kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптация первоклассников. (выступление на МО учителей начальных классов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация первоклассников. (выступление на МО учителей начальных классов)»

Муниципальное автономное бюдженое учреждение

Бомнакская средняя общеобразовательная школа Зейского района











Адаптация

первоклассников.


 

(выступление на МО учителей начальных классов)


 


 


 


 









Учитель: Черноскутова Е.Д.

 


 

 

  2021-2022 учебный год.



Адаптация детей к школе.

Начало формы

Конец формы

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.

  • В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.

  • В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.

  • Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности. 

  • Дети попадают в более строгую систему требований к ним.

  • Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

  • индивидуальных особенностей ребенка;

  • уровня готовности к школе;

  • степени развития социальных навыков.

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

Адаптации первоклассников по ФГОС

Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:

  • установлен контакт с учителем;

  • ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;

  • налажены отношения с одноклассниками;

  • ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;

  • владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе. Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка.

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

  • Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.

  • Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

  • Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.

  • Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.

  • Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.     

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. 99% детей идут в школу с большим желанием и удовольствием, но половина из них теряет интерес к учёбе уже к концу 1 класса. Это статистика! Переход в разряд школьников для детей – весьма трудное испытание. Резко меняется уклад жизни. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.

Характеристика детей, поступивших в 1 класс

Обучение проходит по УМК «Школа Росии»

В 1 классе 3 человека: 2 мальчика (Боторкин Евгений, Яковлев Роман) и 1 девочка(Стручкова Снежанна).

Год

рождения

Посеща-ли детский сад

Не посеща-ли детский сад

Уровень подготовленности к школе

Не чита-ющие

Чита-ющие

Пред-

школь-ная подго-

товка

2014 год

2 чел

1 чел

Яковлев Роман

высокий

выше среднего

средний

низкий



2



1



0

3 чел.

___

1

1

1

Психологическая готовность к школе

В первый класс пришли дети с умениями : 1 ученик (Боторкин Евгений) умел читать целыми словами, 2 ученика (Стручкова Снежанна, Яковлев Роман) знали некоторые буквы. Дети не умеют отвечать полными ответами; не усидчивы на уроке, часто отвлекаются от работы. Неправильно держит ручку 1 ученица (Стручкова Снежанна), 1 ученик (Боторкин Евгений) пишет левой рукой.

Общие сведения о здоровье учащихся

Все дети имеют 2 группу здоровья.

По физкультурным группам дети распределились следующим образом:

основная физкультурная группа – 3 человека .

Социальный паспорт класса

п/п

Статус семьи

Количество детей

1

Полная семья

2

2

Неполная семья

1

3

Проживают с мамой

1

4

Многодетная семья

3

5

Неблагополучная семья

1

6

Дети- инвалиды

0

Бесплатное питание получают 3 человека (как ученики начальной школы).

Организация режима школьной жизни первоклассников.

Первоклассники обучаются в первую смену с 8.30, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 21 час. Согласно требованиям СанПиН,  в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы  учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. В сентябре-октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. С ноября по декабрь в первых классах проводится по 4 урока ежедневно по 35 минут каждый. На каждом уроке в классе проводится по две физкультминутки.
Также  в  оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница – облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников.

После второго урока  ученики получают горячий обед, соблюдается и питьевой режим.

На уроках использую ИКТ. Учитывая возрастные особенности детей, вовлекаю своих воспитанников в различные формы работы: коллективные;  групповые,  парные; индивидуальные.

Так как стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, я с целью профилактики утомления, нарушения осанки на уроке провожу динамические паузы и гимнастику для глаз при обучении письму, чтению, математики. А также слежу за осанкой. На каждом уроке письма и математики проговариваются правила посадки: расстояние от груди до стола должно быть с кулачок, расстояние от глаз до тетради, спина прямая.

С самого начала я поддерживаю положительную общую самооценку ребёнка. Для этого использую правила: не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка); хвалить исполнителя, критиковать только исполнение; не ставить перед первоклассниками сразу более одной задачи.

В период адаптации учу первоклассников приёмам оценивания своей деятельности, предлагая ребёнку оценить разные стороны своей работы.

На этапе введения стандартов очень актуальной является задача диагностики. Я начала оформлять «Листы достижений» учащихся.

В сентябре мною была проведена педагогическая диагностика работоспособности и готовности детей к учебной деятельности с целью выявления стартовых возможностей первоклассников.

1. В классе не выявлено детей с нарушениями звукопроизношения т.е. дефектами речи.

2. Уровень развития устной речи : детям сложно составлять предложения по картинкам, на вопросы в основном отвечают односложно, сложно для детей определить количество звуков в словах.

3.Ориентирование в окружающем пространстве:

Дети ответили на 10 вопросов. Результат получился следующим:

Средний уровень- 3 ученика

- не все дети полностью называют своё ФИО и ФИО родителей,

- дети не называют полностью свой домашний адрес ( называют название посёлка, название улицы знает только Снежанна С.)

- не знают последовательность дней недели, путаются в последовательности названий времён года.

- На вопрос «Хочешь ли ты учиться в школе» все дети дали положительный ответ

4.Знание букв, умение читать : 1ученик (Боторкин Евгений) умел читать, остальные дети называли некоторые буквы.

5. Проверка математических знаний показала следующие результаты:

А) Все дети знали цифры от 1 д о 10

Б) Обратный счет вызывает затруднения у 2 человек (Стручкова С., Яковлев Р.).

В) Не все дети знают такие геометрические фигуры как овал и ромб.

Г) Решают свободно примеры в пределах 10 все ученики.

Д) Плохо ориентируются в пространственных понятиях все дети.

В целом получились следующие результаты:

Высокий – нет

Выше среднего: 1 ученик (Боторкин Евгений)

Средний – 1 ученица (Стручкова Снежанна)

Ниже среднего – 1 ученик (Яковлев Роман)

В этом учебном году из-за сложной эпидемиологической обстановки родительские собрание мы не проводили в октябре месяце на тему «Адаптация первоклассника» ( будем проводить в декабре месяце). Но с родителями я проводила беседы по телефону (созваниваемся, проходит общение в группе ватсап). В беседах с родителями мною были заданы вопросы.

Вопросы были следующими

Анкета для родителей первоклассников

1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?

2 Приспособился ли он к школьному режиму?

3. Переживает ли по поводу своих успехов и и неудач?

4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

5.Каков характер этих впечатлений?

6.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении каких - то заданий?

Итоги анкетирования показали:

1.В школу дети ходят охотно

2.Родители считают, что в целом дети приспособились к школьному режиму.

3.Дети переживают по поводу каких- то школьных неудач.

4.Дети делятся своими школьными впечатлениями с родителями

5.Характер этих впечатлений в основном положительный.

6.При выполнении различных школьных заданий дети нуждаются в помощи родителей.

Итог: Адаптация закончилась в основном у детей, которые посещали дошкольное учреждение Это(Стручкова Снежанна, Боторкин Евгений). Эти дети понимают, что от них требует учитель, они дисциплинированы, соблюдают правила поведения как на уроках, так и на переменах, положительно реагируют на замечания и стараются их исправить, но есть некоторые моменты, мешающие им перейти данный рубеж. Они стеснительны, медлительны. Они не чувствуют уверенности в себе, но стоит их подбодрить, похвалить, и эти дети на глазах преображаются. 

У Яковлева Романа адаптация проходит очень медленно. Он очень редко посещал садик. На уроках не внимателен, задание приходится повторять не 1 раз, не ориентируется в рабочей строке, его буквы вылезают за строчку при письме, рука быстро устает при письме. Ему трудно высидеть положенное время на уроке, часто отвлекается. Учебная деятельность развита слабо, учебная мотивация низкая, низкий словарный запас, быстро утомляется на уроке.

Мне, как учителю, предстоит ещё большая работа в оказании педагогической помощи детям, у которых адаптация ещё не закончилась. Для этой цели я, несомненно, привлекаю и родителей данных учащихся.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Адаптация первоклассников. (выступление на МО учителей начальных классов)

Автор: Черноскутова Елена Дмитриевна

Дата: 08.12.2021

Номер свидетельства: 593840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "План работы МО начальных классов за 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(52) "planrabotymonachalnykhklassovza20152016uchiebnyighod"
    ["file_id"] => string(6) "282333"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453668644"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Выступление на МО учителей начальных классов "Адаптация первоклассников""
    ["seo_title"] => string(74) "vystuplenie_na_mo_uchitelei_nachalnykh_klassov_adaptatsiia_pervoklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "551977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1590808754"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Родительское собрание «Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в первых классах» "
    ["seo_title"] => string(141) "roditiel-skoie-sobraniie-vniedrieniie-fiedieral-nykh-ghosudarstviennykh-obrazovatiel-nykh-standartov-vtorogho-pokolieniia-v-piervykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "105950"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402927692"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Развитие творческой одаренности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(95) "razvitiie-tvorchieskoi-odariennosti-uchashchikhsia-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "139525"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417726563"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства