Внимание - вещь коварная. До сих пор психологи не могут договориться о том, существует ли оно в действительности, и если да, то, что же это такое. В самом деле, память нужна для того, чтобы запоминать, и раскрывается в воспоминаниях, мышление служит для решения различных задач, речь проявляется в словах и предложениях, а внимание не существует само по себе и не приносит никакого отдельного результата, однако его отсутствие резко ухудшает результаты любой деятельности.
В настоящее время существуют методики, позволяющие воспитывать внимание в детском возрасте, но точно также можно развивать внимание и у взрослых, но в этом случае требуются дополнительные упражнения, способствующие расслаблению и остановке «внутреннего диалога» (блуждание ума). Во время выполнения упражнений в голове не должно быть ни одной мысли.
Упражнений для тренировки внимания существует не один десяток, каждый для своей цели и человека. Тренировка внимания осуществляется посредством целенаправленного последовательного применения таких упражнений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Упражнения для тренировки памяти»
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания…
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
В.А. Сухомлинский
Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления для младших школьников
Игры и упражнения, направленные на развитие внимания
Упражнение на развитие концентрации и распределения внимания «Найди отличие».
Предлагаются 2 картинки с изображением двух предметов. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Дети должны обнаружить различия.
Упражнение на развитие концентрации и распределения внимания
Упражнение, направленное на развитие концентрации внимания
Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.
Для проведения данного задания потребуется корректурный бланк с буквами и ручка.
Концентрация и распределение внимания
Упражнения на тренировку переключения внимания.
Упражнение 2« Спрятанные буквы»
Из буквенного текста выдели спрятанное слово.
Б е о л н ц е и т р а н а с т о л р ю д ж м е т о к н о ч т п р.
Упражнение, направленное на тренировку концентрации внимания «Выполни по образцу»
Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от детей выполнения нескольких последовательных действий:
1) анализ каждого элемента узора;
2) правильное воспроизведение каждого элемента;
3) удержание последовательности в течение продолжительного времени.
При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно дети воспроизведут образец (концентрация внимания), но и как долго они могут работать без ошибок. Поэтому каждый раз надо понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.
Концентрация и устойчивость внимания
Упражнение на развитие концентрации и устойчивости внимания
Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
КЛАТИМОР
в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА
ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
ФИЛЛИТАДЕРРА
г) ГРУММОПД
д) ВАТЕРПРООФЕТТА
СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ
ЕММАСЕДАТОНОВ
е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА
ХЛОРОФОНИМАТА
Упражнение на развитие концентрации внимания «Скопируй портрет».
Дети должны квадратик за квадратиком скопировать портрет из верхнего поля в нижний, затем раскрасить картинки.
Упражнение, направленное на развитие объема внимания «Внимание»
Детям предлагают внимательно посмотреть на карточку с фигурами и знаками. Через 3 секунды карточка убирается, а дети должны зарисовать в тетради то, что запомнили. После проверочного воспроизведения на доске детям предлагают еще одну карточку для запоминания и воспроизведения.
6
79
Развитие объема внимания
Упражнения на развитие мыслительной операции
"Сравнение предметов"Пары слов.1) Муха и бабочка 6) Топор и молоток2) Дом и избушка 7) Пианино и скрипка3) Стол и стулья 8) Шалость и драка4) Книга и тетрадь 9) Щекотать и гладить5) Вода и молоко 10) Город и деревняМетодика.Ты видел муху? А бабочку?Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи?А чем отличаются друг от друга?При сравнении предметов учить находить черты сходства и черты различия по главным признакам.
Упражнения на развитие скорости мышления
"Оканчивание слов""Отгадай что я хочу сказать" (произносится первый слог слова). Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо.
в) "Упражнения на развитие гибкости ума".Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:- Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина, ...)- Назови слова, относящиеся к спорту- Назови слова, обозначающие домашних животных.- Назови слова, обозначающие водный спорт.- Назови слова, обозначающие фрукты и т.д.г) "Исключение лишнего"
Упражнения на беглость мышления
"Назвать слова с заданной буквой".ВАРИАНТЫ:1) Назвать слова, начинающиеся на букву "а".2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву "т".3) Назвать слова, в которых третья от начала-буква "с".
Упражнения на развитие памяти
Упражнение« Фигуры»
В парах с помощью счетных палочек (спичек) один ученик складывает фигуру, 1-2 сек. показывает, затем прикрывает ее листом бумаги, другой из них должен повторить эту фигуру.
Упражнение 2«Назови по памяти предметы»
Предлагаются таблицы с рисунками различных предметов. В течение 1-2 сек. Запомнить предметы и их расположение. Закрывается таблица. Учащимся предлагается перечислить предметы или ответить на вопросы:
- Сколько голубей летит в небе?
- Что держит в клюве голубь?
- Сколько на веточке листиков?
- Какого цвета петушки?
- Какую лапку поднял петушок? и т. д.
Упражнение 3«Запомни слова и их место»
Учащимся предлагаются слова по теме урока. Они запоминают сами слова и их расположение в рамках. После в предложенные трафареты вносят их по памяти.
собака тигр
дуб
Шиповник ивалевконь
ель
крот кот
Упражнение 3«Игра со словом» (обучение звуковому облику слова)
- придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове:
Лягушка, флаг, стол, диван.
- назови все звуки по порядку в слове: небо, туча, крыша.
Упражнения на развития внимания
Объем внимания
Упражнение 1Найди цифры в порядке возрастания (указкой ученик показывает в быстром темпе)