Использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках в начальной школе.
Задачи:
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Развитие аналитического, критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие "технологии критического мышления"»
Использование технологии«Развитие критического мышления»на уроках в начальной школе.
Мышление развивается в проблемной ситуации,
когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
(Л. Выготский)
«Критическое мышление – это поиск здравого смысла (как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как к своей точке зрения, так и других мнений) и умение отказаться от собственных предубеждений» (Д. Вуда).
Цель ТРКМ:развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, а значит и развитие УУД.
Задачи ТРКМ
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность,
креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Развитие аналитического,
критического мышления.
Качества обучающихся
Личностные функции
- Готовность к планированию.
- Гибкость.
- Настойчивость.
- Готовность исправлять ошибки.
- Осознание.
- Поиск компромиссных решений.
Прогнозируемые результаты
- изобретательность (способность к выбору)
- рефлексия (способность оценивать свои действия)
- бытийность (поиск смысла жизни и творчества)
- формирующая (формирование образа «Я»)
- ответственность («Я отвечаю за все»)
- автономность личности.
- формирует самостоятельность мышления и способы самостоятельной работы у учащихся:
дает возможность педагогу сознательно управлять образовательным процессом в системе «ученик – учитель», а также влиять на цели, методы осуществления
и результаты обр. процесса.
ТРКМ
стадиярефлексии
стадия вызова
смысловая стадия
. Особенности проектирования урока по технологии РКМ.
Название этапа
Основные методы и приемы
Iстадия. Вызов.
Формы организации работы учащихся
Кластер. Корзина идей. Бортовой журнал (этот метод можно использовать и на стадии осмысления и рефлексии).
IIстадия. Осмысление содержания.
Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Дерево предсказаний. ИНСЕРТ. Двойной дневник. Чтение с остановками.
IIIстадия. Рефлексия.
Работа ведется индивидуально или в парах.
Аргументированное эссе. Синквейн
Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Приём «Верные и неверные утверждения»
Окружающий мир тема «Почва»
1
2
3
4
5
6
7
Вопросы:
…ветер может разрушить горы?
…опавшие осенью листья вредят почве?
…1см почвы образуется за 300 лет?
…норы животных, живущих в почве, разрушают её?
…растения участвуют в образовании почвы?
…почва и камень родственники?
…почва – наша кормилица?
Приём «Корзина идей»
Окружающий мир «Что такое погода?»
Погода – это …
…температура воздуха
…осадки и ветер
…изменения на улице
…облачность
…светит солнце или нет
Подведение итогов работы групп.
На доске фиксируются все
предположения
и в конце урока подводится итог.
Окружающий мир. «Природные зоны. Лес»
Географическое положение
Климатические условия
Изображение на карте
Лес
Тайга
Смешанный
животные
Широколиственный
животные
растения
растения
животные
растения
«Организм человека»
«Организм человека»
Кластер «Организм человека»
11
Прием маркировки текста «Инсерт»
V – уже знал
- - думал иначе
+ - новое для меня
? – не понял
Прием маркировки текста «Инсерт»
Летом солнце высоко поднималось в небе, дни были длинными. Поэтому земля получала много тепла.
Осенью солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, чем летом. Поэтому похолодало.
Первые заморозки обычно бывают в начале сентября. А ближе к середине сентября бывает последняя гроза.
В самом конце осени происходит ледостав - реки, озёра, пруды покрываются льдом. А вскоре и вся земля оденется в белый снеговой наряд.…