«ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» 1 класс
«РАСТЕНИЯ – ЧАСТЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. ЧТО ОБЩЕГО У ДЕРЕВЬЕВ, КУСТАРНИКОВ И ТРАВ. КАК РАСТЕНИЯ РАССЕЛЯЮТСЯ НА НОВЫЕ МЕСТА»
Автор: учитель начальных классов
Мицих Лариса Михайловна
На лугу со всех сторон
Легкий-легкий,
Тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
Стоят в лугах сестрички:
Золотой глазок, белые реснички.
Белая, пушистая,
Густая и душистая
Завесила село –
Как будто подморозило,
Как будто сад и озеро
Метелью занесло.
У реки, на лугу,
Босиком на снегу
Первые цветочки –
Желтые глазочки.
Беседа
– Что у нас на подоконнике растет, дышит и питается?
– Назовите известные вам комнатные растения.
– Как вы думаете, не мал ли горшочек для нашего папоротника?
– А может быть, если его больше поливать, то и не надо менять горшочек, пусть живет в маленьком?
– А можно поставить папоротник на тумбочку в темный угол?
– Итак, какие условия необходимы для жизни растений?
– Почему все это необходимо комнатным растениям?
– К какой природе относятся комнатные растения?
Работа в учебнике
– Рассмотрите центральный рисунок.
Представьте себя на борту вертолета. Какие растения вы видите с вертолета?
– Как одним словом назвать эти растения?
– Что вы увидите в саду семьи Ивановых?
– Листья каких деревьев изображены на рисунках-подсказках?
– Соотнесите рисунки листа малины и куста малины.
– Соотнесите рисунки листа смородины и куста смородины.
– Где растут рябина и береза?
– Соотнесите рисунки листа рябины и самого дерева.
– Соотнесите рисунки листа березы и самого дерева.
Работа в учебнике
– Отгадайте загадку:
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки.
– Найдите на рисунке Машу. Какое растение рассматривает девочка?
– Что делает Маша?
– Зачем она это делает?
– Покажите на примере садовой земляники, что растения, как и животные, относятся к живой природе.
– Зачем люди поливают, удобряют растения?
– Отчего растение может засохнуть и погибнуть?
– Как размножается садовая земляника?
Практическая работа
– Рассмотрите рисунок справа «Длительный эксперимент». Что нам предлагают сделать авторы учебника?
– Как надо ухаживать за семенами?
– Что мы должны будем увидеть через несколько дней?
– Рассмотрите рисунок на с. 21.
Какое дерево здесь изображено?
– Какие части яблони показаны в увеличенном виде?
– Какой кустарник изображен?
Назовите части этого растения.
– Какое травянистое растение изображено в книге?
Назовите части этого растения.
– Как назвать одним словом: яблоко, ягоды смородины, помидор?
Где образуются плоды?
– Что находится внутри каждого плода?
Что же общего у трав, кустарников и деревьев?
– Правильный ли вывод сделала Маша: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами – части растений?
Части растений
Работа в печатной тетради (задания 14, 15, 16).
– Какие растения здесь нарисованы?
– Нарисуйте недостающие части растений.
– Какие части растений вы дорисовали?
– Назовите нарисованные части томата. Сколько их?
– Укажите с помощью стрелок, как заполнить свободные клеточки рисунка томата.
– Расскажите, что вы знаете об этих растениях.
– Отметьте изображения тех растений, листья которых человек использует в пищу.
Чтение экологической сказки
Н. Осипова
.
– Как же растения переселяются на новые места?
– Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника. Какие растения здесь изображены? Назовите плоды, семена этих растений.
– Рисунки на с. 22 подсказывают, как путешествуют семена растений. Кто (или что) им в этом помогает?
– Обратите внимание на второй рисунок-подсказку. Зачем птица несет плоды?
– А помогают ли птицы расселению растений?
– Что вы видите на третьем рисунке-подсказке?
– Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника (с. 22–23). Как вы думаете, почему здесь изображен ручей?
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал –
И развеял этот шар.
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
Кто ни прикасается, –
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат уголки.
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
Посреди двора
Золотая голова.
Игра
«Определи, с какого растения плоды»
Игра
«Найди пару»
Интернет-ресурсы:
- http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/95/51/95051342_large_0_80649_6ee8de46_XL.png -бабочка
- http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/98/432/98432834_element43.png -ромашки
- http://stat18.privet.ru/lr/0a214561b651e6076b823df41e74e16a -ромашки-полоска