kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родной край - часть большой страны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наша страна на современном этаперешает сложнейшие задачи экономического и социального развитияна фоне низкой экологической культуры в обществе.Проблемам экологического образованиясегодня уделяется всё больше внимания.В этой связи экологическое образование в современных условиях приобретает особую актуальность.Главные задачи раздела:

- знакомство обучающихся с природными объектами своего края;  - обучение навыкам наблюдения в окружающей среде;

- овладение базовыми навыками использования ПК в освоении учебного материала;

- воспитание эмоциональной отзывчивости, стремления охранять природу своего края.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Родной край - часть большой страны. »



Управление образования Администрации г. Дзержинска Нижегородской области

муниципальное казённое образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №25»










Методическая разработка раздела

«Родной край – часть большой страны»

образовательной программы «Окружающий мир»



Для учащихся 4 класса

начальной школы



Автор: Хазова Анна Ивановна

учитель 1 квалификационной категории

МКОУ «Основная общеобразовательная школа №25»












г. Дзержинск, 2014 г



Содержание


1. Пояснительная записка 3

1.1. Актуальность 4

1.2. Принципы отбора содержания образования 5

1.3. Цели и задачи 5

1.4. Результаты 6

1.5. Технология и формы организации деятельности 6

2. Структура содержания тематических модулей образовательной программы 7

3. Общий учебно-тематический план 15

4. Учебно-методический комплекс 16

5. Список основной и дополнительной литературы 16

6. Результаты апробации содержания данной программы за последние три года 18

Приложения 19


1. Пояснительная записка

В настоящее время проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействие человеческого общества на окружающую среду выходит на первый план в аспекте преодоления глобального экологического кризиса и перехода цивилизации на модель устойчивого и безопасного развития. В условиях надвигающейся экологической катастрофы особое значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к процессу экологизации общей культуры человечества и, как следствие – к формированию теории и практики экологического образования.

Начиная с Коменского Я.А. официальный статус в педагогике получает принцип природосообразности. Он рассматривал человека, как органическую часть природы, живущего по ее законам. Ж.Ж.Руссо усматривал в человеке совершенное творение, создание Бога-творца и Природы. Огромное значение природосообразности в воспитании ребенка придавал К.Д.Ушинский. Этот принцип, по его мнению, должен быть реализован при условии приближения содержания, организации процесса воспитания и обучения у природе, их противодействию разлагающему влиянию урбанизации. Такие выдающиеся педагоги как А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне трудовых, нравственных, эстетических взаимосвязей с ней.

В последние годы повысилось внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Анализ психолого-педагогической литературы (работы А.П.Мамонтовой, И.С.Матрусова, Л.П.Печко, А.Н.Захлебного, В.С.Липицкого) по этой теме показал, что различные аспекты экологического воспитания и образования детей рассматриваются как органичное единство учебной деятельности и организации общественно-полезной работы по охране природы. Идея комплексной экологии в начальной школе активно внедряется в жизнь, начиная с 70-х годов. Сегодня она требует не только теоретического обоснования необходимости ведения природоохранной деятельности, но и практического внедрения информационно-коммуникационной технологии, интерактивной методики обучения. Учитывая стремительный рост информатизации общества и эффективность использования ИКТ в образовательном процессе, автор пришла к теоретическому осмыслению экологизации общей культуры человека. Она заключается в том, что современная начальная школа с помощью информационных технологий должна и может оптимально развивать творческие способности детей, расширять их кругозор, менять к лучшему их отношение к живому и неживому миру, помогать правильно оценивать собственное поведение, выступать в роли наблюдателя и эксперта, наконец, мыслить экологическиздесь зарождается экологическая культура общества!

Учебный курс «Окружающий мир» преподается в 1 - 4 классах четырехлетней начальной школы. Он имеет экологическую направленность и позволяет решать задачи нравственно-эстетического воспитания детей. При изучении предмета «Окружающий мир» ученик должен овладеть необходимыми знаниями о природе, о способах их получения (действиями по их получению – анализом, обобщением, абстрагированием). Раздел 3 «Родной край – часть большой страны» для 4 класса знакомит детей с формами земной поверхности, полезными ископаемыми, водоемами, почвами, природными сообществами, охраной природы края, где живут учащиеся. Последовательность освоения раздела, подход к его изучению выстроены в соответствии с современными требованиями. Настоящая методическая разработка представляет собой комплексную форму, включающую разработку планирования, организацию и проведение отдельных мероприятий по темам раздела, сценарии, формы организации уроков и анализ результативности освоения данного раздела на примере 4 класса МОУ СОШ №25 поселка Бабино.

1.1. Актуальность

Наша страна на современном этапе решает сложнейшие задачи экономического и социального развития на фоне низкой экологической культуры в обществе. Проблемам экологического образования сегодня уделяется все больше внимания. Оно рассматривается как непрерывный процесс обучения и воспитания, в котором основой является принцип природосообразности. В этой связи экологическое образование в современных условиях приобретает особую актуальность. Отношение к экологическим проблемам природы, общества и человека в их единстве во многом определяется воспитанием в детстве. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Главная задача экологического образования и воспитания школьников сегодня – формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, осознание неразрывной связи человеческого общества и природы.

Формирование экологической культуры школьников начинается в начальной школе и в основном проходит в рамках изучения предмета «Окружающий мир». Изучение окружающего мира призвано сформировать у учащихся элементарные знания об окружающей среде и решить задачи всестороннего развития личности.

Проблема формирования правильного экологического мышления и поведения в младшем школьном возрасте обусловлена противоречием между неподготовленностью учеников к восприятию материала и его потенциальной сложностью, поэтому для достижения эффективности при реализации учебного курса «Окружающий мир» необходима сформированность высокой мотивации младших школьников к обучению. Это реально возможно через изучение географии своего региона, что способствует формированию научного мировоззрения, пониманию взаимосвязей объектов и явлений самой природы, развитию эстетического восприятия, расширению кругозора учащихся. Знание своего края вызывает интерес к природе своей области и окружающему миру в целом. Изучение малой родины усиливает сознание личной ответственности за состояние окружающей среды. Крайне перспективным инструментом для реализации всей этой деятельности являются информационно-коммуникационные технологии, которые являются важным условием модернизации образовательного процесса и вносят элементы новизны в организации. учебной деятельности детей.

«Окружающий мир» - тот школьный предмет, в котором включение информационно-коммуникационных технологий может существенно активизировать все виды учебной и воспитательной деятельности. Они эффективны при изучении нового материала (имитация, реконструкция, моделирование), при проведении проверочных и контрольных работ, при использовании компьютерных игр (обучающие и развивающие игры, сюжетные игры), при работе с интерактивной доской, при осуществлении проектной деятельности учащихся.

Проектная методика сегодня позволяет решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. Отличительной чертой проектной методики является особая форма организации деятельности ученика, поэтому я как учитель продумываю как организовать его активную деятельность, чтобы ему захотелось принять участие, провести свое исследование. Так открываются большие возможности для выработки стремления самостоятельно добывать и использовать новые знания, для формирования у учащихся опыта творческой деятельности.


1.2. Принципы отбора содержания образования

Раздел предусматривает 12 связанных между собой, но обладающих определенной самостоятельностью тем, способствующих развитию у ребенка природосберегающего «чувства дома», воспитанию любви и уважения к Природе во всех ее проявлениях – от цветка до целого Мироздания. Отбор содержания образования осуществляется на основе постоянного пробуждения, поддержки творческого начала в ребенке и строится на принципах:

  • гуманизации форм и методов обучения;

  • доступности и соответствия возрастным и психическим особенностям детей;

  • органичного единства обучения и воспитания;

  • непрерывности;

  • единства активных и интерактивных методов обучения, творческой самостоятельности детей.

В основе обучения лежат проблемно-поисковый и личностно-ориентированный подходы. Проблемно-поисковый подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. Применение информационных технологий в обучении обеспечивает индивидуальное взаимодействие учащегося с учебным содержанием путем использования адаптивных интеллектуальных алгоритмов обучения. В результате формируется индивидуальная траектория обучения каждого ученика.

1.3. Цели и задачи

Содержание данного раздела включает деятельность учащихся с обязательным анализом отношения к миру природы, оценки поступков, выработкой экоадекватных норм жизни, в соответствии с чем определена следующая цель:

формирование у обучающихся интереса к своему родному краю, желания познания законов природы, воспитание ответственности за состояние окружающей среды.

Задачи:

  1. Знакомство обучающихся с конкретными природными объектами своего края.

  2. Обучение навыкам наблюдения в окружающей среде за природными объектами.

  3. Овладение базовыми навыками использования ПК в освоении учебного материала.

  4. Формирование представлений о взаимосвязях живых организмов и сред в природе.

  5. Систематизация и расширение знаний учащихся о природе и хозяйстве своего края.

  6. Воспитание эмоциональной отзывчивости, чувства сопричастности к жизни природы и общества, к природным объектам, стремления охранять природу родного края.

1.4. Результаты

В результате освоения учебного материала данного раздела учащиеся будут знать:

  • некоторые экологические проблемы своего края;

  • особенности природы своего края, полезные ископаемые, формы земной поверхности, водоемы своего края;

  • природные сообщества.

Будут уметь:

  • пользоваться атласом-определителем;

  • пользоваться интерактивной доской, ПК;

  • различать растения и животных, характерных для леса, луга, водоемов, полезные ископаемые, основные сельскохозяйственные растения и животных своего края;

  • проводить наблюдения за природными явлениями;

  • давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости;

  • определять необходимые меры охраны природы, свое участие в сохранении природного окружения;

  • самостоятельно находить в учебниках и других источниках сведения по темам раздела;

  • владеть элементарными приемами чтения географической карты.

Все эти знания и связанная с их освоением деятельность направлены на утверждение в сознании ребенка ценностей согласия и взаимодействия с Природой.

Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов. Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития.

Для формирования навыков проектной деятельности в процесс работы над темой включаем наблюдения, работу с разными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию.

Гистограмма 1: « Диагностика познавательной активности».


( Методика « Таинственное письмо»)



Гистограмма 2: « Диагностика уровня сформированности коммуникативных

умений»


( Наблюдение за учащимися)









Гистограмма 3: « Изучение уровня школьной мотивации».


( Анкетирование)




Гистограмма 4: « Диагностика уровня любознательности».


(Анкетирование)

После работы над проектами была проведена повторная диагностика. Она показала рост

всех характеристик на 5 -10%. Инициатива проектной деятельности стала переходить

от учителя к учащимся – они сами стали предлагать темы новых проектов.

Вывод: В ходе проекта возрастают познавательные потребности младших

школьников. Собственная практика расширяет кругозор ребенка, возрастает

уровень любознательности. В ходе проектных работ развиваются специальные

умения и навыки. Дети учатся мыслить, делать самостоятельные умозаключения.


1.5. Технология и формы организации деятельности

Реализация раздела «Родной край – часть большой страны» осуществляется при помощи технологии развивающего обучения, главной целью которой является создание условий для развития способностей, интеллекта, личностных качеств и отношений между людьми, где учитель использует закономерности развития, возможности восприятия учебного материала детьми. Успех в обучении достигается при учете индивидуальных особенностей посредством дифференцированной работы на уроке.

Использование информационно-коммуникационной технологии в образовательном процессе на уроках экологической направленности способствует:

  • Созданию творческой положительной эмоциональной атмосферы на уроке (использование наглядных пособий, аудио- и видеоиллюстраций, сказочных зарисовок способствует повышению мотивации к учению);

  • Совершенствованию психических познавательных процессов (применение дидактических игр экологической направленности способствует более глубокому усвоению и систематизации знаний; в играх с картинками, схемами, совершенствуются операции сравнения, обобщения, классификации);

  • Интенсификации обучения при выборе индивидуального темпа обучения;

  • Формированию осознанной потребности использовать средства ИКТ как инструмент, который помогает учиться.

При этом на уроках широко используется создание схем, отражающих те или иные явления, свойства, классификацию. Особое значение имеют модели, отражающие взаимодействие человека и природы. На основе собственного опыта работы автор убеждена в том, что формы изучения окружающего мира следует тщательно подбирать и разнообразить: уроки в классе и на природе, экскурсии, домашние работы, уроки-путешествия, уроки-игры. Значительная роль при этом отводится наблюдениям, практическим работам, развивающим компьютерным играм, демонстрации опытов и наглядных пособий, электронным презентациям. Для поддержания и развития познавательного интереса учащихся и уменьшения их утомляемости в ходе уроков автор использует физкультминутки в зависимости от темы. Система вопросов и заданий на уроках составлена с учетом разных уровней освоения знаний, возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. В данной методической разработке подобраны разнообразные задания, упражнения, игры, конспекты уроков, рассчитанные на различный уровень подготовленности детей

2. Структура содержания тематических модулей образовательной программы

С учетом ведущих обучающих модулей, типы учебных занятий формируются следующим образом:

  • организационный;

  • повторение изученного материала;

  • изучение нового материала;

  • закрепление;

  • контроль и коррекция;

  • комбинированный;

Структура содержания тематических модулей представлена в следующей таблице:


Название темы (модуля)/форма организации

Цели освоения темы (модуля)/приемы, методы

Содержание темы (модуля)

Содержание деятельности учащихся

  1. Наш край

(Организационный)/групповая


Сформировать представление учащихся о родном крае, развитие умения работать с картой, расширение знаний учащихся о природе и хозяйстве своего края, воспитание любовь к нему./ Приемы:формирование взглядов, убеждений;

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Знакомство с новым разделом «Родной край – часть большой страны», с административной картой России и с картой области, систематизация информации о природе и хозяйстве своего края, закрепление изученного

Изучение условных обозначений на карте России, нахождение на карте своего населенного пункта (пос. Бабино. г. Дзержинск, Нижегородская область).

Определение природной зоны своего края, перечисление населенных пунктов, рек, водоемов, развитых отраслей производства, растительного и животного мира.

Практическая работа по заполнению на интерактивной доске таблицы «Природа нашего края», индивидуальных карточек.

  1. Поверхность нашего края

(Изучение нового материала) / индивидуально-групповая

Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края, показать необходимость и способы охраны земной поверхности, развивать познавательную активность, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы, учить самостоятельно работать с картой. /

Приемы:показ, организация деятельности, сотрудничество

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, репродуктивный.

Знакомство с формами поверхности нашего края, проверка ранее полученных знаний и умений. Изучение новой формы поверхности земли – оврагов, их характеристики, методов борьбы с оврагами, терриконами. Сообщение о дополнительных источниках информации по теме урока.

Закрепление изученного материала. Приложение 1

Работа по тесту «Мой край».

Рассказ учащихся об овраге по плану.

Сравнение оврага и балки, занесение их сходств и отличий в таблицу на интерактивной доске. Внесение предложение по борьбе с оврагами, решение кроссворда по теме урока.


  1. Водоемы нашего края

(Повторение изученного материала, изучение нового материала)/ индивидуально-групповая

Знакомство учащихся с разнообразием водоемов нашего края, формирование представлений учащихся о естественных и искусственных водоемах, раскрытие значения водоемов в природе и жизни человека, необходимости их охраны, развитие познавательного интереса, умения рассуждать, анализировать.

Приемы: организация деятельности, сотрудничество, дискуссия

Методы: проблемный, частично поисковый, репродуктивный

Проверка знаний и умений при помощи электронного теста «Поверхность нашего края».

Знакомство с новым материалом: как живут естественные водоемы (С использованием мультимедийного проектора)

Устный опрос по карте Нижегородской области.

Приложение 2

Приложение 7


Отгадывание загадок.

Заполнение на интерактивной доске таблицы происхождения водоемов.

Работа по карте Нижегородской области

Физкультминутка

Практическая работа по заполнению схемы значения водоемов, участие в беседе о значении и важности сохранения естественных водоемов.

Составление памятки «Правила поведения у водоема»

  1. Наши подземные богатства

(комбинированный)/ индивидуально-групповая

Сформировать представления учащихся о подземных богатствах, познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств, развивать познавательную активность. Умение работать с картой, развивать речь детей, умение делать выводы, сравнивать.

Приемы: показ, стимулирование, коррекция организация деятельности

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный

Фронтальный опрос по теме «Водоемы».

Ознакомление детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств, показ коллекции полезных ископаемых с дополняющей информацией на интерактивной доске.

Кроссворд о состоянии полезных ископаемых.

Задание на дом по изготовлению карточек с условными обозначениями полезных ископаемых (в компьютерном варианте)

Приложение 3

Участие во фронтальном опросе, заполнение индивидуальных карточек по теме «Водоемы».

Знакомство с новым материалом по теме урока, планом изучения полезных ископаемых . Практическая работа с коллекцией.

Физкультминутка.

Практическая самостоятельная работа по заполнению схемы нерудных полезных ископаемых.

Коллективная проверка заполненной схемы.

Решение кроссворда о состоянии полезных ископаемых (на интерактивной доске).

  1. Земля-кормилица

(Изучение нового материала, контроль)/ групповая, конкурс

Познакомить детей с различными видами почв и их составом, ввести понятие «круговорот веществ», обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв, развивать познавательную активность. Умение наблюдать, сравнивать, обобщать при помощи компьютера.

Приемы:показ, сотрудничество, формирование взглядов

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский

Проверка домашнего задания.

Игра «Узнай меня».

Характеристика полезных ископаемых своего края. Проверка знаний материала предыдущего урока.

Знакомство с новой темой «Типы и состав почв, круговорот веществ, защита почвы». Практические задания по теме урока, домашнее задание : подобрать стихи, загадки, пословицы о земле-кормилице.

Приложения 4,5,6


Работа с картой. Демонстрация изготовленных дома карточек с уловным обозначением полезных ископаемых.

Участие в электронной игре «Узнай меня»

Работа по карте по нахождению месторождений полезных ископаемых своего края. Характеристика и определение свойств полезных ископаемых (работа по заполнению индивидуальных карточек)

Практическая работа по исследованию состава почвы. Физкульминутка

Участие в устном опросе, решение кроссворда по теме урока (на интерактивной доске)

Практическая работа по составлению схемы круговорота веществ с использованием ПК.

  1. Жизнь леса. Лес – природное сообщество

(комбинированный)/ экскурсия

Сформировать представления учащихся о лесе, как о природном сообществе, ввести и разъяснить термин «природное сообщество»,познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Приемы:убеждение, разъяснение, показ

Методы:словесные, практические, проблемные

Проверка домашнего задания (устный опрос, тест «Земля-кормилица») Объяснение нового материала,

информация о лесном сообществе.

Устный опрос по теме урока. Знакомство с лесными грибами.

Понятие о природном равновесии в лесу.

Приложения 8,9

Участие в устном опросе

Ответы на тест «Земля-кормилица»

Знакомство с понятием «лесное сообщество»,

Просмотр иллюстраций, участие в беседе.

Практическая работа по заполнению таблицы с названиями лесных растений ( Участие в анкетировании. Физкультминутка-игра

Сочинение на тему «Русский лес зимой»

  1. Жизнь луга. Луг – природное сообщество

(комбинированный)/фронтальная

Сформировать представление учащихся о луге как о природном сообществе, познакомить с разнообразием животных и растений лугов, показать связи между ними, раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом, сформулировать правила поведения на лугу, развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать с использованием ПК.

Приемы: организация деятельности, стимулирование и коррекция

Методы: словесные, практические, проблемные

Фронтальный опрос по теме предыдущего урока. Знакомство с темой «Луг и его обитатели».

Демонстрация гербария и знакомство детей с растительным миром луга. Деление растений на группы. Просмотр видеофильма, знакомство с животным миром лугов. Информация о дополнительных источниках литературы по теме урока. Взаимосвязь и цепи питания.

Филфорд «Растения и животные луга».

Приложения 10,12

Участие в фронтальном опросе.

Просмотр видеофильма и знакомство с обитателями луга, растениями и правилами поведения на лугу, понятием экологического равновесия.

Практическая работа по составлению цепи питания разгадыванию филфорда «Растения и животные луга» (на интерактивной доске).

  1. Жизнь пресного водоема

( Повторение пройденного, контроль, изучение нового материала)/ групповая

Сформировать представление учащихся о жизни пресного водоема, познакомить с разнообразием обитателей водоема, их взаимоотношениями, сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоема, развивать познавательный интерес учащихся.

Приемы: организация деятельности (приучение, упражнение, показ)

Методы:репродуктивный, проблемный, эвристический

Устный опрос по теме предыдущего урока. Кроссворд «Обитатели луга»

Знакомство с темой «Пресный водоем»

Обитатели пресного водоема. Связь растений и животных водоема.

Экологическое равновесие водоема. (Видеофильм).

Закрепление изученного материала


Участие в устном опросе.

Решение кроссворда (на интерактивной доске).

Практическая работа по составлению схемы о роли растений в водоеме с использованием ПК.

Отгадывание загадок об обитателях пресного водоема, работа с иллюстрациями.

Самостоятельная работа с текстом на ПК. Физкультминутка.

Внесение предложений по предупреждению нарушения экологического равновесия водоема, составление цепи питания.

Практическая работа по составлению схемы «Животные водоема»

  1. Растениеводство в нашем крае

( Повторение пройденного, контроль, изучение нового материала)/ фронтальная, групповая

Сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае. Познакомить с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство), сформировать понятие «сорта культурных растений», расширить знания учащихся о растениях, развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать, воспитывать бережное отношение к природе.

Приемы: формирование взглядов, организация деятельности

Методы: словесные, практические, проблемные

Фронтальный опрос по

теме предыдущего урока, контрольное задание по карточкам( в двух вариантах) Знакомство с понятием растениеводства, история его возникновения, примеры растениеводства .

Демонстрация гербария, фотографий растений. Основные признаки и отличия растений. Задание подготовить самостоятельное сообщение о культурном растении, выращиваемом на территории нашего края.


Участие во фронтальном опросе

Самостоятельная работа по карточкам «Природное сообщество водоема».

Знакомство с понятием растениеводство, схемой основных отраслей растениеводства, видами растений по гербарию, фотографиям. Участие в обсуждении о пользе растениеводства. Физкультминутка. Ответы на загадки о растениях.

Самостоятельная работа по заполнению схемы с названиями культур, которые выращивает каждая отрасль

  1. Незаметные защитники урожая

( Повторение пройденного, коррекция, изучение нового материала) /индивидуально-групповая

Сформировать представления учащихся о биологической защите сельскохозяйственных растений, показать ее преимущества по сравнению с применением химикатов, формировать бережное отношение к животным – защитникам урожая, развивать познавательную активность, воспитывать любовь к природе и развивать чувство

Приемы:разъяснение, дискуссия, организация деятельности

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный

Кроссворд «Растениеводство».

Устный опрос по теме предыдущего урока.

Самостоятельная работа по карточкам.

Продолжение темы «Растениеводство». Природное равновесие в поле, саду, огороде. Вредители и защитники в поле, саду, огороде. Информация о дополнительных источниках литературы по теме урока.

Приложение 11

Решение кроссворда «Растениеводство» (на интерактивной доске)

Участие в устном опросе.

Выполнение самостоятельной работы.

Знакомство в понятием природное равновесие

в поле, саду, огороде, вредителями и защитниками растений.

Практическая работа по заполнению цепи питания в поле, саду, огороде, высказывание предположений как может нарушиться экологическое равновесие по вине человека.

Игра «Земля – наш дом»

  1. Животноводство в нашем крае

( контроль, коррекция, изучение нового материала)/ работа в малых группах

Сформировать понятие «породы домашних животных», познакомить с отраслями животноводства, их особенностями в крае, развивать познавательный интерес, умение логически мыслить

Приемы: организация деятельности, показ, разъяснение

Методы: иллюстративный, репродуктивный, проблемный

Загадки по теме урока.

Проверка знаний и умений с помощью графического диктанта. Ознакомление с новым материалом: понятие «животноводство», отрасли животноводства, ее особенности, развитие в нашем крае. Закрепление материала - электронная игра «Узнай по описанию».

Приложение 13

Отгадывание загадок по теме урока.

Выполнение графического диктанта. Знакомство с новой темой, работа над выполнением задания в малых группах, сообщение от каждой малой группы. Физкульминутка. Участие в электронной игре «Узнай по описанию».

  1. Обобщающий урок-игра «Я знаю свой родной край»

(закрепление)/индивидуально-групповая

Обобщить и проверить знания детей по изученному разделу «Родной край – часть большой страны», развивать познавательную активность. Логическое мышление, творческие способности.

Приемы:организация деятельности, сотрудничество, свободный выбор

Методы: репродуктивный, проблемный, эвристический

Контрольная работа по теме «Родной край – часть большой страны» В двух вариантах).

Электронная коллективная игра на закрепление знаний «Я знаю родной край» ( 7 геймов)

Приложения 14,15,16,17

Вступительное слово учащихся.

Выполнение контрольной работы.

Участие в электронной игре «Я знаю родной край».

Дидактическая структура уроков включает в себя дидактические задачи мотивации и стимулирования деятельности учащихся, активизацию знаний, формирование новых понятий и способов действий, применение понятий и способов действий. В зависимости от типа и целей урока применяются следующие дидактические методы:

  • информационный;

  • репродуктивный;

  • проблемный (проблемное изложение, эвристический, исследовательский).

Содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности на уроках подчинены выполнению поставленных целей и задач образования, развития и воспитания учащихся.

При проблемно-поисковом подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать полученные результаты, систематизировать полученные знания. При личностно-ориентированном подходе учитываются природные, физиологические особенности детей, их темп, способ восприятия и усвоения учебного материала, уровень развития и внутренние потребности, способность и готовность к восприятию новых знаний, новых методов и форм обучения.

3. Общий учебно-тематический план


Раздел III. Родной край - часть большой страны

12

1

Наш край

1

2

Поверхность нашего края

1

3

Водоемы нашего края

1

4

Наши подземные богатства

1

5

Земля-кормилица

1

6

Жизнь леса. Лес - природное сообщество

1

7

Жизнь луга. Луг - природное сообщество

1

8

Жизнь пресного водоема

1

9

Растениеводство в нашем крае

1

10

Незаметные защитники урожая

1

11

Животноводство в нашем крае

1

12

Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край»

1

Гистограмма 1: « Диагностика познавательной активности».


( Методика « Таинственное письмо»)



Гистограмма 2: « Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений»


( Наблюдение за учащимися)








Гистограмма 3: « Изучение уровня школьной мотивации».


( Анкетирование)




Гистограмма 4: « Диагностика уровня любознательности».


(Анкетирование)

После работы над проектами была проведена повторная диагностика. Она показала рост всех характеристик на 5 -10%. Инициатива проектной деятельности стала переходить от учителя к учащимся – они сами стали предлагать темы новых проектов.

Вывод: В ходе проекта возрастают познавательные потребности младших школьников. Собственная практика расширяет кругозор ребенка, возрастает уровень любознательности. В ходе проектных работ развиваются специальные умения и навыки. Дети учатся мыслить, делать самостоятельные умозаключения.


Всего

12


4. Учебно-методический комплекс

Изучение настоящего раздела сопровождается учебно-методическим комплексом, включающим:

  • Тест «Мой край»;

  • Загадки о природных сообществах;

  • Таблица «Водоемы»;

  • Полезные ископаемые и их свойства;

  • Схема «Почва»

  • Практическая работа «Земля –кормилица»;

  • Кроссворд «Водоемы»;

  • Анкета «Лес – природное сообщество»;

  • Сочетания для составления текста «Русский лес зимой»;

  • Филфорд «Растения и животные луга»;

  • Игра «Земля – наш дом»;

  • Правила поведения в природе;

  • Схема «Животноводство в нашем крае»;

  • Игра «Я знаю свой краЙ»;

  • Викторина о птицах;

  • Стихи о воде и лесе.

  • Видеоматериалы по темам раздела


5. Список основной и дополнительной литературы


5.1.Список основной литературы

  1. Закон Российской Федерации «0б образовании». 2 изд. - М.:
    ИНФА-М, 2000.

  2. Конвенция ООН о правах ребенка / Вестник образования. - 1991.-
    №10.

  3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». - М.: Ось-
    89, 2002.

  4. Грехова Л.И. В союзе с природой.- М.: Сервис-школа, 2002.

  5. Трешневиков Н. Экологический букварь.-М.: Экое, 1995.

  6. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка.- М:
    Педагогика-Пресс, 1995.

  7. Жизнь животных. Энциклопедия. Безпозвоночные: Астрель,
    1999.

  8. Королева А.Е. Иди за мной. Программа экологического
    просвещения дошкольников и младших школьников.-
    Калининград, 1996.

  9. Ю.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

  10. .Лихачев Б.Т.Педагогика. Курс лекций. - М.: Прометей, 1993.

  11. Маура ОКоннор Свет жизни: Руководство к учебному курсу по экологии для школьников, Часть 1 и 2. - Пущино, 1993.

  12. Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. - М.: Детская литература, 1975.

  13. Рыжова Н.А. Наш дом - природа (учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников). Приложение к журналу «Обруч».

  14. Рыжова Н.А Воздух-невидимка.-М.: Линка-Пресс, 1999.

  15. Сладков Н.Сорочьи тараторки.- Л.: Детская литература, 1974.

  16. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение.- Ярославль: Академия развития, 1997.

  17. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология.- М.: Аст-Пресс, 1999.

  18. Толмачева Л.П. Окно в удивительный мир природы.- Донецк: Сталкер, 1998.

  19. 1000 загадок. - Ярославль: Академия Холдинг, 2002.

  20. Удивительные животные. Энциклопедия для детей.- М.:ACT, 1999.

  21. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: Академия развития, 1996.

  22. Экология. Познавательная энциклопедия,- М: Кристина и К, 1994.

  23. .Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные в доме.- М: Астрель, 2001.

  24. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Амфибии.- М.: Астрель, 2001.

  25. Концепция и программы для начальных классов «Школа России» ч.1, М.Просвещение, 2007.

  26. Начальная школа М.,№6, 1998.

  27. Нестандартные интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» 1-; классы, М.Вако, 2004.

  28. М.С.Любов, География Нижегородского края, Арзамас, АГПИ, 2004.

  29. Сказание о флорищевой пустыне. Научно-популярное издание. Дзержинск, 2007.

  30. Приглашаем на урок, «Учитель», Волгоград, 2007.

  31. Занимательные материалы, мастерская учителя, М., «Вако», 2008.

  32. Игры, обучение, развитие и развлечение, Ярославль, «Академия развития», 2003.

  33. Тренинги, психологические тесты, анкеты, М., «Вако», 2008.



5.2.Список дополнительной литературы

  1. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка.- М.: Педагогика-Пресс, 1995.

  2. Сладков Н.Сорочьи тараторки.- Л.: Детская литература, 1974. 3.Удивительные животные. Энциклопедия для детей.- М.: ACT, 1999.

  3. Журналы «Юный натуралист», «Свирель» - разных лет издания. 5.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология.- М: издательство-ACT, 1998.

  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Амфибии.- М.: изд. Астрель, 2001.

  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные в доме.- М.: изд. ACT, 2001.

  6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные.- М: изд. ACT, 2002.

  7. Растительный мир нашей родины. - М. «Просвещение», 2003

  8. Познавательные дополнительные материалы. М., «Вако», 2008.

  9. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова .Учебник «Окружающий мир».М., «Вако», 2004.



6. Результаты апробации содержания данной программы за последние три года

Автор методической разработки ведет педагогическую деятельность в начальных классах на базе МОУ СОШ №25 (поселок Бабино). Организация учебного процесса осуществляется в соответствии с нормативными документами, Министерства образования РФ, информационно-методическими письмами и рекомендациями Управления образования Администрации г.Дзержинска.

Предмет «Окружающий мир» был апробирован в период с 2006 по 2009 год в учебном классе из 25 младших школьников.

Анализируя свою работу по апробации названного учебного курса за последние три года автор отмечает, что изучение данного раздела с использованием вышеназванных технологий и подходов обучения не только расширяет кругозор учеников, но и развивает, воспитывает их. Начиная с 1 класса меняется отношение детей к окружающему их миру, к поступкам, высказываниям и действиям своим собственным и других людей, они начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так как его привыкли видеть многие.

С переходом детей из класса в класс они усваивают нормы и правила взаимодействия с окружающим миром, начинают проявлять эстетические чувства и инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения (пос. Бабино, Юрьевец), у них возникает потребность в приобретении новых экологических знаний и их практическом применении, в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, бережное отношение ко всему окружающему. На каждом возрастном этапе уровень сформированности нравственно-экологической позиции и формы ее проявления различны. За период с 2006 по 2009 год, который автор условно разделяет на 4 уровня, получены следующие результаты:

-2006 год, первый уровень (1 класс) –дети стали проявлять интерес к объектам окружающего мира, пытаются оценивать их состояние с позиции хорошо-плохо. С желанием участвуют в экологической деятельности, организовали в живом уголке школы аквариум, ухаживают за рыбками. Передают свое эмоциональное отношение к животному и растительному миру в рассказах, рисунках, проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, растениям, животным, посещают занятия объединения «Занимательно об экологии».

-2007 год, второй уровень (2 класс) – дети анализируют объекты окружающего мира, участвуют в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества. Приняли участие в акции МОУ ДОД «Эколого-биологический центр» «Пернатые друзья» - своими руками изготовили кормушки и повесили на деревьях в школьном дендрарии, заняли 3 место в городском конкурсе «В царстве Берендея». Проявляют заботу о представителях животного и растительного мира, выполняют ряд правил поведения в окружающей среде, ставших для них привычным делом.

-2008 год, 3 уровень ( 3 класс) – дети контролируют свои действия, соотносят их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды. У них сформирована потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира, они способны самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности., добры, отзывчивы и внимательны к окружающим людям, природе, готовы оказать помощь нуждающимся в ней. В сентябре 2008 года состоялась ознакомительная экскурсия учащихся в дубовую рощу поселка Колодкино, где они выступали одновременно и в качестве наблюдателей, и слушателей, и экспертов. В этом году учащиеся совместно с педагогом дополнительного образования Александриной В.Е. принимали участие в областном конкурсе «Чистые водоемы» (берег Юрьевского затона, октябрь), сочиняли стихи о природе, рисовали экологические плакаты, убирали мусор. В это же время дети стали дипломантами городского конкурса «Зеркало природы» за представленные на выставку поделки из природного материала.

- 2009 год, 4 уровень (4 класс)– дети продолжают посещать занятия объединения «Занимательно об экологии», имеют полное представление о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности, умеют анализировать и оценивать результаты взаимодействия людей с природой ( взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно), имеют опыт в экологически ориентированной деятельности, умеют пользовать интерактивной доской, ПК, что вызывает у них живой интерес, повышает мотивацию к обучению, увеличивает доступность учебного материала, повышает уровень усвоения знаний.

Приложения
  • Приложение 1-Тест «Мой край»;

  • Приложение 2 загадки о природных сообществах;

  • Приложение 3 таблица «Водоемы»;

  • Приложение 4 полезные ископаемые и их свойства;

  • Приложение 5 схема «Почва»

  • Приложение 6 практическая работа «Земля –кормилица»;

  • Приложение 7 кроссворд «Водоемы»;

  • Приложение 8 анкета «Лес – природное сообщество»;

  • Приложение 9 сочетания для составления текста «Русский лес зимой»;

  • Приложение 10 филфорд «Растения и животные луга»;

  • Приложение 11 Игра «Земля – наш дом»;

  • Приложение 12 Правила поведения в природе;

  • Приложение 13 Схема «Животноводство в нашем крае»;

  • Приложение 14 Игра «Я знаю свой краЙ»;

  • Приложение 15 Викторина о птицах;

  • Приложение 16 Стихи о воде и лесе.




22




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Родной край - часть большой страны.

Автор: Хазова Анна Ивановна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171991

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Тема: «Родной край – часть большой страны. Моё село»"
    ["seo_title"] => string(42) "tiemarodnoikraichastbolshoistranymoiosielo"
    ["file_id"] => string(6) "291512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455125844"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Разработка урока по теме "Родной край - часть большой страны""
    ["seo_title"] => string(60) "razrabotka_uroka_po_tiemie_rodnoi_krai_chast_bol_shoi_strany"
    ["file_id"] => string(6) "386636"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485969514"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Урок по предмету "Окружающий мир" для 4 класса по теме "Обобщение по разделу "Родной край - часть большой страны" "
    ["seo_title"] => string(123) "urok-po-priedmietu-okruzhaiushchii-mir-dlia-4-klassa-po-tiemie-obobshchieniie-po-razdielu-rodnoi-krai-chast-bol-shoi-strany"
    ["file_id"] => string(6) "197326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428233973"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Презентация  викторины "Своя игра" к итоговому уроку по окружающему миру 4 класс по программе А.А.Плешакова на тему "Родной край" "
    ["seo_title"] => string(142) "priezientatsiia-viktoriny-svoia-ighra-k-itoghovomu-uroku-po-okruzhaiushchiemu-miru-4-klass-po-proghrammie-a-a-plieshakova-na-tiemu-rodnoi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "123698"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414525743"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Презентация викторины "Своя игра" к итоговому уроку по окружающему миру 4 класс по программе А.А.Плешакова на тему "Родной край" "
    ["seo_title"] => string(144) "priezientatsiia-viktoriny-svoia-ighra-k-itoghovomu-uroku-po-okruzhaiushchiemu-miru-4-klass-po-proghrammie-a-a-plieshakova-na-tiemu-rodnoi-krai-1"
    ["file_id"] => string(6) "123701"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414525977"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства