Развитие фонематического восприятия у младших школьников
Развитие фонематического восприятия у младших школьников
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Нарушения фонематического восприятия отмечается у очень большого количества детей, поступающих в школу и практически у всех детей с нарушениями речи. Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие фонематического восприятия у младших школьников»
Развитие фонематического восприятия у младших школьников
Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ Кольцовской школы №5
Жолобова Ирина Алексеевна
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Нарушения фонематического восприятия отмечается у очень большого количества детей, поступающих в школу и практически у всех детей с нарушениями речи. Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.
Специфическое нарушение звуко-буквенного состава слов:
1. Смешение (замена) звуков:
звонких согласных с глухими (“блакала”– плакала, “крафин”– графин);
2. Пропуск звуков при стечении нескольких согласных (“латочка” – ласточка, “оманул” – обманул) .
3. Перестановка и включение отдельных звуков ( “наушинки” – наушники, “каторная” – картонная)
Развитый фонетический слух является непременным условием успешного обучения грамоте.
Игры.
2. «Путаница»
Цель : развитие звукового различения.
Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой.
Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если ребенок еще не умеет) следующие шуточные предложения.
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.
3. «Речевое лото»
Цель: развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные,
дифференцировать твердые и мягкие согласные.
Ход игры. На доске выводится звуковая схема слова и различные слова. Учащиеся должны соотнести слова и схему и выбрать те, которые подойдут к ней. Варианты схем можно менять.
МАКИ РУКА СТОЛ
САНИ ВАЗА ЧАСЫ
СОЛЬ СНЕГ ЗИМА
КОНИ ШКАФ БАНЯ
4.«Цепочка слов»
Ход игры. У каждого на парте лежит картинка. Я называю ребенка, он со своей картинкой выбегает к доске, показывает ее классу, а следующий ребенок выбегает тот, у кого картинка начинается на последний звук предыдущей картинки. Игру останавливаю на 6-7 участнике. Таким образом дети не только отрабатывают навык звукового анализа, но и имеют возможность двигаться. Даже те, которые не выбегают к доске, во время игры испытывают азарт, встают и подпрыгивают.
На перемене можно использовать мяч и поиграть в « Звуковую цепочку».
У меня есть мягкий мяч. Я передаю мяч по кругу со словами:
Свяжем мы из слов цепочку
Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры. Я называю первое слово и передаю мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего.