kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над словарными словами в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.- 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура и методика проведения  словарно- орфографической работы на третьем году обучения . Для увеличения самостоятельности  и стимулирования  интеллектуальной  деятельности детей  используются новые более сложные , нетрадиционные приёмы в её минимобилизующий части и во время ведения слова в активный словарь школьников. Они направлены на активизацию словарно-логического мышления, усиление речевого действия  учащися, осуществление умственных операций  на основе интуиции, осуществление  умственных операций  на основе интуиции и более напряжённого внимания.В процессе выполнения заданий  у детей развиваются логическое мышление , аналитико-синтетические способности , устойчивость внимания, связанная  аргументированная речь. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над словарными словами в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.- 3 класс »

Специфика словарно – орфографической работы

Специфика

словарно – орфографической работы

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • активизация словарно – логического мышления;
  • активизация словарно – логического мышления;
  • усиление речевого действия учащихся;
  • осуществление умственных операций на основе интуиции и более напряжённого внимания.
Выделяется 4 вида приёмов: 1группа .  Приём предусматривает нахождение нового слова из словаря и формулирование темы словарно орфографической работы на основе смысловой связи; 2 группа. Приемы, предусматривающие определение нового слова из словаря на основе выявления закономерности его образования. 3 группа. Входят приёмы, связывающие искомое слово с изученными и изучаемыми темами русского языка. Значительно возрастают их универсальность и эффективность использования. 4 группа. Входят упражнения, предусматривающие в процессе установления нового слова использование знаний по другим учебным дисциплинам.

Выделяется 4 вида приёмов:

1группа . Приём предусматривает нахождение нового слова из словаря и формулирование темы словарно орфографической работы на основе смысловой связи;

2 группа. Приемы, предусматривающие определение нового слова из словаря на основе выявления закономерности его образования.

3 группа. Входят приёмы, связывающие искомое слово с изученными и изучаемыми темами русского языка. Значительно возрастают их универсальность и эффективность использования.

4 группа. Входят упражнения, предусматривающие в процессе установления нового слова использование знаний по другим учебным дисциплинам.

1группа. Определите характер смысловой связи между словами в данных парах.  М…г…зин - прод…вец Б…льница - врач… Т…атр - …ктёр космический к…рабль - ?

1группа. Определите характер смысловой связи между словами в данных парах.

М…г…зин - прод…вец

Б…льница - врач…

Т…атр - …ктёр

космический к…рабль - ?

  • Какая смысловая связь между словами каждой пары?
  • С каким словом мы познакомимся сегодня на уроке?
Правильный ответ:

Правильный ответ:

  • В каждой паре первое слово обозначает место работы, второе – связанную с ним основную профессию.
  • В магазине – продавец, в больнице – врач, в театре – актёр, на космическом корабле – космонавт.
  • Значит сегодня мы познакомимся со словом космонавт.
Чего добиваемся, используя  ПЕРВЫЙ приём в словарно-орфографической работе? РЕЗУЛЬТАТ!  В процессе выполнения заданий у детей развивается: Логическое мышление. Аналитико-синтаксические способности. Устойчивость внимания. Связная аргументированная речь.

Чего добиваемся, используя ПЕРВЫЙ приём в словарно-орфографической работе?

РЕЗУЛЬТАТ!

В процессе выполнения заданий у детей развивается:

  • Логическое мышление.
  • Аналитико-синтаксические способности.
  • Устойчивость внимания.
  • Связная аргументированная речь.

2группа.  Внимательно посмотрите на данную запись!  с…зон винтик зонтик к…вок ук…зал ?

2группа. Внимательно посмотрите на данную запись!

с…зон винтик зонтик

к…вок ук…зал ?

  • Назовите новое слово из словаря, с которым мы сегодня познакомимся на уроке.
  • Какое это слово?
  • Как вы его определили?
Правильный ответ: Это слово вокзал . Мы узнали, что слово зонтик образовано от последних слогов первых двух слов верхней строки. Значит, искомое слово надо составлять из последних слогов слов нижней строки.

Правильный ответ:

Это слово вокзал . Мы узнали, что слово зонтик образовано от последних слогов первых двух слов верхней строки.

Значит, искомое слово надо составлять из последних слогов слов нижней строки.

Чего добиваемся, используя   ВТОРОЙ приём в словарно-орфографической работе? При выполнении такого типа упражнений у школьников развивается:

Чего добиваемся, используя ВТОРОЙ приём в словарно-орфографической работе?

При выполнении такого типа упражнений у школьников развивается:

  • Логическое мышление.
  • Аналитико-синтетические способности.
  • Устойчивость внимания.
  • Языковая интуиция.
  • Связная аргументированная речь.
РЕЗУЛЬТАТ! (Второй группы)

РЕЗУЛЬТАТ! (Второй группы)

  • Учащиеся называют не только искомое слово, но одновременно строят простейшие рассуждения , умозаключения .
  • Ценность этих упражнений состоит в том, что с их помощью можно повысить грамотность учащихся за счёт пропуска орфограмм и соответствующих заданий.
  • Например: Вставьте в исходные слова пропущенные буквы и сгруппируйте их по орфограммам.
3группа.  Запишите слова под диктовку:  Последовательно соедините буквы, являющиеся в данных словах орфограммами.  И вы узнаете слово из словаря , с которым мы познакомимся сегодня на уроке.  Т о пор, зву к , др о вишки, со л нце, св о бода .

3группа. Запишите слова под диктовку:

  • Последовательно соедините буквы, являющиеся в данных словах орфограммами.
  • И вы узнаете слово из словаря , с которым мы познакомимся сегодня на уроке.

Т о пор, зву к , др о вишки, со л нце, св о бода .

3группа.  Тема: Склонение имён существительных.  Б…р…да, н…род, ив…лга, б…рьба, уг…сать, л…пата, иск…рка, ог…ворка, т…рговля, ег…за, к…са, кр…ситель, атм…сфера.

3группа. Тема: Склонение имён существительных.

Б…р…да, н…род, ив…лга, б…рьба, уг…сать, л…пата, иск…рка, ог…ворка, т…рговля, ег…за, к…са, кр…ситель, атм…сфера.

  • Соедините первые буквы имён существительных 1-го склонения, в корне которых пишется гласная О.
  • Назовите слово из словаря, которое у вас получилось.
  • Сегодня на уроке мы будем его изучать.
3группа. Тема:  Правописание местоимений с предлогами.  Мне (С), меня (Е), я (Б), меня (Е), обо мне (А), мной (Д).  Каждой форме местоимения Я соответствует определённая буква, указанная в скобках. Вы сможете назвать новое слово из словаря, если правильно выстроите эти местоименные формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках. КАКОЕ У ВАС ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО?

3группа. Тема: Правописание местоимений с предлогами.

Мне (С), меня (Е), я (Б), меня (Е),

обо мне (А), мной (Д).

Каждой форме местоимения Я соответствует определённая буква, указанная в скобках. Вы сможете назвать новое слово из словаря, если правильно выстроите эти местоименные формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках.

КАКОЕ У ВАС ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ И.п. – я  (Б) Р.п. – меня  (Е) Д.п. – мне  (С) В.п. – меня  (Е) Т.п. – со мной  (Д) П.п. – обо мне  (А)

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

И.п. – я (Б)

Р.п. – меня (Е)

Д.п. – мне (С)

В.п. – меня (Е)

Т.п. – со мной (Д)

П.п. – обо мне (А)

3группа. Новое слово вы назовёте, если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините полученные буквы. (1б.)  Род  ( 4б.)  Падеж  М. ж. С . Д. П. Р.  озеро  мамы (2 б.)  Падеж  (5б.)  Предлог  И. Р. В.  ОН И К  дружбу  (6б.)  Ж.р. 1-го скл. (3б.)  Д.п. 1-го скл.  Ь А   Е У И   (7- 8б.)  Неопр. ф. г.  -ешь - ть -ет

3группа. Новое слово вы назовёте, если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините полученные буквы.

(1б.) Род ( 4б.) Падеж

М. ж. С . Д. П. Р.

озеро мамы

(2 б.) Падеж (5б.) Предлог

И. Р. В. ОН И К

дружбу

(6б.) Ж.р. 1-го скл.

(3б.) Д.п. 1-го скл. Ь А

Е У И

(7- 8б.) Неопр. ф. г.

-ешь - ть -ет

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: (1б.)  Род  ( 4б.)  Падеж  М. ж. С .  Д. П. Р.  озеро  мамы (2 б.)  Падеж  (5б.)  Предлог  И. Р. В.  ОН И К  дружбу  (6б.)  Ж.р. 1-го скл. (3б.)  Д.п. 1-го скл.  Ь А   Е  У И   (7- 8б.)  Неопр. ф. г.  -ешь - ть -ет

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

(1б.) Род ( 4б.) Падеж

М. ж. С . Д. П. Р.

озеро мамы

(2 б.) Падеж (5б.) Предлог

И. Р. В. ОН И К

дружбу

(6б.) Ж.р. 1-го скл.

(3б.) Д.п. 1-го скл. Ь А

Е У И

(7- 8б.) Неопр. ф. г.

-ешь - ть -ет

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Существительные бывают муж., жен., и сред. рода. Сущ озеро  – среднего рода .  Значит в ответе будет буква С. Сущ. дружбу стоит в В.п .  Значит в ответе будет буква В. Сущ 1 скл. в Д.п. имеют окончание –Е.  Значит в ответе будет буква  Е. Сущ. мамы стоит в Р.п .  Значит  в ответе будет буква  Р.  Он – местоимение, И - союз, К - ПРЕДЛОГ .  Значит в ответе будет буква К . Сущ. жен. рода 1 – ого скл имеют окончания–А, - Я.  Значит в ответе будет буква А. Неопределённая форма глагола оканчивается на ТЬ.  Значит в ответе будут буквы ТЬ. .

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

  • Существительные бывают муж., жен., и сред. рода. Сущ озеро – среднего рода . Значит в ответе будет буква С.
  • Сущ. дружбу стоит в В.п . Значит в ответе будет буква В.
  • Сущ 1 скл. в Д.п. имеют окончание –Е. Значит в ответе будет буква Е.
  • Сущ. мамы стоит в Р.п . Значит в ответе будет буква Р.

  • Он – местоимение, И - союз, К - ПРЕДЛОГ . Значит в ответе будет буква К .
  • Сущ. жен. рода 1 – ого скл имеют окончания–А, - Я. Значит в ответе будет буква А.
  • Неопределённая форма глагола оканчивается на ТЬ. Значит в ответе будут буквы ТЬ. .

Чего добиваемся, используя   ТРЕТИЙ приём в словарно-орфографической работе? Развивается внимание. Углубляются знания по многим изученным темам(в 1, 2, 3, 4 кл). Развивается абстрактное мышление.

Чего добиваемся, используя ТРЕТИЙ приём в словарно-орфографической работе?

  • Развивается внимание.
  • Углубляются знания по многим изученным темам(в 1, 2, 3, 4 кл).
  • Развивается абстрактное мышление.

4 группа.  Тема: Правописание глаголов 2 – го лица ед. числа. ( использование знаний по математике)

4 группа. Тема: Правописание глаголов 2 – го лица ед. числа.

( использование знаний по математике)

  • 6 7 8 9 ШРИФТ
  • Л В К Ж 1б. – 16 2б. - 36
  • Б А Д Ь 3б. – 14 4б. - 21
  • У А М И 5б. - 40 6б. - 27
  • П Г Т О
  • Если вы определите, какое математическое действие надо осуществить с цифрами квадрата для выявления букв, то узнаете новое слово из словаря, с которым познакомитесь на уроке.
  • С помощью какого действия вы узнали букву?
  • Какое это слово?
Правильный ответ:  6 7 8 9  ШРИФТ  Л В  К Ж  1б. – 16  2б. - 36 Б А  Д Ь  3б. – 14  4б. - 21 У А М И  5б. - 40  6б. - 27 П Г  Т  О  Ответ:  КИВАТЬ.

Правильный ответ:

  • 6 7 8 9 ШРИФТ
  • Л В К Ж 1б. – 16 2б. - 36
  • Б А Д Ь 3б. – 14 4б. - 21
  • У А М И 5б. - 40 6б. - 27
  • П Г Т О

Ответ: КИВАТЬ.

4 группа. Тема: Повторение об изменении глаголов по лицам.  За 1 минуту постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы.  О Т Е   Ь Г Р

4 группа. Тема: Повторение об изменении глаголов по лицам.

За 1 минуту постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы.

О Т Е

Ь Г Р

СОСТАВЬТЕ ИСКОМОЕ СЛОВО. Вспомните какие буквы находились в геометрических фигурах. И составьте искомое слово.

СОСТАВЬТЕ ИСКОМОЕ СЛОВО.

Вспомните какие буквы находились в геометрических фигурах. И составьте искомое слово.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:  Г  О  Р   Е  Т  Ь

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

Г О Р Е Т Ь

4 группа. (использование знаний по ИЗО)  Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы и назовите новое слово из словаря.  М А К Б О Й Н   Жёлт. Голуб. Красн. Зел. Оран. Син. Фиол.

4 группа. (использование знаний по ИЗО)

Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы и назовите новое слово из словаря.

М А К Б О Й Н

Жёлт. Голуб. Красн. Зел. Оран. Син. Фиол.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:   Красн. Оран. Жёлт. Зел. Голуб. Син. Фиол.     К О М Б А Й Н

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

Красн. Оран. Жёлт. Зел. Голуб. Син. Фиол.

К О М Б А Й Н

Презентацию составила  Гринчук Вера Егоровна  учитель начальных классов МОСШ № 42.  г. Нижневартовск Тюменская область.
  • Презентацию составила
  • Гринчук Вера Егоровна
  • учитель начальных классов
  • МОСШ № 42.
  • г. Нижневартовск
  • Тюменская область.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа над словарными словами в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.- 3 класс

Автор: Гринчук Вера Егоровна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125648

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Комплексная работа над словарным словом "берёза" "
    ["seo_title"] => string(50) "komplieksnaia-rabota-nad-slovarnym-slovom-bierioza"
    ["file_id"] => string(6) "175236"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424253020"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Методические приемы работы со словарными словами  в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskiiepriiemyrabotysoslovarnymislovamivnachalnykhklassakh"
    ["file_id"] => string(6) "271659"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451727676"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Виды работ со словарными словами. "
    ["seo_title"] => string(32) "vidy-rabot-so-slovarnymi-slovami"
    ["file_id"] => string(6) "218493"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433806345"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методические приемы работы над правописанием словарных слов  в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskiiepriiemyrabotynadpravopisaniiemslovarnykhslovvnachalnykhklassakh"
    ["file_id"] => string(6) "271657"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451727534"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методические приемы работы над правописанием словарных слов  в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskiiepriiemyrabotynadpravopisaniiemslovarnykhslovvnachalnykhklassakh1"
    ["file_id"] => string(6) "271658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451727541"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства