Реализация системно-деятельностного подхода
средствами УМК «Школа России»
Докладчик: Горникова Е.В.,
учитель начальной школы
МАОУ гимназии №13 г.Томска
Я представляю начальную школу гимназии №13 г. Томска. В нашей гимназии в каждой параллели 2-3 класса обучаются по программе УМК «Школа России».
Мы достаточно плавно и, практически, безболезненно перешли к реализации стандартов второго поколения, т.к. УМК «Школа России» еще до принятия ФГОСов был ориентирован на приоритет воспитания в образовательном процессе, личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения – составляющих нового стандарта.
Сегодня я более подробно остановлюсь на реализации системно – деятельностного подхода в УМК «Школа России».
Главная цель системно – деятельностного подхода:
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.
Китайская мудрость гласит:
« Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я ДЕЛАЮ – Я УСВАИВАЮ».
Реализацию СДП в УМК «Школа России» обеспечивает:
- полнота комплекта внутри каждой предметной области (учебники с приложениями на электронном носителе, методические рекомендации для учителей, различные сборники заданий, рабочие тетради и дидактический материал);
- грамотное и продуманное методическое наполнение учебного материала дает возможность установления межпредметных связей;
- методический комплект помогает организовать работу в парах и малых группах, широко использовать проектно – исследовательскую деятельность обучающихся и ИКТ.
Рассмотрим это на примерах.
Так, в учебнике «Русский язык» В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого особое внимание уделяется поддержанию и развитию интереса учащихся к изучению русского языка, формированию прочных орфографических и пунктуационных навыков.
Практически все задания к упражнениям – это учебная задача, которую ученик ставит перед собой. Решение этих задач потребует от ученика, с одной стороны, умений анализировать, объяснять, сопоставлять, группировать явления языка, делать выводы; с другой стороны, развивать основные виды мыслительных операций, совершенствовать навыки пользования полученными сведениями о языке в устной и письменной речи.
Приведу пример. (На слайде)
Учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть.
Тема: Правописание возвратных глаголов
Упражнение 214.
Проведите исследование. Изменяются ли возвратные глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам? Устно проспрягайте глаголы учиться и засмеяться.
е л.) я учусь, засмеюсь
е л.) ты учишься, засмеёшься
- Что вы заметили при спряжении возвратных глаголов?
- Как определить лицо и число этих глаголов?
- Сделайте вывод, как изменяются возвратные глаголы.
Каждая новая тема подается в строгой системе действий – пошаговая подача информации: в ходе наблюдения над языковыми явлениями обучающийся получает теоретические сведения о языке, затем следуют закрепляющие упражнения. О деятельностном характере обучения говорит и общее количество разнообразных и эффективных упражнений. (Пример на слайде)
Учебник В.П. Канакина В.Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс, 2 часть
Тема: Время глагола
Упражнение 146. Прочитайте выразительно.
Скоро кончится белая вьюга,
Потекут голубые ручьи.
Все скворечники в сторону юга
Навострили оконца свои. (…)
- Найдите глаголы. Расскажите о глаголах по плану:
В форме какого времени употреблен глагол?
Какое действие обозначает глагол: действие, которое происходит в момент речи? действие, которое произошло до момента речи? действие, которое будет происходить после момента речи?
На какой вопрос отвечает глагол?
Системно – деятельностный подход проявляется и в систематичности организации повторения. Каждое из полученных ребенком сведений, каждый сформированный навык повторяется в учебниках неоднократно в течение всех четырех лет обучения.
Еще в большей степени реализуется СДП при изучении орфографических тем за счет введения алгоритмов проверки орфограмм, т.е. выполнения познавательных, регулятивных универсальных учебных действий по построению доказательств на основе синтеза знаний. (Пример на слайде)
Учебник М. И. Моро «Математика» 4 класс, 2 часть
Тема: Письменное умножение на двузначное число
1. Умножу первый множитель на число единиц…
2. Получу первое неполное произведение…
3. Умножу первый множитель на число десятков…
4. Получу второе неполное произведение…
5. Сложу неполные произведения…
6. Читаю ответ…
Кроме того, методические рекомендации для учителя в рамках образовательной системы «Школа России» разработаны в соответствии с требованиями к реализации СДП. Надо отметить, что все характерные признаки современного урока отлично прописаны в методических рекомендациях для учителя и носят действительно деятельностный подход.
Во – первых, организована работа по мотивации учащихся:
- Актуализация опорных знаний
- Постановка проблемы
- Создание «точки удивления», искусственного затруднения
(Пример на слайде)
Мотивация
Пример:
Калита - кошелек (предварительная работа со словарем)
(«Окружающий мир», А. А. Плешаков, 4 класс)
Познание (по Платону) начинается с удивления, любопытства и любознательности.
Во – вторых, ученик сам ставит цель урока, как собственную учебную задачу. (Пример на слайде)
Тема: Средние века: время рыцарей и замков
Самоопределение к деятельности.
На щите моем эмблема и девиз: «Любовь и честь!».
Докажу я непременно, что они на свете есть.
Я невинных защищаю, преступления отмщаю –
Лишь за правду должен биться каждый благородный … (рыцарь).
Что вы можете рассказать о рыцарях?
Когда жили рыцари? (Затруднение)
Прочитайте тему урока. Какая цель может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о средних веках) …
(«Окружающий мир», А. А. Плешаков, 4 класс)
В – третьих, на этапе открытия новых знаний обучающиеся продумывают выход из затруднения, открывают новые знания и осуществляют первичное закрепление на основе различных упражнений. (Пример на слайде)
Тема: Первое склонение имен существительных
Бабушка рассказала мне о сестре и дочери.
Путем рассуждения под руководством учителя обучающиеся ставят проблемный вопрос:
- Почему слова о сестре и дочери (П.п., ж.р.) имеют разные окончания?
…
Далее ученики склоняют группы слов, сравнивают окончания и делают вывод (Окончания существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп)
На заключительном этапе урока деятельностный подход реализуется через самостоятельную работу с самопроверкой по эталону, включение новых знаний в систему собственных знаний и обязательную рефлексию.
Примеры:
- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
- За что бы вы похвалили себя сегодня?
- Чем вас поразил урок?
- О чем заставил задуматься?
- Чему вы научились на уроке?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
Вывод
УМК «Школа России» основан на лучших педагогических традициях, полностью реализует принципы системно – деятельностного подхода, обеспечивая участие ребенка в учебном процессе как субъекта учебной деятельности, способствует всестороннему развитию личности.
4