Сравнительный анализ адаптированных основных общеобразовательных программ образования
Сравнительный анализ адаптированных основных общеобразовательных программ образования
Сравнительный анализ адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сравнительный анализ адаптированных основных общеобразовательных программ образования»
Сравнительный анализ адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ГБОУ СОШ с.Екатериновка
м.р. Безенчукский
Учитель начальных классов:
Кудисова Наталья Александровна
«… умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…» В.А. Сухомлинский
Адаптированная основная общеобразовательная программа ( АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
―это общеобразовательная программа,
адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Нормативно-правовая база
АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии с:
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г.
учетом примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями,) одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( протокол № 4/15 от 22.12.2015г .
Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей
Вариант 1
АООП предназначена для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
АООП предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На основе АООП для каждого обучающегося индивидуально разрабатывается СИПР .
Основа АООП
Дифференцированный подход
Деятельностный подход
Адаптированная основная программа -
представляет собой комплекс следующих характеристик образования:
объем,
содержание,
планируемые результаты,
организационно- педагогические условия
( учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, иных компонентов, а также оценочные и методические материалы.)
АООП содержит три раздела:
целевой,
содержательный,
организационный .
целевой раздел
Вариант 1
Вариант 2
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП
Пояснительная записка
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП
Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой и глубоко умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития СИПР
Система оценки достижения обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения СИПР
Пояснительная записка:
Планируемые результаты освоения обучающими АООП
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов.
Вариант 1
Вариант 2
Цель и задачи АООП;
Цель и задачи СИПР;
Характеристика АООП
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью
Характеристика СИПР
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Динамика личностных и предметных результатов (0-5)
Вариант 2
Развитие жизненных компетенций по итогам учебного года
Содержательный раздел
Вариант 1
Вариант 2
Программа формирования базовых учебных действий
Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области
Программа формирования базовых учебных действий.
Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.
Программа духовно- нравственного развития
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа нравственного развития
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа коррекционной работы
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Программа сотрудничества с семьей обучающихся
Программа формирования базовых учебных действий
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися.
Вариант 1
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Вариант 2
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью направлена на максимальное развитие жизненной компетенции.
Программа духовно- нравственного развития
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа внеурочной деятельности
Программа коррекционной работы
Программа нравственного развития
Программа нравственного развития
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Программа сотрудничества с семьей обучающихся
Программа сотрудничества с семьей обучающихся
Вариант 1
Вариант 2
Формирование общественных идеалов и ценностей
Обеспечение личностного, социокультурного развития
Вариант 1
Вариант 2
Формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Здоровый образ жизни, безопасное поведение в быту и окружающей среде
Вариант 1
Развитие интересов, склонностей , способностей
Вариант 2
Формирование полноценного восприятия окружающий действительности и обогащение опыта.
Вариант 1
Вариант 2
Социальная адаптация учащихся, индивидуально ориентированная помощь .
Сопровождение семьи образовательной организацией и другими специалистами
Коррекционно-развивающая область
Вариант 1
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами:
Содержание данных областей может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.
Вариант 2
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами:
Коррекционный курс "Сенсорное развитие".
Коррекционный курс "Предметно-практические действия".
Коррекционный курс "Двигательное развитие". Коррекционный курс "Альтернативная коммуникация". Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие занятия".
Организационный раздел
Вариант 1
Вариант 2
Учебный план
Система специальных условий реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
Учебный план
Система специальных условий реализации СИПР образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Учебный план (вариант 1)
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
Язык и речевая практика
АООП
Русский язык
3
Чтение
Математика
Речевая практика
4
2
Математика
Естествознание
4
Мир природы и человека
Искусство
1
Музыка
1
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура
Ручной руд
1
Физическая культура
Итого:
1
3
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
20
Внеурочная деятельность
1
Коррекционно-развивающая область
Ритмика
10
6
Социально-бытовая и пространственная ориентировка
2
Индивидуальные коррекционные занятия
Другие направления внеурочной деятельности
2
Нравственное
2
4
Социальное
1
Общекультурное
1
Спортивно-оздоровительное
1
Всего:
1
31
Учебный план (вариант 2)
Предметные области
Учебные предметы
1. Язык и речевая практика
Количество часов
1.1 Речь и альтернативная коммуникация
2. Математика
3. Окружающий мир
СИПР
2
2.1.Математические представления
2
3.1 Окружающий природный мир
2
3.2 Человек
2
3.3 Домоводство
3
3.4. Окружающий социальный мир
4. Искусство
2
4.1 Музыка и движение
5. Физическая культура
4.2 Изобразительная деятельность
2
5.1 Адаптивная физкультура
6. Технологии
3
2
6.1 Профильный труд
7. Коррекционно-развивающие занятия
-
Итого
2
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
22
Коррекционные курсы
1. Сенсорное развитие
22
10
2. Предметно-практические действия
3
3. Двигательное развитие
3
4. Альтернативная коммуникация
2
Внеурочная деятельность
2
Всего к финансированию
6
38
Система специальных условий реализации АООП образования обучающихся
Использование АООП
Организация специальных условий обучения и воспитания.
Специальные методы обучения и воспитания
Специальные учебники , учебные пособия, дидактические материалы
Специальная пространственно- временная организация образования
Использование всевозможных ТС и ИКТ.
Рекомендации по работе с детьми с умственной отсталостью:
1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
5.Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
6. Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Приемы:
Снятие страха - «Ничего страшного...»
Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»
Говорите это искренне и уверенно.
Усиление мотива - «Нам это нужно для...»
(«Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»).
Педагогическое внушение - «Приступай же...
Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»
(«Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)
Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
Формируйте веру в успех.
Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас).