Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка
Преподавание отечественного языка
в первоначальном обучении составляет
предмет главный, центральный,
входящий во все другие предметы и
собирающий в себе их результаты…
К. Д. Ушинский.
«Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов».
Курс русского языка в начальной школе – часть единого курса обучения с первого по выпускной класс, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.
Предметом обучения на 1 ступени является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
Цель изучения предмета «русский язык» состоит в развитии личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание се6я носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение знаний, формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Наиболее существенной особенностью современного начального образования является его вариативность, в том числе по русскому языку.
В лицее используются две системы обучения: традиционная и развивающая:
- система развивающего обучения Л. В. Занкова, учебник по русскому языку «Русский язык», автор Л. В. Полякова;
- традиционная система обучения представлена:
· УМК «Гармония», учебник по русскому языку «Тайны нашего языка», автор – М. С. Соловейчик,
· УМК «Начальная школа 21 века», авторы Л. Е. Журова (1 класс), С. В. Иванов (2-4 классы),
· УМК «Перспективная начальная школа», учебник по русскому языку «Русский язык», автор М.Л. Каленчук.
Каждая из программ начального образования имеет свою индивидуальную особенность:
1) Система развивающего обучения Л.В. Занкова направлена на общее развитие каждого школьника;
2) традиционные программы:
УМК «Гармония» органично соединяет традиционную программу и систему развивающего обучения, осуществляет основные направления модернизации школьного образования (гуманизацию, гуманитаризацию).
УМК «Начальная школа 21 века» осуществляет новые подходы к целям, содержанию и методике обучения младших школьников. Успешно решается одна из приоритетных задач начального образования – формирование основных компонентов учебной деятельности.
УМК «Перспективная начальная школа» построен на личностно – ориентированном и деятельностном методах.
Содержание программ по русскому языку разных авторов из разных УМК совпадает во многих принципиальных положениях:
1. Центральное место отводится изучению таких речевых единиц, как слово, предложение, текст.
2. Гарантировано выполнение требований Министерства образования к выпускнику начальной школы.
3. Уровень изучения русского языка на 1 ступени обучения - повышенный.
Основная задача программ по русскому языку – развитие ребёнка, преемственность с программами дошкольных образовательных учреждений, подготовка к обучению на 2 ступени.
Обучение русскому языку на 1 ступени обучения, организация познавательной деятельности зависит от активного участия в данном процессе двух сторон: учителя и учащихся.
Учителя начальных классов лицея создают условия для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка:
1. Активно сотрудничают с психологом в изучении личности каждого учащегося своего класса;
2. Конструируют оптимальные обучающие системы, проектируют учебные процессы, направленные на индивидуализацию и дифференциацию, обучают детей забытому умению ставить себе многочисленные вопросы и находить ответы на них;
3. Используют педагогические технологии: технологию развивающего обучения, игровую, исследовательскую, проблемно-поисковую, проектную, медиатехнологии, элементы педагогики «ТРИЗ», которые вводят младших школьников в мир исследований, поиска, эксперимента,
4. Внедряют в практику методы:
· эмоционально стимулирующие учащихся: создание ситуации успеха, поощрение и порицание, использование игровых форм организации учебной деятельности, постановка системы перспектив,
· способствующие развитию познавательного интереса: формирование готовности воспринимать учебный материал, выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета, стимулирование занимательного содержания, создание ситуации творческого поиска,
· способствующие развитию творческих способностей учащихся: постановка проблем, организация дискуссий, использование творческих заданий, перевод игровой деятельности на творческий уровень, создание креативного поля…
5. Предлагают детям разнообразные формы учебной работы:сообщение, доклад, экскурсия, проведение опытов, организация исследования, эксперимента, анализ результатов эксперимента…
Некоторые технологии, методы, формы обучения представлены в концепциях курсов, программах по русскому языку, реализуются в учебниках, рабочих тетрадях, методических пособиях.
Для УМК «Гармония» характерна технология дифференциации и индивидуализации, игровая, технология развивающего обучения, деятельностный и личностно – ориентированный подход к образовательному процессу.
Методика обучения русскому языкув УМК «Начальная школа 21 века»,«Перспективная начальная школа»построена на использовании проблемно – поисковой, исследовательской, интеграционной технологии, игровой, технологии развивающего обучения, деятельностного метода, моделирования.
В системе развивающего обучения Л.В. Занкова обучение русскому языку осуществляется при широком применении технологии развивающего обучения, игровой технологии, технологии индивидуализации и дифференциации, деятельностного метода.
Дифференцированный подход к обучению, основанный на индивидуальном изучении каждого ученика в УМК по русскому языку представлен упражнениями различной степени сложности, названия таких упражнений сами говорят про себя: «Трудное», «Давай подумаем», «По выбору».
Особое внимание уделено развитию эрудиции детей, их познавательных интересов, содержание текстового и иллюстративного материалов учебников и рабочих тетрадей вызывает у учащихся эмоциональное положительное отношение к изучаемому материалу (удивление, сопереживание, радость открытия).
Высшее мастерство учителя начальных классов заключается в умении сочетать предложенные подходы авторскими коллективами УМК к организации познавательной деятельности на уроках русского языка, дополняя их своими творческими находками.
Путей формирования познавательной активности младших школьников очень много, каждый учитель находит свои изюминки, свой набор инструментов, чтобы дети на уроке работали с удовольствием и показывали высокие результаты.
Повышенному уровню знаний по русскому языку способствует
1. Изменение педагогической деятельности в сторону открытости, гуманности, обращенности к ученику, диалогичности, вариативности;
2. Изложение программного материала, рассчитанное не на воспроизведение готовых ответов, а на поиск правильных решений, на обсуждение проблемных ситуаций, на вовлечение ученика в сотворчество, что способствует формированию у учащихся логического и критического мышления;
3. Подбор технологий, методов, приёмов, форм образования,когда на место репродуктивной деятельности приходит деятельность «квазиисследовательская», коллективно-распределительная;
4. Подбор различных видов упражнений:фонетических, морфологических, лексических, синтаксических, словарных, нацеленных на углубление теоретических знаний, развитие фантазии и воображения;
5. Использование наглядности как средства активизации познавательной деятельности учащихся.
Технология развивающего обучения на 1 ступени в лицее является самой актуальной,так как способствует развитию деятельностных компетенций учащихся: умение планировать, контролировать, оценивать; позволяет учащимся поиск, свободный выбор направлений учения, продиктованный их собственными интересами, даёт пищу их пытливости, стимулирует дух открытий, учит умению детей сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, направлена на развитие критического мышления и творчества.
Таким образом, программы «Начальная школа 21 века», «Гармония», «Перспективная начальная школа», система Л.В. Занкова (авторы учебников по русскому языку С. В. Иванов, М. С. Соловейчик, М.Л. Каленчук, А.В. Полякова) дают высокое качество знаний по русскому языку, способствуют речевому развитию младших школьников, готовят выпускников начальной школы к продолжению образовательного маршрута на 2 ступени обучения. Сотрудничество учителей начальных классов и учителей предметников, принимающих детей в 5 классы осуществляется по всем аспектам учебной деятельности. С помощью психолога изучается психологическая готовность к обучению на 2 ступени обучения, составляется психолого-педагогическая характеристика на каждого выпускника начальной школы. В апреле и октябре месяцах проводится школьный консилиум на котором рассматриваются психологические особенности будущих пятиклассников, образовательные программы, технологии, формы, методы, приёмы работы с детьми данного класса, его специфика как детского коллектива, определяются пути индивидуального дифференцированного обучения.