kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Таксономия педагогических целей Бенджамина Блума

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таксономия педагогических целей,концепция уровня интеллектуального уровня

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Таксономия педагогических целей Бенджамина Блума»

«Таксономия педагогических целей  Бенджамина  Блума»      Выполнила   Полешко Татьяна Анатольевна

«Таксономия педагогических целей Бенджамина Блума»

Выполнила Полешко Татьяна Анатольевна

Вы никогда не задумывались, какие цели и конкретные задачи ставит перед собой педагог перед тем, как войти в класс?  Как они связаны между собой? Профессор педагогики Чикагского Университета Бенджамин Блум

Вы никогда не задумывались, какие цели и конкретные задачи ставит перед собой педагог перед тем, как войти в класс?

Как они связаны между собой?

Профессор педагогики Чикагского Университета Бенджамин Блум

Таксономия   (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д.). В рамках образовательной технологии Б. Блумом в 1956 г. была создана первая таксономия педагогических целей. При этом Б. Блум и Д. Кратволь разделили цели образования на три области : когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).

Таксономия  

(от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д.).

В рамках образовательной технологии Б. Блумом в 1956 г. была создана первая таксономия педагогических целей.

При этом Б. Блум и Д. Кратволь разделили цели образования на три области : когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).

Иерархия образовательных целей

Иерархия образовательных целей

Каждый уровень когнитивной пирамиды, по Блуму, базируется на предыдущем. В основе всего лежит запоминание, а наивысшей точкой как когнитивных способностей, так и целей обучения является способность к независимой оценке.   Казалось бы, идея ясна: без запоминания и знания невозможно понимание, без понимания невозможно использование, без освоения начальных уровней невозможен анализ и синтез, а без всего этого невообразима творческая оценка явлений и событий.

Каждый уровень когнитивной пирамиды, по Блуму, базируется на предыдущем.

В основе всего лежит запоминание, а наивысшей точкой как когнитивных способностей, так и целей обучения является способность к независимой оценке.

  Казалось бы, идея ясна: без запоминания и знания невозможно понимание, без понимания невозможно использование, без освоения начальных уровней невозможен анализ и синтез, а без всего этого невообразима творческая оценка явлений и событий.

Таксономия педагогических целей (1956 г.) – концепция уровней интеллектуального поведения обучающихся в процессе учебной деятельности. Б. Блум Группа когнитивных психологов, работавшая в 1995-2000 гг. под руководством Л. Андерсона и Д. Кратволя, предложила обновленную версию таксономии Б. Блума. Л. Андерсон Д. Кратволь

Таксономия педагогических целей (1956 г.) – концепция уровней интеллектуального поведения обучающихся в процессе учебной деятельности.

Б. Блум

Группа когнитивных психологов, работавшая в 1995-2000 гг. под руководством Л. Андерсона и Д. Кратволя, предложила обновленную версию таксономии Б. Блума.

Л. Андерсон

Д. Кратволь

Рисунок 1

Рисунок 1

Рисунок 3

Рисунок 3

Изменения в таксономии Создавать Оценка Синтез Оценивать Анализ Анализировать Применение Применять Понимание Понимать Знание Помнить

Изменения в таксономии

Создавать

Оценка

Синтез

Оценивать

Анализ

Анализировать

Применение

Применять

Понимание

Понимать

Знание

Помнить

Таксономия образовательных целей Уровни когнитивного процесса Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы) Примеры типов вопросов, основанных на таксономии

Таксономия образовательных целей

Уровни когнитивного процесса

Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)

Примеры типов вопросов, основанных на таксономии

Таксономия образовательных целей (1) Уровни когнитивного процесса Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)  Примеры типов вопросов, основанных на таксономии Помнить:  может ли ученик  извлекать необходимую информацию из памяти  или запомнить информацию?  Узнаёт, припоминает, называет, воспроизводит, описывает, повторяет. Кто, что, где, когда, как..? Что такое…? Верно ли, что…?

Таксономия образовательных целей (1)

Уровни когнитивного процесса

Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)

Примеры типов вопросов, основанных на таксономии

Помнить: может ли ученик извлекать необходимую информацию из памяти или запомнить информацию?

Узнаёт, припоминает, называет, воспроизводит, описывает, повторяет.

Кто, что, где, когда, как..?

Что такое…? Верно ли, что…?

Таксономия образовательных целей (2) Уровни когнитивного процесса Понимать: может ли ученик постичь смысл и значение на базе учебных материалов или опыта ? Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы) Примеры типов вопросов, основанных на таксономии Интерпретирует, приводит примеры, классифицирует, обобщает, рассуждает (делает умозаключение), сравнивает, объясняет, описывает, идентифицирует, пересказывает Почему вы считаете…? Что означает…? Какие предложения/факты подтверждают…? Какова основная мысль…? С чем можно сравнить…?

Таксономия образовательных целей (2)

Уровни когнитивного процесса

Понимать: может ли ученик постичь смысл и значение на базе учебных материалов или опыта ?

Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)

Примеры типов вопросов, основанных на таксономии

Интерпретирует, приводит примеры, классифицирует, обобщает, рассуждает (делает умозаключение), сравнивает, объясняет, описывает, идентифицирует, пересказывает

Почему вы считаете…?

Что означает…?

Какие предложения/факты подтверждают…?

Какова основная мысль…?

С чем можно сравнить…?

Таксономия образовательных целей (3) Уровни когнитивного процесса Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы) Примеры типов вопросов, основанных на таксономии Применять:  может ли ученик использовать информацию, процедуру? Исполняет, применяет, решает, конструирует, моделирует, предсказывает, воссоздает, показывает, иллюстрирует, интерпретирует, планирует Как это связано…? Какие примеры можете привести для…? Что будет если …? Каковы возможные результаты/следствия …?

Таксономия образовательных целей (3)

Уровни когнитивного процесса

Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)

Примеры типов вопросов, основанных на таксономии

Применять: может ли ученик использовать информацию, процедуру?

Исполняет, применяет, решает, конструирует, моделирует, предсказывает, воссоздает, показывает, иллюстрирует, интерпретирует, планирует

Как это связано…?

Какие примеры можете привести для…?

Что будет если …?

Каковы возможные результаты/следствия …?

Таксономия образовательных целей (4) Уровни когнитивного процесса Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы) Примеры типов вопросов, основанных на таксономии  Анализировать: может ли ученик вычленять из понятия несколько частей и описывать то, как части соотносятся Дифференцирует, соотносит, сравнивает/противопоставля-ет, разбивает, выделяет, отбирает, разграничивает, различает, распознает, исследует, экспериментирует с целым? Какие части или особенности..? Какие основания вы предлагаете для классификации..? Какие доказательства вы можете перечислить для…? Какой вывод можно сделать..?

Таксономия образовательных целей (4)

Уровни когнитивного процесса

Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)

Примеры типов вопросов, основанных на таксономии

Анализировать: может ли ученик вычленять из понятия несколько частей и описывать то, как части соотносятся

Дифференцирует, соотносит, сравнивает/противопоставля-ет, разбивает, выделяет, отбирает, разграничивает, различает, распознает, исследует, экспериментирует

с целым?

Какие части или особенности..? Какие основания вы предлагаете для классификации..? Какие доказательства вы можете перечислить для…? Какой вывод можно сделать..?

Таксономия образовательных целей (5) Уровни когнитивного процесса Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы) Примеры типов вопросов, основанных на таксономии Оценивать: может ли ученик делать суждения, основанные на критериях и стандартах? Проверяет, критикует, судит (составляет мнение, суждение о ком-либо, чём-либо; делает заключение, вывод относительно чего-либо), оправдывает (доказывает правильность чего-либо), оспаривает, поддерживает Согласны ли вы что..? Что вы думаете о..? Что является наиболее важным..? Какой вывод вы могли бы сделать..? Какие критерии вы используете для оценки..? Как бы вы поступили..?

Таксономия образовательных целей (5)

Уровни когнитивного процесса

Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)

Примеры типов вопросов, основанных на таксономии

Оценивать: может ли ученик делать суждения, основанные на критериях и стандартах?

Проверяет, критикует, судит (составляет мнение, суждение о ком-либо, чём-либо; делает заключение, вывод относительно чего-либо), оправдывает (доказывает правильность чего-либо), оспаривает, поддерживает

Согласны ли вы что..? Что вы думаете о..? Что является наиболее важным..? Какой вывод вы могли бы сделать..? Какие критерии вы используете для оценки..? Как бы вы поступили..?

Таксономия образовательных целей (6) Уровни когнитивного процесса Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы) Примеры типов вопросов, основанных на таксономии Создать: может ли ученик создать новый (уникальный, оригинальный) физический объект, продукт ( который может быть в устной форме) или точку зрения? Генерирует, планирует, проектирует, разрабатывает, производит, собирает, строит, создает. Какие идеи вы можете добавить в..? Как бы вы спроектировали..? Что произойдёт, если вы объедините..? Какие решения вы могли бы предложить для..? Как можно иначе решить возникшую проблему..?

Таксономия образовательных целей (6)

Уровни когнитивного процесса

Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)

Примеры типов вопросов, основанных на таксономии

Создать: может ли ученик создать новый (уникальный, оригинальный) физический объект, продукт ( который может быть в устной форме) или точку зрения?

Генерирует, планирует, проектирует, разрабатывает, производит, собирает, строит, создает.

Какие идеи вы можете добавить в..? Как бы вы спроектировали..? Что произойдёт, если вы объедините..? Какие решения вы могли бы предложить для..? Как можно иначе решить возникшую проблему..?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Таксономия педагогических целей Бенджамина Блума

Автор: Полешко Татьяна Анатольевна

Дата: 06.09.2022

Номер свидетельства: 612631

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "УМК "Перспектива" .Статья "Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативных УУД" "
    ["seo_title"] => string(114) "umk-pierspiektiva-stat-ia-tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnykh-uud"
    ["file_id"] => string(6) "244461"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445945911"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа "
    ["seo_title"] => string(101) "tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-obrazovatiel-naia-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-tipa"
    ["file_id"] => string(6) "134191"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416680076"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "РОЛЬ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ. "
    ["seo_title"] => string(101) "rol-kritichieskogo-myshlieniia-v-formirovanii-kompietientnostnogo-podkhoda-v-obuchienii-i-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "179643"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425045211"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства