Просмотр содержимого документа
«Психологический комфорт на уроке»
Психологический комфорт на уроке.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Создание психологического комфорта на уроке .
Что такое комфорт?
Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).
Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Психологический комфорт необходим для:
Успешного развития
Успешного усвоения знаний
Благоприятного физического состояния
Благоприятного эмоционального состояния
При благоприятном психологическомкомфорте:
Доброжелательность;
Защищённость;
Мобильность;
Оптимизм;
Инициативность;
Работоспособность, свобода «Я»;
При неблагоприятном психологическомкомфорте:
Агрессивность;
Незащищенность;
Леность;
Зажатость;
Пессимизм;
Пассивность.
Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта
учет эмоционально- личностных особенностей детей
выбор и корректировка стиля общения
создания ситуации успеха
учет физиологических особенностей
Создание благоприятного психологического комфорта на уроках
Для создания благоприятного климата должны выполняться три функции :
«Открытие» ребенка на общение.
Педагогические операции:
1. Выбор пластической позы;
2. Подача информации с позиции «МЫ»;
3.Установление личного контакта;
«Соучастие» ребенка в процессе.
Педагогические операции:
Педагогические операции:
Педагогические операции:
1. Демонстрация расположенности;
2. Проявление интереса ;
3. Оказание помощи .
«Возвышение» ребенка.
Педагогические операции:
1. Просьба о помощи;
2. Поддержание оптимистического рубежа.
Кусловиям, определяющим эффективность влияния учителя на психологический комфорт в детском коллективе, относятся следующие:
1. Личностные качества педагога:
- открытость;
- расположенность к детям;
- чувство юмора;
- инициативность;
- коммуникабельность.
2. Профессиональные качества педагога:
- теоретическая вооруженность;
- методическая вооружённость.
3. Ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников
Что мешает психологическому комфорту учащимся учителям
Физическая и психологическая напряжённость труда
Постоянное оценивание со стороны различных людей
Высокий уровень ответственности
Тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся
Разные стили управления педагогическими кадрами
Неуверенность в себе
Повышенная утомляемость
Замедленность темпа деятельности
Повышенная потребность во внимании
Повышенная двигательная активность
Трудности переключения с одной деятельности на другую
Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.
Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
УСПЕХ
Частым и длительным
кратковременным
Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату :
Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель.
Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на уроке
Неумеренное поощрение или наказание приносят вред.
Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухолинский.)
Учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.
Начинайте урок энергично. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс.
Мотивируя оценки знаний, следует знать ученику, над, чем ему следует поработать еще.
Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке.
Прекращать урок со звонком.
Обращаться за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.
Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
Помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.
Создание благоприятного психологического комфорта
Помните и никогда не забывайте!!!
Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение;Самый приятный звук для человека – это его имя;Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;Не сравнивайте успехи отдельных учащихся ;Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учится ценить себя.
Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение;
Самый приятный звук для человека – это его имя;
Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;
Не сравнивайте успехи отдельных учащихся ;
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учится ценить себя.
Преобладающее выражение лица учителя.
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
улыбок,
уместных остроумных шуток,
использования поговорок,
афоризмов с комментариями,
музыкальных минуток и т.д.
Золотые правила психологического комфорта на уроке
Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Создание благоприятного психологического комфорта на уроке
Педагогические приемы для создания благоприятного психологического комфорта
Вход в урок;
Привлекательная цель;
Введение роли;
Игровая учебная деятельность:
«Покоряем вершины»; «Эстафета»; «Логическая цепочка»; «Да и нет»;