МБОУ СОШ №20
Г. Новочеркасска, Ростовской области
Конспект урока по окружающему миру
в 4 классе
«Равнины и горы России»
подготовила
учитель начальных классов
Дворникова Т. А.
Г. Новочеркасск, 2014г.
Урок окружающего мира
Тема «Равнины и горы России»
УМК «Планета знаний»
Цели: продолжить формирование представлений о формах поверхности. Обучать детей сравнению, формулированию выводов. Формировать восприятие красоты окружающего мира.
Познакомить с понятиями: формы земной поверхности (равнина, горы, холмы, овраги), (узнавание в природе, на рисунке, карте); вулкан, кратер вулкана, магма, лава.
Ознакомить с основными формами поверхности суши — горами; с обозначением их на физической карте. Учить сравнивать горы и холмы; анализировать формы поверхности суши родного края; рассказывать о частях горы, о горных хребтах, о долинах, ущельях, перевалах, тоннелях; о вулканах; находить на карте расположение вулкана Ключевская сопка. Иметь представление о строении вулкана.
Способствовать развитию мышления, памяти, воображения, речи учащихся.
Тип урока – комбинированный.
Оборудование и принадлежности: компьютер, проектор, экран, учебник Г.Ивченкова, И.Потапов «Окружающий мир» 4 класс, тетрадь.
Ход урока
Организация начала урока. Слайд1.
У. Ребята, начинаем наш урок окружающего мира. Пожалуйста, будьте внимательными и активными. Вас ждет много интересного!
Начну урок с загадки.
Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут,
Камнепады там и тут.
Ну, какие разговоры -
Знаешь ты, что это … (горы)
У. Да, это горы. Сегодня на уроке вы узнаете, что такое горы, что встречается в горах, какие бывают горы в нашей стране. Слайд 2.
У. Отгадайте еще одну загадку.
Посмотри, какая даль
Без конца и края,
Речка тихая журчит,
В камышах вздыхая.
Ширь полей, размах степей –
Знакомая картина.
Только нет тебя милей,
Прекрасная …(равнина)
У. Правильно, ребята, это равнина. На прошлом уроке мы знакомились с равнинами. Посмотрим, как вы подготовились дома.
Проверка д/з. Беседа по теме «Равнины». Слайд 3
- Какие формы земной поверхности вы знаете? Равнины, овраги, холмы, горы.
Слайд 4.
- Как называется ровный участок земли, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте? Равнина.
У. Расскажите, что вы знаете о равнинах.
Слайд 5.
- Как называется углубление в земле, имеющее крутые склоны? Овраг.
Слайд 6.
У. Чем опасны овраги и как с ними бороться?
- Что еще встречается на равнинах? Холмы. Слайд7
У. Расскажите о холмах (высота холмов от 10 до 200м, части холма – подошва, склон, вершина).
- Какие формы земной поверхности преобладают в нашей Ростовской области? (холмистая равнина)
У. Молодцы. А теперь посмотрите на экран и сравните горы и равнины. Слайд 8. (ответы детей)
Сообщение нового материала. «Горы» Слайд 9.
Беседа.
У. Горы – обширные, высоко поднятые над равнинами участки суши с большими перепадами высот. Слайд 10.
Горы имеют такие же части, как и холмы - подошва, склон, вершина.
Слайд 11.
Откроем учебники и прочитаем, что же еще встречается в горах (хребты, долины, ущелья, перевалы, тоннели, вулканы) Работа в учебнике с.33-35.
4. Физкультминутка.
А сейчас все дружно встали,
Отдохнули на привале...
Вправо, влево повернись!
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
5. Слайд 12.
У. Ребята, посмотрите на экран. Вы видите карту России. Каким цветом на ней обозначены горы? Коричневым цветом
У. Да, горы на картах показывают коричневым цветом. В России встречаются: Кавказские, Уральские, Алтайские горы. На Камчатском полуострове находится вулкан Ключевская сопка (учитель показывает).
Слайд 13. Высота его меняется от 4750 до 4850 м и больше над уровнем моря. Это самый высокий из действующих вулканов Азии и Европы. Возраст вулкана примерно около 7 тыс. лет. Не переставая, клубятся над его вершиной сероватые клубы паров и газов. При безветрии столбом поднимаются они к небу и, достигнув где-нибудь атмосферного течения, гигантским шлейфом вытягиваются вдаль. Парение то ослабевает, то усиливается, и тогда слышны взрывы, над вершиной вспыхивает красноватое зарево.
Такое обычное для него состояние может длиться годами, но раз в 5–6 лет, а иногда и меньше, накопив запас энергии, вулкан вступает в очередную активную фазу своей деятельности. Непрерывно следуют друг за другом мощные взрывы, тысячами вылетают раскаленные вулканические бомбы, текут по склонам светящиеся потоки лавы, пепловые тучи поднимаются на многие километры, покрывая окрестности серым налетом пепла, превращая солнечный день в сумерки или темную ночь.
6. Слайд 14. Работа в тетради (Записать слова, выделенные в учебнике жирным шрифтом: горы, долины, горные хребты, перевалы, тоннели, вулкан, жерло, кратер, магма)
7. Закрепление изученного. Слайд 15.
Тест.
1.Что такое горные хребты? (ряды гор)
2.Наиболее низкие части хребтов – это..(перевалы)
3.Что такое магма? (расплавленная масса)
4.Назови части вулкана. (кратер, жерло)
5.Что такое долина? (часть равнины, лежащая между гор)
8. Выводы, итоги урока.
У. Заканчивается наш урок, что нового узнали на уроке? Слайд 16.
Как вы оцениваете свою работу? Чему научились? О чем хотели бы узнать больше? Что запомнилось? (ответы детей)
9. Слайд 17. Д/з с.33-35 пересказ, ответы на вопросы, дополнительное сообщение по теме «Равнины и горы России».
Слайд 18. Спасибо вам за работу. Молодцы.
Список использованных источников:
http://www.kamchatsky-krai.ru/geography/volcanoes/kluchevskoi.htm
http://www.ostrovskazok.ru/veselaya-geografiya/geograficheskie-zagadki-vokrug-geografii
http://www.pandia.ru/text/77/153/17997.php
http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/gory-rossii
http://rudocs.exdat.com/docs/index-483653.html