Материал презентации активизирует работу учащихся на уроке. Развивает речь детей, логическое мышление, память, орфографическую зоркость, внимательность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи младших школьников»
Развитие речи младших школьников
на уроках русского языка
АктуальностьРечь- канал развития интеллекта
речь
мышление
чувства
навыки
общения
Цель:
формирование основ функциональной грамотности
через развитие речи
младших школьников
- овладение нормами и правилами родного языка;
- формирование основных видов речевой деятельности;
- формирование умения пользоваться языковыми средствами в устной и в письменной речи;
- формирование умения работать над текстом художественного произведения;
-воспитание интереса и уважительного отношения к слову.
2
Требования к уровню развития речи:
содержательность
логичность
точность
выразительность
Пути усиления языковой и речевой направленности
Первый путь-это грамотная, точная, выразительная речь учителя
Второй путь- это усиление лексической работы на уроке
Третий путь– этоширокое использование текста с целью:
1 ) как источник словарного материала для орфографической и грамматической работы на уроке;
2) как средство включения в связную речь проработанного словарного материала
Виды заданий:
Выбери и подчеркни нужное слово из скобок, чтобы получилось устойчивое выражение:
(заяц, кот, козел) наплакал;
(медвежья, собачья, волчья) услуга;
Открыть (Африку, Америку, Австралию);
Выносить (сор, стол, хлеб) из избы;
Биться головой об (пол, дверь, стену)
Вставьте нужное слово:
Пустить _______ в огород
Зимой _______ не выпросишь
Дуется как ____________ на крупу
Платить той же ___________
Беречь, как ___________ ока
Подбери к выделенным словам подходящие по смыслу фразеологизмы
.
Составьте предложения
Трудиться медведь
неуклюжий ворона
трещит сова
поет муравей
назойливая сорока
упрямый как осёл
красный муха
топает соловей
медлительный рак
мудрый слон
любопытный черепаха
Составьте предложения
Суетиться, хлопотать – крутится как … в колесе.
Стремиться выполнить сразу несколько дел – гоняться за двумя …
Слегка, наскоро перекусить – заморить …
Пригрозить – показать где … зимуют.
Сильно преувеличивать – сделать из … слона.
Найдите ошибки
Мы поднялись рано – чуть свет.Школьники во все лопатки спешили на урок.У всех ребят в отряде был медвежий аппетит.Кристина за словом в портфель не полезет.Я стараюсь учиться во весь дух.
Закончи предложения (составь предложения)
Солнце яркое, жгучее; луна…(бледная, холодная).
В лесу тихо, спокойно; в лесу…(шумно, тревожно).
Работает быстро, энергично; работает…(медленно, вяло).
Замени выделенные слова антонимами. Как изменился смысл текста?
Вечеромя с товарищем пошёл к поезду. До станции былодалеко. Дул встречныйхолодныйветер, и идти былотрудно. Пришли мы к станции, а поездотходит. Какплохо, что мыопоздали.
К каждому слову подобрать другое , близкое по значению. Написать столбиком подобранные слова, не меняя их порядка. Прочтите сверху вниз первые буквы, и вы узнаете, как называется слово, похожее по смыслу с другим.
торопиться -изба
дом -спешить
обратно -мрак
пламя –игра
естественный -натуральный
забава -пламя
темнота -назад
Запишите имена прилагательные вместе с подходящими по смыслу существительными
Попробуйте самостоятельно исправить текст с повторяющимися назойливыми словами, используя точно подобранные синонимыРебятишки поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно, и они устали. Когда поднялись на вершину холма, сели отдохнуть.(Влезать, взбираться, вскарабкиваться…)
Дополните предложения, вставляя вместо пропуска подходящие по смыслу слова, данные в скобках
(построить, соорудить, воздвигнуть)- Древние египтяне __________ огромные пирамиды.- На берегу пруда недавно __________ лодочную станцию.- Из палатки и весел туристы быстро __________ носилки.
Распределите слова в 4 группы
ХорошийПлохой
неплохой нехороший
первоклассный дурной
славный скверный
безобразный
Очень хороший Очень плохой
недурной отвратительный
великолепный отличный
превосходный гадкий
замечательный мерзкий
противный замечательный
прекрасный ужасный
В каждой паре синонимов подчеркните слово, в котором действие выражено сильнее
беспокоить – тревожить изумить - удивить
обидеть – оскорбить просить - умолять
плакать – рыдать гореть - пылать
Подберите синонимы
Судно единственный
Солдат толстый
Деятельный (человек) талантливый
Выращивать (цветы) растить
Полный (человек) воин
Один корабль
Способный активный
Страх запах
Коварство обман
Аромат ловушка
Западня ужас
Красный ключ
Источник алый
В столбик записаны синонимы, называющие действия. Расставь их в порядке усиления действия. Подбери к ним подходящие по смыслу слова из 2 столбика.
Шел черепаха
Мчался кляча
Бежала турист
Летела грузовик
Тащилась ракета
Скакал собака
Ползла конь
В группу однокоренных слов включено 1 слово, близкое к ним по звучанию; одно слово, близкое к ним по значению.