kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание настоящим для жизни в будущем. Экологическое воспитание младших школьников на уроке и во внеурочное время (из личного опыта)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывающее обучение младших школьников важная задача для дальнейшей социализации школьников. Тема воспитания имеет широкий спектр, но я хочу затронуть экологическое воспитание (из своего опыта). Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности характера, воли, нравственного облика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание настоящим для жизни в будущем. Экологическое воспитание младших школьников на уроке и во внеурочное время (из личного опыта)»

Воспитание настоящим для жизни в будущем.

Экологическое воспитание младших школьников на уроке и во внеурочное время (из личного опыта)

Тема выступления на педагогическом совете

Автор: Ракчеева Елена Фархадовна

Организация: МБОУ «СОШ №12, г. Челябинска»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск



Введение

Экологическое воспитание — это педагогическая деятельность, направленная на развитие у подрастающего поколения гармоничных взаимоотношений с природой и своим здоровьем. В сущности воспитания экологического мировоззрения выделяют два уровня: 1 уровень-экологическое сознание, 2 уровень-экологическое поведение.

Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется с годами в практической деятельности. Актуальность проблем экологического воспитания возрастает. Поэтому формирование экологического сознания и поведения необходимо начинать с младшего школьного возраста.

Публикация представляет интерес для педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений.



Экологическое воспитание во внеурочное время

Особое место принадлежит внеурочной деятельности. Сочетание уроков с внеклассными занятиями, как правило, дает возможность более качественно и многообразно усвоить прочные знания.

Одной из форм воспитания экологического сознания являются экскурсии. В моих классах есть курс «Краеведение», по которому дети занимаются второй год. Мы сотрудничаем с Центром детско-юношеского туризма «Космос». Работа с детьми проводится в форме лекций, бесед, экскурсий, походов, проведение совместных акций, праздников и конкурсов (тематика из Календаря экологических дат).

Наша школа расположена рядом с лесом. Это дает возможность проводить сезонные экскурсии в лес. Стараюсь их проводить в то время, когда наступают в природе наиболее яркие изменения. Например, в октябре - месяц золотой осени, когда лес одевается в самые расписные золотые одежды. Зимой - сделать доброе дело и повесить кормушку для птиц и белок, посмотреть следы разных птиц на снегу. Общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем самая прекрасная книга с картинками.

Я стараюсь учить детей видеть не только прекрасное, но и отмечать следы грубого отношения людей к природе. Заметив сломанную ветку, дети аккуратно ее удалят.



Экологическое воспитание на уроках русского языка

В своих классах я практикую интегрированные уроки. Например, элементы экологического воспитания могут быть включены на любом этапе урока русского языка.

При организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают название растений и животных (сорока, ворона, медведь, осина, ягода и т.д.)

Для диктантов, изложений, проверочного списывания я подбираю тексты так, чтобы они помогали ребенку понять и прочувствовать взаимосвязь всего живого в этом мире. (Тексты по русскому языку для начальной школы с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области. Е. Е. Веселовская)

При написании изложения, дети лучше справляются с текстами экологического содержания.

Качество знаний по русскому языку повысилось.


3В класс

4Г класс

1 четверть

84%

94%

2 четверть

90%

97%

3 четверть

91%

98%



Экологическое воспитание на уроках математики

Использую задания экологического содержания и на уроках математики. Например, при выполнении математического диктанта или решении задач экологической направленности (Учебно-методическое пособие «Родной край. Математика).

Используя задания экологического содержания на уроках математики, я добилась повышения успеваемости и качества знаний по таким темам, как Нумерация чисел в пределах 1000, Решение задач на движение, Внетабличное умножение.



Участие в федеральном проекте «Мониторинг физического здоровья школьников на основе разработки и внедрения инновационных технологий оценки и контроля морфофункциональных перестроек организма учащихся»

Формируя здоровый образ жизни, мы способствуем формированию здоровой личности, которая будет сохранять здоровой природу или ее оздоравливать.

Поэтому мои классы два года подряд принимали участие в проекте по мониторинговому исследованию здоровья школьников, который проходил в два этапа. Измеряемые величины заносились в таблицу показателей здоровья. Это позволяет проследить за динамикой показателей, которые характеризуют гармоничность развития ребенка. Сами дети более осознанно стали вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, большее количество из них стали заниматься физическим самосовершенствованием.



Пришкольный лагерь отряд «Эколята»

Работа по экологическому воспитанию ведется и в летнее время. Ежегодно мой отряд «Эколята» в пришкольном лагере имеет экологическую направленность. Такая активная экологическая работа позволяет формировать у детей бережное отношение к богатствам природы, глубоких экологических знаний и умений в общении с природой.

Дети за время лагерной смены приняли участие в виртуальных экологических играх и викторинах («Лохматые, пернатые, удивительные»), в фотоакции «Люблю березку русскую», разгадывали экологические филворды и кроссворды. На территории школы провели исследование «Деревья пришкольного участка и их польза». Отличный способ приучить детей любить и уважать живую природу и сделать вклад в зеленое будущее – посадка на пришкольном участке кустов гортензии, сирени и чайной розы (кусты выбраны по итогам исследования о пользе растений).



Экологическое воспитание в группе «Дошколенок»

В группе «Дошколенок» на занятиях я тоже веду работу по экологическому воспитанию подрастающего поколения. Например, на уроке обучение грамоте при знакомстве с буквой Ж, мы говорим о жуках, их разнообразии и пользе, учимся читать вместе с божьей коровкой и жужелицей. На уроке математики рассматриваем насекомых из личной коллекции, измеряем линейкой их длину и ширину.



Семейное экологическое воспитание

Экологическое воспитание реализуется в различных социальных институтах, но наиболее важным из них для формирования экологической культуры ребенка все же является семья.

Экологическая работа проводится и с родителями: на родительских собраниях, на совместных прогулках, походах и экскурсиях, через индивидуальные беседы и консультации. На них я разъясняю родителям, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, рассказываю о пользе походов и экскурсий, об участии родителей в акциях («Разделяй-ка», «Посади дерево», «Очистим планету от мусора»). Благодаря таким мероприятиям из бесед узнала, что многие семьи моих учеников проводят теперь выходные в ближайшем лесу и городском парке, а зимой мы совместно посещаем каток, делаем кормушки и их развешиваем. Меня это радует: большинство детей 93% все-таки имеют возможность ближе общаться с родной природой.



Я думаю, что моя работа по экологическому воспитанию способствует повышению уровня экологической воспитанности и интереса детей к объектам живой и неживой природы. Считаю необходимым продолжать эту работу и в будущем.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Ракчеева Елена Фархадовна

Дата: 07.08.2023

Номер свидетельства: 635329

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_kak_sredstvo_stanovleniia_dukhovno_nravst"
    ["file_id"] => string(6) "506993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555224569"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся от программы к результату "
    ["seo_title"] => string(90) "dukhovno-nravstviennoie-razvitiie-i-vospitaniie-uchashchikhsia-ot-proghrammy-k-riezul-tatu"
    ["file_id"] => string(6) "193583"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427650437"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства