Просмотр содержимого документа
«Адаптационный период у первоклассников»
Прохождение адаптационного периода у учащихся 1 класса
МОУ Климоуцевская СОШ 2017/18уч.г.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.
Начну с того, что работа с этими детьми началась еще в прошлом году (два раза в неделю по 3 занятия). Занятия посещали дети, так называемые, «домашние» дети. Главной целью было помочь шестилетним детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения. Занятия проводила Геращенко Н.А.. Содержание занятий носило развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Эта программа позволила дошкольникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовить их к предстоящей школьной жизни. В свою очередь Наталья Анатольевна вела наблюдение за индивидуальным развитием детей, через общение с их родителями накапливала информацию о каждом ребенке и его семье. Все это помогло подготовиться детям к началу учебного года.
Критериями благополучной адаптации детей к школе принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
Одна группа детей адаптировалась к школе в течение первых двух недель обучения (Сторожук Р., Кутилова К., Сергеева М.,Чан-сы-чан Н.).Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. (Галанова А., Вартанян С.) Иногда у них отмечались сложности в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно было выполнять все требования правил поведения. Но к концу сентября произошло освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации. Она была свойственна 80% учащихся класса.
Вторая группа детей имела длительный период адаптации. (Князева А.,Мерсанова Ю.)Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивался: дети не могли принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Лишь к концу октября реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация, которая наблюдалась у 20% учащихся.(показатели адаптации первоклассников отражены в таблице). Ермоленко Е. очень много пропускает уроков по болезни, поэтому период адаптации у ученицы ещё не завершён.
В целом, всех первоклассников можно разделить на три группы по степени скорости адаптации к школе: дети с лёгкой адаптацией, с адаптацией средней тяжести и с тяжёлой.В первую группу входит большинство первоклассников. Общее чувство напряжённости проходит в течение первой четверти. При лёгкой адаптации дети без труда вливаются в новый коллектив, понимают роль учителя и нормы своего поведения в школе и осваиваются к новым статусом ученика не позднее октября
Можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребёнка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. К этой группе могу отнести 4 человек из моего класса.
Дети с адаптацией средней тяжести могут испытывать нарушения самочувствия или здоровья, они далеко не сразу начинают вести себя согласно принятым в школе правилам, и зачастую у них бывают проблемы в учебной деятельности. Однако к концу первого полугодия поведение таких первоклассников обычно входит в норму.
К этой группе относятся 4 человека.
С тяжёлой адаптацией сталкивается небольшое количество детей. К значительным трудностям в учебе прибавляются и проблемы в поведении, здоровье и социализации. При этом нарушения в состоянии здоровья увеличиваются от начала учебного года к концу, что свидетельствует о том, что школьный образ жизни и психологические и физические нагрузки непосильны для организма конкретного ребёнка. По моему мнению к этой группе относится 1 ученица моего класса.