Работа над словарными словами в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.- 3 класс
Работа над словарными словами в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.- 3 класс
Структура и методика проведения словарно- орфографической работы на третьем году обучения . Для увеличения самостоятельности и стимулирования интеллектуальной деятельности детей используются новые более сложные , нетрадиционные приёмы в её минимобилизующий части и во время ведения слова в активный словарь школьников. Они направлены на активизацию словарно-логического мышления, усиление речевого действия учащися, осуществление умственных операций на основе интуиции, осуществление умственных операций на основе интуиции и более напряжённого внимания.В процессе выполнения заданий у детей развиваются логическое мышление , аналитико-синтетические способности , устойчивость внимания, связанная аргументированная речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа над словарными словами в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.- 3 класс »
Специфика
словарно – орфографической работы
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
активизация словарно – логического мышления;
активизация словарно – логического мышления;
усиление речевого действия учащихся;
осуществление умственных операций на основе интуиции и более напряжённого внимания.
Выделяется 4 вида приёмов:
1группа . Приём предусматривает нахождение нового слова из словаря и формулирование темы словарно орфографической работы на основе смысловой связи;
2 группа. Приемы, предусматривающие определение нового слова из словаря на основе выявления закономерности его образования.
3 группа. Входят приёмы, связывающие искомое слово с изученными и изучаемыми темами русского языка. Значительно возрастают их универсальность и эффективность использования.
4 группа. Входят упражнения, предусматривающие в процессе установления нового слова использование знаний по другим учебным дисциплинам.
1группа.Определите характер смысловой связи между словами в данных парах.
М…г…зин - прод…вец
Б…льница - врач…
Т…атр - …ктёр
космический к…рабль - ?
Какая смысловая связь между словами каждой пары?
С каким словом мы познакомимся сегодня на уроке?
Правильный ответ:
В каждой паре первое слово обозначает место работы, второе – связанную с ним основную профессию.
В магазине – продавец, в больнице – врач, в театре – актёр, на космическом корабле – космонавт.
Значит сегодня мы познакомимся со словом космонавт.
Чего добиваемся, используя ПЕРВЫЙ приём в словарно-орфографической работе?
РЕЗУЛЬТАТ!
В процессе выполнения заданий у детей развивается:
Логическое мышление.
Аналитико-синтаксические способности.
Устойчивость внимания.
Связная аргументированная речь.
2группа. Внимательно посмотрите на данную запись!
с…зон винтик зонтик
к…вок ук…зал ?
Назовите новое слово из словаря, с которым мы сегодня познакомимся на уроке.
Какое это слово?
Как вы его определили?
Правильный ответ:
Это слово вокзал . Мы узнали, что слово зонтик образовано от последних слогов первых двух слов верхней строки.
Значит, искомое слово надо составлять из последних слогов слов нижней строки.
Чего добиваемся, используя ВТОРОЙприём в словарно-орфографической работе?
При выполнении такого типа упражнений у школьников развивается:
Логическое мышление.
Аналитико-синтетические способности.
Устойчивость внимания.
Языковая интуиция.
Связная аргументированная речь.
РЕЗУЛЬТАТ! (Второй группы)
Учащиеся называют не только искомое слово, но одновременно строят простейшие рассуждения , умозаключения .
Ценность этих упражнений состоит в том, что с их помощью можно повыситьграмотность учащихся за счёт пропуска орфограмм и соответствующих заданий.
Например: Вставьте в исходные слова пропущенные буквы и сгруппируйте их по орфограммам.
3группа. Запишите слова под диктовку:
Последовательно соедините буквы, являющиеся в данных словах орфограммами.
И вы узнаете слово из словаря , с которым мы познакомимся сегодня на уроке.
Соедините первые буквы имён существительных 1-го склонения, в корне которых пишется гласная О.
Назовите слово из словаря, которое у вас получилось.
Сегодня на уроке мы будем его изучать.
3группа. Тема: Правописание местоимений с предлогами.
Мне (С), меня (Е), я (Б), меня (Е),
обо мне (А), мной (Д).
Каждой форме местоимения Я соответствует определённая буква, указанная в скобках. Вы сможете назвать новое слово из словаря, если правильно выстроите эти местоименные формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках.
КАКОЕ У ВАС ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
И.п. – я (Б)
Р.п. – меня (Е)
Д.п. – мне (С)
В.п. – меня (Е)
Т.п. – со мной (Д)
П.п. – обо мне (А)
3группа. Новое слово вы назовёте, если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините полученные буквы.
(1б.) Род ( 4б.) Падеж
М. ж. С . Д. П. Р.
озеро мамы
(2 б.) Падеж (5б.) Предлог
И. Р. В. ОН И К
дружбу
(6б.) Ж.р. 1-го скл.
(3б.) Д.п. 1-го скл. Ь А
Е У И
(7- 8б.) Неопр. ф. г.
-ешь - ть -ет
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
(1б.) Род ( 4б.) Падеж
М. ж. С. Д. П. Р.
озеро мамы
(2 б.) Падеж (5б.) Предлог
И. Р. В. ОН И К
дружбу
(6б.) Ж.р. 1-го скл.
(3б.) Д.п. 1-го скл. Ь А
Е У И
(7- 8б.) Неопр. ф. г.
-ешь - ть -ет
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Существительные бывают муж., жен., и сред. рода. Сущозеро– среднего рода . Значит в ответе будет буква С.
Сущ.дружбустоит в В.п . Значит в ответе будет буква В.
Сущ 1 скл. в Д.п. имеют окончание –Е. Значит в ответе будет буква Е.
Сущ.мамыстоит в Р.п. Значит в ответе будет буква Р.
Он – местоимение, И - союз, К -ПРЕДЛОГ. Значит в ответе будет буква К.
Сущ. жен. рода 1 – ого скл имеют окончания–А, - Я. Значит в ответе будет буква А.
Неопределённая форма глагола оканчивается на ТЬ. Значит в ответе будут буквы ТЬ. .
Чего добиваемся, используя ТРЕТИЙ приём в словарно-орфографической работе?
Развивается внимание.
Углубляются знания по многим изученным темам(в 1, 2, 3, 4 кл).
Развивается абстрактное мышление.
4 группа. Тема: Правописание глаголов 2 – го лица ед. числа.
( использование знаний по математике)
6 7 8 9ШРИФТ
Л В К Ж 1б. – 16 2б. - 36
Б А Д Ь 3б. – 14 4б. - 21
У А М И 5б. - 40 6б. - 27
П Г Т О
Если вы определите, какое математическое действие надо осуществить с цифрами квадрата для выявления букв, то узнаете новое слово из словаря, с которым познакомитесь на уроке.
С помощью какого действия вы узнали букву?
Какое это слово?
Правильный ответ:
6 7 8 9ШРИФТ
ЛВКЖ 1б. – 16 2б. - 36
БАДЬ 3б. – 14 4б. - 21
У А МИ 5б. - 40 6б. - 27
П ГТО
Ответ:КИВАТЬ.
4 группа. Тема: Повторение об изменении глаголов по лицам.
За 1 минуту постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы.
О Т Е
Ь Г Р
СОСТАВЬТЕ ИСКОМОЕ СЛОВО.
Вспомните какие буквы находились в геометрических фигурах. И составьте искомое слово.
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
ГОРЕТЬ
4 группа. (использование знаний по ИЗО)
Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы и назовите новое слово из словаря.