Статья "Реализация внеурочной деятельности в начальной школе"
Статья "Реализация внеурочной деятельности в начальной школе"
Внеучебная (внеурочная) деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи:
nобеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
nоптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
nулучшить условия для развития ребенка;
nучесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Реализация внеурочной деятельности в начальной школе"»
Реализация внеурочной деятельности в начальной школе
Марьина Лилия Шаукатовна,
учитель начальных классов высшей квал.категории
МБОУ СОШ№22 г.Казань
Внеучебная (внеурочная) деятельность
Это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности
должна обеспечивать
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования
Задачи:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Направления
спортивно- оздоровительное
духовно- нравственное
социальное
общеинтеллектуальное
общекультурное
Формы
экскурсии
кружки
секции
конференции
диспуты, классные часы
школьные научные общества
олимпиады
соревнования
поисковые и научные исследования
социальные проекты и другие
Внеурочная деятельность -неотъемлемая часть образовательного процесса
Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании».
Базовая организационная модель
реализации внеурочной деятельности
Инновационная площадка
Иные педагогические работники
Инновационная (экспериментальная) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности
Должностные обязанности педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого
Внеурочная деятельность
Учебный план образовательного учреждения
Часть, формируемая участниками образовательного процесса (секции, школьные научные общества, научные исследования и т.д.)
Дополнительное образование образовательного учреждения
Группы продлённого дня
Классное руководство
Организация кружков, спортивно-оздоровительных секции, поисковых и научных исследований
Деятельность воспитателей ГПД, например, в рамках «школы полного дня»
Деятельность классных руководителей (диспуты, экскурсии, круглые столы, соревнования и т.д.)
Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД
Организация деятельности как на базе общеобразовательных учреждений, так и на базе самих учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры
Типы организационных моделей внеурочной деятельности
модель дополнительного образования
модель «школы полного дня» ;
оптимизационная модель
инновационно- образовательная модель .
Модель дополнительного образования
опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей .
Модель«школы полного дня»
реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня
Оптимизационная модель
Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения:
учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие.
Инновационно- образовательная модель
опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.
Внеурочная деятельность -неотъемлемая часть образовательного процесса
Обязательными условиями организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении является:
родительский запрос
наличие необходимойучебно-материальной базы
наличие укомплектованных штатов и подготовленных кадров
соблюдение СанПиНов, в том числе требований к сменности занятий и составлению расписания
Организация внеурочной деятельности
№ п/п
Содержание работы
1.
Сроки
Изучение запросов родителей по выбору направлений внеурочной деятельности:
2.
Родительское собрание
Анализ кадровых ресурсов и материально-технической базы для реализации внеурочной деятельности по запросам родителей.
«Особенности обучения и воспитания школьников по ФГОС»;
Анкетирование родителей
Организация внеурочной деятельности
№ п/п
Содержание работы
3.
Сроки
Подбор кадров , реализующих внеурочную деятельность.
4.
Расширенные заседания предметных кафедр (с приглашением руководителей кружков) « Разработка программ внеурочной деятельности ».
Организация внеурочной деятельности
№ п/п
Содержание работы
5.
Сроки
Составлениемодели организации внеурочной деятельности, индивидуальных учебных планов, расписания кружков.
6.
Утверждение рабочих программ внеурочной деятельности.
7.
Создание санитарно-бытовых, материально-технических условий для организации внеурочной деятельности.
8.
Исследование мнения родителей, обучающихся и руководителей кружков по вопросам организации внеурочной деятельности: анкетирование, опрос, наблюдение, посещение занятий.
Программа внеурочной деятельности
самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательным учреждением.
Варианты проведения внеурочной деятельности могут быть самые разнообразные:
комплексные
по направлениям
по формам и т.д.
ВОСПИТАНИЕ-это не специальные мероприятия
В оспитание школе должно идти только через совместную деятельность
взрослых и детей,
детей друг с другом,
в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей
Уровни воспитательных результатов
Первый уровень
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Уровни воспитательных результатов
Второй уровень
получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Уровни воспитательных результатов
Третий уровеньполучение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Уровни воспитательных результатов
В начальной школе приоритет 1 уровня
3уровень
2-й уровень
1-й уровень
ЧТО ТАКОЕ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАКОВЫ ЕЁ ОСОБЕННОСТИ?
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Спортивно-оздоровительное
Общекультурное
Общеинтеллектуальное
Духовно-нравственное
Социальное
Игровая;
Познавательная;
Проблемно-ценностное общение;
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
Художественное творчество;
Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);