этот переход не должен быть резким, поэтому игровые приёмы можно с успехом применить на всем протяжении обучения в начальной школе. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию. Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов. Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации игр. При отборе игры или её создании необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель, игровое правило и игровое действие.

Функции игры как педагогического феномена.

Развлекательная. Основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.

Коммуникативная. Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.

Самореализация. Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане сам процесс игры, а не её результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации.

Игротерапевтическая. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.

Диагностическая. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра - это особое «поле самовыражения».

Коррекционная. При соблюдении учащимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонениями в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.

Социализация. Эта функция заключается в синтезе усвоения богатства культуры, потенции воспитания и формирования личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Дидактическая игра имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности - умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д. Чем младше учащийся начальной школы, тем больше места на уроках занимает игра. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение и не получить за это отрицательной оценки, не бояться сделать что-то «не как обычно». Для многих игра является средством «психологической реабилитации».

Период обучения детей младшего школьного возраста является особенно интенсивным и имеет большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и применение игровой технологии в этом возрасте должно занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.

Использование игры на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку. Игра также способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор.

(Примерные игры, применяемые на уроке русского языка даны в приложении)

2. Логические задачи.

Это упражнение на сообразительность, на проверку умения использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации. Логическая задача ставит ученика в такую ситуацию, когда он должен сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Логические задачи могут быть самые разнообразные. Самый простой вид - загадки. Разновидность загадки -речевая логическая задача. Это рассказ- загадка, ответ на который может быть правильным только в том случае, если дети осознали определённые связи и закономерности в окружающем мире.

Особая ценность логических задач состоит в том, что при решении стимулируется мыслительная деятельность - ведь задача часто не может быть решена «с ходу», она как бы сопротивляется, и именно это заставляет ребенка «напрягать» мысль, думать. Замечательные слова по этому поводу сказал Б. Паскаль: «Опираться можно только на то, что сопротивляется». При таком условии развивается умение преодолевать трудности как главное качество мыслящего человека. Логическая задача стимулирует постановку таких вопросов и появление таких высказываний у учащихся и учителя, которые редко возникают при простом обсуждении «готового» текста учебника: «У кого есть другое мнение?», «Ты думаешь так, а как думают другие?», «Найдите доказательства» и др.

Большинство знакомых и привычных для детей заданий можно предложить в виде логических задач. Например, сказку Г. Скребицкого «Всяк по своему» можно представить в виде логического рассказа-загадки. Дети слушают чтение и отвечают на вопрос: «С кем разговаривал заяц?». Учащиеся должны оживить свои представления, вспомнить, какие животные и каким образом готовятся к зиме, каким животным не свойственно такое поведение. Если дети затрудняются ответить - можно показать им рисунки животных, о которых идет речь, - барсука, бобра.

На своих уроках я часто использую загадки. Загадки, вводимые в урок, помогут в свою очередь, активизировать мышление и речь ребенка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития. Загадки - это «секрет»,удивительная игра, соревнование на смекалку. Загадки обладают большими возможностями для наблюдений за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь,

тренируют внимание и память, развивают любознательность. Например, при изучении прилагательных можно использовать такие загадки:

Маленький, удаленький Сквозь землю прошел, Красную шапочку нашел.

Живет в доме хозяин: Шубка атласная, Лапки бархатные, Ушки чуткие.

Днем спит или сказку говорит, Ночью бродит, на охоту ходит.

Дети и сами могут сочинять загадки. Например, ученица 3 класса составила такую загадку: Живет в лесу, любит малину. Сам большой и бурый. (Медведь).

Среди логических задач большой интерес представляют так называемые философские задачи. Вот некоторые из них.

1. С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый
(упрямый, сильный, медлительный, стройный, хитрый, изворотливый,
верный)?

Ответы: заяц, осёл, лев, черепаха, лань, лиса, уж, собака.

2. Дополни высказывания:

Радио - ухо, а книга -

Радость - свет, а горе -

Труд - награда, а лень -

Ночь-тишина, а день -

Весна - рассвет, а осень -

3. Соедини линиями начало и конец пословиц.
Любишь кататься... имей сто друзей.

Ученье - свет, а... люби и саночки возить.

Труд человека кормит, а... неученье - тьма.

Не имей сто рублей, а ... по уму провожают.

По одёжке встречают,... лень портит.



4. Соедини высказывания, противоположные по смыслу.

Чуть свет. На душе кошки скребут.

Жить душа в душу. Держать нос морковкой.

Душа поёт. Жить как кошка с собакой.

Повесить нос. На ночь глядя.

Светло как днем. Ни зги не видно.

3. Творческие задания.

Чтобы организовать интересную познавательную деятельность младшего школьника, применяю творческие задания. Младшие школьники с удовольствием выполняют творческие задания, потому что этот вид работы позволяет ученику сочинять, воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Во втором классе на уроке внеклассного чтения после чтения стихотворений Николая Ламма «Зелёный репейник» и Валентины Берестовой «Ботаника» дома дети сочиняли сказку «Путешествие репейника».Вот что пишет Белков Сергей: «В огороде у забора рос репейник. Он всю жизнь мечтал путешествовать по свету.

Однажды соседский мальчик залез в огород за клубникой. Тут он зацепил на штаны репейник. Вот у репейника началось путешествие. Он весь день гулял с мальчиком: играл в прятки, в догонялку, бегал на речку, гонял мяч...

Зеленый репейник был рад»

Творческий рассказ включает передачу собственного индивидуального мнения школьника. Содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в классе материала, ученик использует знания, приобретённые им в самостоятельной деятельности.

В преподавании всех учебных предметов, и в частности русского языка открываются большие возможности формирования воссоздающего и творческого воображения. С этой целью/й уроках я использую приёмы устного словесного рисования, составление рассказов, текстов описательного и повествовательного характера, текста- рассуждения, самостоятельное сочинение сказок, загадок. Вот некоторые виды заданий.

1. Что ты знаешь о дятле? Почему его называют «лесным доктором»? Напиши текст-описание на тему «Лесной доктор».

2. Какой ты представил берёзку, читая стихотворение С. Есенина «Берёза»? Что ты знаешь об этом дереве? Почему его называют берёзой? Какие загадки о берёзе ты знаешь? Составь свою загадку. Какие признаки лягут в основу загадки?

3. Придумай небольшие рифмовки сданными словами.

а) -белая

целая

б) _стриж

__чиж.

в) __снежинки

__пушинки

г) ___кисти

__части.

4. Придумай задания к упражнению. Догорать, загар, угарный газ, загорелый человек, горит, сгорел.

5. Запиши в столбики имена существительные, которые начинаются с каждой буквы, входящий в слово загар. Определи род имён существительных.

ЗАГАР

6. Если бы ты был художником, то какую бы картину ты нарисовал к данному стихотворению?

7. Какое время года ты больше всего любишь? Почему? Напиши текст -
рассуждение на тему «Моё любимое время года».

8. Придумай всевозможные причины заданного события:
Вся листва облетела, вся трава пожелтела.

9. Напиши сочинение на тему «Зима пришла» от лица обитателей леса.

Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.

Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.

Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения.

Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений..

Как появляется «проблемная ситуация» в обучении? Возникает ли она непроизвольно или создается учителем? Подобные вопросы касаются самой «технологии» организации проблемного обучения, и правильные ответы на них имеют большое практическое значение.

Одни проблемные ситуации возникают в ходе усвоения учебного материала (по логике учебного предмета) тогда, когда для ученика в этом материале есть что-то новое, еще не познанное. Иначе говоря, проблемная ситуация порождается учебной или практической ситуацией, которая содержит две группы элементов: данные (известные) и новые (неизвестные) элементы. Примером такого возникновения проблемной ситуации на уроке, помимо плана, можно назвать ситуацию затруднения учеников 2 класса при попытке объяснить значение слова «частокол». «Стихийно» возникшую проблемную ситуацию учительница использовала для активизации познавательной деятельности учащихся. Возникновение проблемной ситуации независимо от учителя есть вполне естественное явление процесса обучения. Такого рода ситуации, без сомнения, активизируют мыслительную деятельность, но эта активизация несистематическая, она как бы случайно порождается в процессе усвоения учебного предмета.

Другие проблемные ситуации, возникающие при непроблемной ситуации и общении - это ситуации, обусловленные особенностями процесса общения. Как правило, такие - следствие постановки учителем проблемного вопроса или проблемной задачи. При этом учитель может даже не осознавать психологической сути этого явления. Вопросы и задачи могут быть поставлены с иной целью

(привлечь внимание ученика, узнать, усвоил ли он изложенный ранее материал и т. д.), но, тем не менее, вызывают проблемную ситуацию.

Все вопросы активизации познавательной деятельности ученика в качестве основного элемента обязательно имеют в своем составе вопрос, задачу, задание, наглядные образы и их сочетание. Суть активизации состоит в том, что при определенных условиях (ситуациях) эти понятия являются формой выражения проблемности. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют едва ли не первостепенное значение, т. к. мыслительная деятельность учеников стимулируется постановкой вопросов. Вопросно-ответная форма взаимодействия ученика и учителя применялась еще в древности.

Проблемный вопрос содержит в себе еще не раскрытую (учащимися) проблему, область неизвестного, нового знания, для добывания которых необходимо какое- то интеллектуальное действие, определенный целенаправленный мыслительный процесс. При каких условиях вопрос считается проблемным? Ведь любой вопрос вызывает активную мыслительную деятельность. Вопрос становится проблемным при следующих условиях:

1 . Он может иметь логическую связь с ранее изученными понятиями и с тем, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации;

2. Содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного,

3. Вызывает чувства удивления при сопоставлении нового с ранее известным, не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков.

Искусство получения устной информации от ученика заключается в умении задавать вопрос так, чтобы систематически воспитывать у учащихся привычку к активизации необходимых знаний и к исследованию путем наблюдения и рассуждения, ведущего к синтезу имеющегося материала. Только в этом случае вопрос будет способом активизации познавательной деятельности ученика.

И педагоги, и психологи считают задачу в обучении одним из важных фактов повышения познавательной и практической активности учащихся.

Задача может быть проблемной и непроблемной не только по методам ее постановки, но и по содержанию. Если решение задачи прежними способами невозможно, требуется новый способ решения, то эта проблемная ситуация (по содержанию). Следовательно, познавательные задачи, применяемые тля активизации познавательной деятельности учащихся, должны иметь свойство обобщенности.

Сущность применения познавательных задач в качестве способа активизации учебно-познавательной деятельности учащихся заключается в подборе системы проблемных задач и систематическом управлении ходом их решения.

Задания, которые используются при изучении имени существительного.

А. На уроках объяснения предлагаются следующие задания, позволяющие ученикам самостоятельно вывести правило о том, что обозначает имя существительное.

Задание 1: Сравните правый и левый столбик.

Я ученик первого класса. Я первого класса.

В пенале лежат ручки и карандаши. В пенале лежат.

Я кладу в портфель тетради, Я кладу в портфель.

учебники и пенал.

Учитель задает вопросы.

  1. Обе ли записи слов являются предложением?

  2. Если нет, то почему?

  3. Какое слово нужно добавить, чтобы оно стало предложением?

  4. Выпишите пропущенные имена существительные, задавая им вопрос.

Вывод: слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопросы кто? что? называются именами существительными.

Задание 2. Дается цепочка слов:

Машина, самолет, Маша, Жучка, лопата, Мурка, Москва, школа.

  1. Можно ли среди этих слов выделить две группы?

  2. Если можно, то, по какому принципу? (по написанию).

Вывод: одни слова с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?

3. В какие группы можно определить?

A) по именам;

Б) название городов, рек;

B) клички животных.

4. На какой вопрос отвечают все эти слова.

Вывод: имена собственные - отвечают на вопрос что? кто? - это

существительные имена людей и клички животных отвечают на вопрос кто?

Все остальные имена отвечают на вопрос что?

Б. Уроки закрепления по данной теме призваны решать задачи по умению выделять имена существительные от других частей речи.

На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов,

позволяющих найти инвариантное решение поставлен той задачи.

На этих уроках используется такие задания:

Задание 1. Из данных слов выпишите существительные.

Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.

Задание2. Выпишите имена собственные:

Фамилия Сидоров, Озеро Байкал. Гора Эльбрус, Пустыня Сахара, Республика Чувашия. Река Или, Озеро Балхаш.

В. Проверкой осуществляется контроль за прочностью усвоения полученных знаний также за сформированностью грамматических умений и навыков. Ведущим средством проблемности на данном этапе является задание в виде текстов, где не только нужно выбрать правильный ответ, но и его обосновать.

Задание 1. Подчеркните в тексте имена существительные и объясните ваш выбор.

Шел сильный снег. Дороги замело. Выглянуло солнце и снег перестал.

Задание 2. Что такое имя существительное: Придумайте по 5 существительных на тему природы, школы, посуды.

Задание 3. Одной чертой подчеркните имена существительные, а двумя собственные имена существительные.

От аллеи идет тропинка. Брат работает на лесопильне. Оля ушла с тетей

Лизой. Пришло письмо от бабушки. Формирование понятия одушевленности.

Б. При закреплении можно использовать следующие виды работ.

Задание 1. Разделите слова на 2 группы:

Конь, машина, волк, велосипед, самокат, лось, ролики, вертолет.

Вопрос учителя: по какому признаку вы разделили эти слова? Повторите правило.

Задание 2. Выпишите сначала существительные, которые отвечают на вопрос кто? потом - на вопрос что?

Октябрь, внучка, зима, темнота, трава, лыжник, дождь, грачи, собака, оттепель, корова, хищник, гром, сова.

Задание 3.

А) по рядам напишите по 3 предложения, которые имели бы

существительное, которое можно увидеть в воде, в траве, на улице,

и отвечало бы на вопрос кто?

Б) проверьте с объяснением : Почему задали вопрос кто?

Задание 4. 0гадайте загадки. Запишите сначала те, которые отвечают

на вопрос кто?, а затем на вопрос что?

- Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла (корова);

- Белое одеяло весь мир покрывало, стало тепло - в речку утекло (снег);

- Кто зимой белый, а летом серый (заяц);

- Под соснами, под елками бежит мешок с иголками (еж) ;

- Стоит Антошка на одной ножке, шляпа есть, а головы нет (гриб) ;

- Не будильник, а разбудит, запоет - проснутся люди (петух) .

Литература.

  1. Абдульменова 3. 3. Игра - способ развития пытливости и любознательности. Журнал «Начальная школа» №11, 2003г.

  2. Жовницкая О. Н. «Фонетико -фонематическое восприятие у младших школьников». Журнал «Начальная школа» №11, 2001г.

  3. Занимательная грамматика - Москва, Омега, 1995г.

  4. Кечуткина Н. А. Дидактические игры на уроках обучения грамоте. Журнал «Начальная школа» №8, 2008г.

  5. www.festival.lseptember.ru











Приложение 1. Дидактические игры, которые используются на уроках обучения

грамоте.

1. Рыбалка.

Даётся установка: «поймать слова со звуком (л)». Ребенок берет с магнитом на конце «лески» и начинает ловить нужные картинки со скрепками, «пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

2. Телевизор.

На экране телевизора прячется слово. На доске или на наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Дети должны по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если дети правильно назвали слово, экран телевизора открывается. Например: спрятанное слово - месяц.

Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

3. Рассели животных. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.

4. Цепочка слов. Ложится картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово.

5. Собери цветок. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками (с), (з), (ц), (ш). Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть звук (с).

6. Незнайка с кармашком. В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ученик показывает указкой, другие читают).

7. Найди ошибку. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут её в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально допущены ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть.

  1. Собери букет. Перед ребёнком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ученику говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком (л), а в какую цветы со звуком (р)». (Розовая - (р), голубая - (л).) Рядом лежат цветы разного цвета: зелёного, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового. Учащиеся расставляют цветы, синий остаётся.

  2. Волшебный круг. Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребёнок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на которую указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.

Например:

Мишка - мышка удочка-уточка

Мак-рак коза - коса

Кит-кот трава -дрова

Усы-уши кадушка - катушка

Дом -дым

2 вариант

Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ученик крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики хором читают слог (букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше - дети снова читают и т.д.

  1. Найди слова в слове. На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображённом на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и записывают его в тетрадь). Даётся установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова».

  2. Допиши словечко. НА карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

Например:

Воробей взлетел повыше,

Видно всё с высокой (крыши).

Кроссворды на уроках русского языка.



Кроссворд №1. "Части речи".

По горизонтали:

1. Часть речи, которая отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

4. Неизменяемая часть речи.

5. Как можно назвать одним словом слова: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

По вертикали:

1. Служит для связи слов в предложении.

2. Часть речи, которое обозначает действие предмета.

3. Часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения.

6. Книга, в которой разъясняются лексические значения слов.



Кроссворд №2.

Состав по горизонтали: 1. Слова с одним и тем же корнем.

  1. Часть слова, которая стоит после корня.

  2. Служит для образования новых слов.

По вертикали: 1. Служит для связи слов в предложении и словосочетании.

  1. Слово без окончания.

  2. Общая часть родственных слов.



кроссворд №3 Узнайте существительное.




Л

Ь



Л

Ь



Л

Ь



Л

Ь



Л

Ь



Л

Ь



Л

Ь


Приложение 3.

Урок русского языка на тему «Правописание безударных гласных в норне слова» (3 класс)

Цели: 1) Расширить знания учащихся о безударных гласных в корне слова, учиться видеть орфограмму, сравнивать, группировать.

2) Развивать память, логическое мышление, связную речь учащихся. Оборудование: карточки для индивидуальной работы, бумажные цветы с лепестками, на которых написаны слова с безударными гласными.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и целей урока.

  2. Минутка чистописания.

Отгадайте загадку, о какой букве говорится: Палочка,

Рядом две ровные дужки –

Вот и готовы

Очки... для лягушки. (Буква В) Вв, во, во, вя, Вя, Во .

Охарактеризуйте букву В.

3. Словарная работа.

  • Разгадайте кроссворд. Он состоит из словарных слов, которые начинаются на букву в или имеют внутри слов такую букву.

По вертикали:

1) Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей)

2) Без рук, без ног дверь отворяет. (Ветер)

3) Когда мы испытываем чувство радости, нам становится очень... (весело).

4) Окраской серая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая - известная

персона. Кто она? (Ворона)

5) Человек, дружески расположенный к кому-либо.(Товарищ)

По горизонтали: Время года. (Весна)

- Прочитайте слова, которые вы записали в клеточки кроссворда. Объясните орфограмму. Что вы заметили? На какую орфограмму все слова? - Можно ли проверить безударную гласную в данных словах? Что нужно делать, чтобы правильно писать данные слова?

4. Игра «Найди лишнее слово»
(Весело - не существительное)

А теперь посмотрите на кроссворд и скажите, какое слово у вас получилось в рамочке?(Весна) Прочитайте его внимательно и подумайте, на какое правило это слово? Запишите его в тетрадь.

5. Выборочное списывание.

- Прочитайте слова, которые также начинаются с буквы в. Выпишите в тетрадь только те, которые являются однокоренными слову весна: Весенний, ветер, веснушки, веснянка, вёсны, весело. - Выделите корень, поставьте ударение. Назовите слова с безударной гласной в корне. - Можно ли проверить безударную гласную в словах? Как?

Есть ли среди данных однокоренных слов проверочное слово? Какое?

  1. Физкультминутка.

  2. Чтение стихотворения П. Соловьева «Подснежники».

В саду, где березки Столпились гурьбой, Подснежника глянул Глазок голубой. Сперва понемножку Зелёную выставил ножку, Потом потянулся из всех своих сил и тихо спросил:

- Я вижу, погода тепла и ясна, Скажите, ведь правда, Что это весна?

  1. Найдите в стихотворении существительные с безударными гласными в корне. Как их проверить?

  2. Работа над словами с безударными гласными, проверяемыми и непроверяемыми ударением.

- Представим себе, что мы находимся на полянке возле ручейка, где должны раскрываться первые волшебные цветочки со словами. На левом берегу слова с безударной гласной, проверяемой ударением, на правом берегу - слова с непроверяемыми ударением гласными.

т…епло

тр…ва

в..оробей



п…года

цв..ток

м…алина




Карточки с буквами:

О, о, е, и, о, о, е.

- Записываем слова в тетради.

10. Работа над предложением. Исправьте ошибки.
В соду у бирёзки поевился первый цвиток.

Правильно спишите предложение. Найдите основу.

11. Итог.

- Как проверить безударную гласную в корне? Всегда ли можно проверить безударную гласную? Что нужно делать, если безударная гласная не проверяется ударением?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка

Автор: Алексеева Светлана Юрьевна

Дата: 09.02.2022

Номер свидетельства: 599889

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-imitatsionnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "108161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403594997"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(67) "aktivizatsiia_poznavatelnoi_deiatelnosti_na_urokakh_russkogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "536213"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1579274559"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(85) "aktivizatsii-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "121882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414083676"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Игра на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(33) "ighra-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427139448"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства