Рефлексия как этап современного урока в начальной школе
Рефлексия как этап современного урока в начальной школе
Сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание. Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
• интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
• духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Классификация рефлексии:
рефлексиянастроения и эмоционального состояния;
рефлексиясодержания учебного материала.
рефлексиядеятельности;
Классификация приёмов рефлексии:
1.Рефлексия настроения и
эмоционального
состояния
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
« Весёлый смайлик и грустный»
«Солнышко и тучка»
«Гномик весёлый и грустный»
«Улыбнись»
«Букет настроения»
«Весёлый смайлик и грустный»
«Солнышко и тучка»
«Солнышко и тучка»
«Гномик веселый и грустный»
«Букет настроения»
Классификация приёмов рефлексии:
2. Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия
содержания учебного материала:
«Плюс-минус-интересно»
«Синквейн»
«Знаю.Хочу узнать.Узнал.»
«Чемодан, мясорубка, корзина»
«Плюс, минус, интересно»
Плюс
Минус
Всё, что понравилось на уроке (информация и формы работы), вызвали положительные эмоции или стали полезны ученику для достижения каких-то целей
Интересно
Всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным. Информация оказалась для ученика не нужной.
Все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что ещё хотелось бы узнать, вопросы учителю
Синквейн на тему «Пётр I»
1. Петр1.2. Великий, известный3. Правил, владел, командовал.4. Представитель династии Романовых.5. Царь.
Синквейн на тему «Пётр I»
1.Петр 1.2. Способный, крепкий.3. Обучался, выучил, запоминал.4. Освоил много ремесел и языков.5. Император.
«Чемодан, мясорубка, корзина»
- информация, которая пригодится
в дальнейшем, то, что возьму с
собой.
- всё обдумаю, переработаю
информацию.
- выброшу, это мне не нужно.
«Чемодан, мясорубка, корзина»
Таблица-фиксация знания о каком-либо понятии
Понятие
Например:
Знаю
Часть речи
Имя существительное
Хочу узнать
Вопросы кто? что?
Узнал
Как еще изменяются существи-
Изменяется по числам
тельные?
Бывает женского, мужского, среднего рода
Рефлексивный экран
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Классификация приёмов рефлексии:
3. Рефлексия деятельности
Рефлексия деятельности:
«Дерево успеха»
«Лесенка успеха»
«Восхождение на пик знаний»
«СМС»
«Благодарю»
«Анкета»
«Дерево успеха»
«Лесенка успеха»
у меня были проблемы
у меня ничего не получилось
«Восхождение на пик знаний»
«Восхождение на пик знаний»
«SMS»
«Благодарю»
«Анкета»
«Анкета»
«Анкета»
Рефлексия на уроке –
это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Таблица-фиксация знаний
по данной теме
Список литературы
Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство «Речь», 2003 г.
Заир- Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.
Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru .
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm - Центр дистанционного образования "Эйдос".
Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm .