Развитие речи младших школьников в процессе изучения имен прилагательных на уроках русского языка в 3 классе
Развитие речи младших школьников в процессе изучения имен прилагательных на уроках русского языка в 3 классе
Данный материал представляет собой текстовый документ, содержащий методические основы развития речи младших школьников, а также огромное внимание уделяется возможностям развития речи младших школьников при изучении имени прилагательного на уроках русского языка в 3 классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи младших школьников в процессе изучения имен прилагательных на уроках русского языка в 3 классе»
Имя прилагательное занимает важное место в речи, поскольку богатая и гибкая система этой части речи создает разносторонние изобразительно-выразительные возможности, которые реализуются её эстетической функцией. В то же время не менее важна информативная функция прилагательных, используемых для сужения объема понятия, выражаемого существительными. Всё это делает прилагательное незаменимым во всех стилях, когда возникает необходимость в конкретизации значения, выраженного предметным словом, описания предмета или лица по его признакам, выражения своего отношения к описываемому.
В методической литературе имени прилагательному уделяется большое внимание. Однако методистов и учителей-практиков больше интересуют вопросы, связанные с лингвистическими особенностями прилагательных (усвоением понятия, грамматических признаков), что касается развития речи, то, хотя и указывается на данный аспект работы, в практике обучения он реализуется недостаточно. Хотя уже формирование понятия об имени прилагательном, наблюдение за разнообразием обозначаемых ими качеств связаны с развитием речи.
Недостаточное использование возможностей прилагательного для развития речи младших школьников подтверждено и проведённым нами анализом учебников по русскому языку, составленных в рамках системы развивающего обучения Л.В. Занкова, в которых представлено большое количество упражнений на ознакомление со значением, изменение по родам, числам и падежам, связь с существительным.
На основе достижений в области лингвистики, методики, знания объёма и содержания учебного материала нами была составлена система упражнений, направленная на развитие речи в процессе изучения имени прилагательного, в которой основное место заняли задания на установление синонимичных, антонимичных, полисемантических отношений внутри прилагательных. В предложенную систему упражнений по развитию речи младших школьников в ходе освоения прилагательных включены и задания на употребление необходимого и наиболее точного прилагательного при: а) описании предмета (предварительно указанного или не называя его); б) составлении рассказа с опорой на незаконченный текст и иллюстрацию; в) продуцировании собственного текста.
Работа по развитию речи осуществляется на любом уроке, и все-таки урокам русского языка принадлежит ведущая роль. В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Общеизвестно, что учить детей языку, развивать их речь – значит учить их практически овладевать разными сторонами языка, умением произносить, отбирать соответствующие слова для отображения предметов и явлений действительности, выражать свои мысли связно.
В объяснительной записке к программам по русскому языку отмечается ведущая роль развития речи в обучении русского языка. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, пониманием связной речью, над орфографически-грамотным письмом – вот основное содержание уроков в начальных классах. Развитие речи – не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, а, следовательно, и практическая часть уроков чтения и грамматики. Названиями основных разделов программы по русскому языку подчёркивается, что развитие речи – та необходимая составляющая часть содержания, и то звено, которое органически связывает все части начального курса русского языка и объединяет их в единый учебный предмет. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создание системы занятий по развитию речи, единой для уроков чтения и для уроков грамматики и правописания. Языковые знания – залог культуры речи. Каждая мысль, проявляясь в речевой форме, воплощается в неё в соответствии с языковой нормой. Нормирование речи младших школьников является первостепенной задачей начального обучения русскому языку. Вместе с тем, уже в начальной школе есть возможность решать задачу более высокого уровня: учить детей находить для своих мыслей наиболее совершенную форму выражения, осознавать язык эстетически. В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом. Методисты в области обучения русскому языку считают развитие речи не только важной задачей начальной школы, но ведущим методическим принципом. Современные методисты Т.А. Ладыженская, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик разработали научные основы развития речи младших школьников, выделили направления речевого развития младших школьников. Речь ребенка-дошкольника «предметна и глагольна», и поэтому необходимо уже с первого класса обогащать словарный запас детей именами прилагательными, так как по своим выразительным качествам они не могут сравниться ни с одной частью речи. Многие методисты и учителя начальных классов описали отдельные направления в работы с именами прилагательными: изучение семантических особенностей имен прилагательных (Никитина Н.К.), работа с синонимами (Измайлова Р.Т.), антонимами (Кирина Л.Я.), фразеологическими оборотами (Колычева Г.Ю.), составление связных текстов с включением имен прилагательных (Матевосян И.С., Богданова И.В., Колесова О.В.). Важной задачей для учителя начальных классов является анализ учебно-методического комплекта, по которому он работает, и выявление системы упражнений по развитию речи в связи с изучением той или иной части речи, в частности в связи с изучением имени прилагательного. Изучение имени прилагательного в начальной школе не только закладывает основы языковых знаний, но и способствует обогащению словаря и развитию связной речи учащихся. Анализ программы и учебников по Образовательной системе «Школа 2100» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной показал, что работа над темой «Имя прилагательное» осуществляется на протяжении всех лет обучения в начальной школе. К концу обучения в начальной школе учащиеся должны владеть определенным запасом знаний об имени прилагательном как части речи, о его грамматических категориях (роде, числе, падеже, склонении), о роли имени прилагательного в предложении и тексте. Проведённый анализ учебников по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной позволил выявить незначительное количество упражнений по развитию речи учащихся.