Просмотр содержимого документа
«Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения »
Развитие речи- важная задача при обучении языку
Речь является основой всякой умственной деятельности и средством человеческого общения
Есть три основных условия развития речи:
Первое условие- потребность детей высказываться
Второе условие- наличие содержания
Третье условие- создание хорошей речевой среды
Задача учителя заключается в том, что необходимо: Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся Обеспечить создание речевой ситуации Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса , грамматических форм, логических связей , синтаксических конструкций. Вести постоянную работу по развитию речи Создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи
Есть три основных условия развития речи:
Виды работ по развитию речи на уроках русского языка:
Творческое списывание
Свободный диктант
Творческое изложение
Сочинение
Деление текста на части
Работа с картиной
Азбука вежливости
Творческое списывание
Творческое списывание может быть обучающим и контрольным. Учащимся предлагается текст с пропущенными словами, написание которых надо проверить. В ходе работы над текстом дети подбирают пропущенные слова, проводят орфографический разбор, затем текст списывают в тетради.
Свободный диктант
Свободный диктант подготавливает учащихся к более сложному виду работы- изложению. Если в данном диктанте учащиеся запоминают 2-3 предложения и тут же их записывают , то при изложении текста ученик должен целиком запомнить его и изложить в логической последовательности.
Творческое изложение
Знакомит детей с письменным пересказом текста. Развивает внимательное отношение к слову с точки зрения его смысла и орфографического написания . Вырабатывает у учащихся умение самостоятельно излагать свои мысли, является первой ступенью к написанию сочинения.
Сочинение
Сочинение является наиболее трудным видом творческих работ. Творческие сочинения разнообразны по видам и характеру заданий: сочинение-рассуждение, сочинение-описание, сочинение-повествование.
Сочинение ,как вид творческой работы, занимает особое место. Сочинение- одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни.
Деление текста на части
Знакомит с композиционными особенностями строения текста.
Учит выделять смысловые части и составлять план текста. Обращая внимание на важность последовательности частей текста. Для развития мысли и понимания его смысла.
Работа с картиной
Проводит работу с живописным произведением. Учит детей чувствовать и понимать переживания, которыми делится с нами художник. Обращает внимание учащихся на роль цвета и композиции(размещения фигур и предметов) для понимания смысла картины, её настроения.
Азбука вежливости
Знакомит детей с правилами написания письма, поздравительной открытки, объясняет , что такое Главный Закон Общения. Продолжает работу над письменным пересказом текста обращая внимание детей на тему и основную мысль каждой части текста.
Основная цель уроков литературного чтения: Помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задачи уроков литературного чтения:
Развивать умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением.
Понимать, почему данное слово отобрал писатель, как оно характеризует героя.
Различать переносное образное значение.
Учить использовать в собственной речи меткие слова и выражения.
Обучать пониманию текста.
Развивать навыки выразительного чтения, культуры речи, творчества.
Виды работ по развитию речи на уроках литературного чтения: