Просмотр содержимого документа
«Таксономия педагогических целей Бенджамина Блума»
«Таксономия педагогических целейБенджаминаБлума»
Выполнила Полешко Татьяна Анатольевна
Вы никогда не задумывались, какие цели и конкретные задачи ставит перед собой педагог перед тем, как войти в класс?
Как они связаны между собой?
Профессор педагогики Чикагского Университета Бенджамин Блум
Таксономия
(от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д.).
В рамках образовательной технологии Б. Блумом в 1956 г. была создана первая таксономия педагогических целей.
При этом Б. Блум и Д. Кратволь разделили цели образования на три области : когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).
Иерархия образовательных целей
Каждый уровень когнитивной пирамиды, по Блуму,базируется на предыдущем.
В основе всего лежит запоминание, а наивысшей точкой как когнитивных способностей, так и целей обучения является способность к независимой оценке.
Казалось бы, идея ясна: без запоминания и знания невозможно понимание, без понимания невозможно использование, без освоения начальных уровней невозможен анализ и синтез, а без всего этого невообразима творческая оценка явлений и событий.
Таксономия педагогических целей (1956 г.) – концепция уровней интеллектуального поведения обучающихся в процессе учебной деятельности.
Б. Блум
Группа когнитивных психологов, работавшая в 1995-2000 гг. под руководством Л. Андерсона и Д. Кратволя, предложила обновленную версию таксономии Б. Блума.
Л. Андерсон
Д. Кратволь
Рисунок 1
Рисунок 3
Изменения в таксономии
Создавать
Оценка
Синтез
Оценивать
Анализ
Анализировать
Применение
Применять
Понимание
Понимать
Знание
Помнить
Таксономия образовательных целей
Уровни когнитивного процесса
Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)
Примеры типов вопросов, основанных на таксономии
Таксономия образовательных целей (1)
Уровни когнитивного процесса
Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)
Примеры типов вопросов, основанных на таксономии
Помнить: может ли ученик извлекать необходимую информацию из памяти или запомнить информацию?
Какие части или особенности..? Какие основания вы предлагаете для классификации..? Какие доказательства вы можете перечислить для…? Какой вывод можно сделать..?
Таксономия образовательных целей (5)
Уровни когнитивного процесса
Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)
Примеры типов вопросов, основанных на таксономии
Оценивать: может ли ученик делать суждения, основанные на критериях и стандартах?
Проверяет, критикует, судит (составляет мнение, суждение о ком-либо, чём-либо; делает заключение, вывод относительно чего-либо), оправдывает (доказывает правильность чего-либо), оспаривает, поддерживает
Согласны ли вы что..? Что вы думаете о..? Что является наиболее важным..? Какой вывод вы могли бы сделать..? Какие критерии вы используете для оценки..? Как бы вы поступили..?
Таксономия образовательных целей (6)
Уровни когнитивного процесса
Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)
Примеры типов вопросов, основанных на таксономии
Создать: может ли ученик создать новый (уникальный, оригинальный) физический объект, продукт ( который может быть в устной форме) или точку зрения?
Какие идеи вы можете добавить в..? Как бы вы спроектировали..? Что произойдёт, если вы объедините..? Какие решения вы могли бы предложить для..? Как можно иначе решить возникшую проблему..?