Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры в начальной школе
Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры в начальной школе
Проектная деятельность -это деятельность,охватывающая изменения действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, расширяющая пределы человеческих возможностей. Проектная деятельность является особой формой восприятия мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры в начальной школе»
Проектная деятельность
обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата деятельности.
Метод проектов– система обучения,
в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Проект–буквально “брошенный вперед”,
т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта,вида деятельности, а проектированиепревращается в процесс создания
объекта.
Метод проектов
позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать дело по душе, в соответствии со своими устремлениями и возможностями, освоить необходимые знания и навыки, способствуя зарождению интереса к последующей деятельности.
ЦЕЛИ:
Реализовать различные формы учебной деятельности
Обеспечить взаимодействие
учащихся друг с другом и с
учителем
Усилить индивидуальную
ответственность учащихся за
конкретную работу
Обеспечить практическую
деятельность учащихся
ЗАДАЧИ:
Организация творческой деятельности учащихся в рамках заданной темы (самостоятельное изучение и использование дополнительной информации, попытка развития независимого мышления)
Ориентация учебного процесса на ученика, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности
Обеспечение мотивации деятельностиза счёт использования ИКТ
Классификация проектов
Творческий проектпредполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного
искусства, видеофильмы
Практико-ориентированный проект
нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города.
Информационныйпроект
направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Ролевой проект
является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.
Исследовательский проект
по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
Проект – это «пять П »
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация .
Шестое «П»проекта – его Портфолио,
т.е. папка, в которой собраны все рабочие
материалы проекта.
Среди них черновики,
планы, отчёты.
Этапы разработки учебного проекта
I этап- погружение в проблему
II этап- организация деятельности
III этап- осуществление деятельности
IV этап- презентация проекта
Особенности проектной деятельности на первой ступени общего образования
Начальная школа
Цель проектной деятельности – овладение элементами проектирования (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий)
Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность
Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт проектной деятельности, интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы.
Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.
ШАГ ЗА ШАГОМ:постановка цели своей работы
Самым важным является постановка цели своей работы. Поэтому первым шагом в проектной деятельности является работа над учебным проектом.
Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, изучаемых в ходе учебных курсов.
Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно.
Помощь необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект.
Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы.
Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать.
Решив его, ученик увидит задачи своей работы.
Коммуникативные умения (умение дискутировать, умение слушать и слышать товарищей, отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс с собеседником)
Работая над проектом, учащийся приобретает
Интеллектуальные умения (работа с информацией, анализ, обобщение, выводы; работа со справочной литературой)
Творческие умения (умение генерировать идеи, находить не одно, а несколько решений одной и той же проблемы, прогнозировать последствия
18
НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ –
приобретение умений
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Умение организовывать свою деятельность: ставить цель, планировать, получать результат
УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ
Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща
18
18
18
18
18
Детский творческий проект «Будущее без мусора»
Участники проекта :
учащиеся 1 «Д» класса
МОУ СОШ № 20
Руководитель :
Чикал О.А.
Визитная карточка проекта «Будущее без мусора»
По продолжительности – краткосрочный;
По количеству учащихся – групповой;
Тематическое поле : декоративно-прикладное творчество; экология.
Подготовительный этап Приятно видеть уголки нашего города уютными и чистыми !
Подготовительный этап И очень грустно, когда встречаешь на улицах горы мусора...
Подготовительный этап
Экология-наука, которая изучает взаимоотношения животных и растений с окружающей средой;
человека с окружающей средой.
Мусор наносит огромный вред природе.
Бумага, брошенная человеком будет лежать 2 года;
Консервная банка-около 30 лет;
Полиэтиленовый пакет-более 200 лет;
Стекло-1000 лет....
Внимание!
Тверь - наш город, а в доме должно быть красиво и чисто .
Актуальность
Обилие одноразовых товаров грозит превратить любые уголки нашего города в свалку. На улицах города можно увидеть много пластиковых бутылок, пакетов и других ненужных вещей. А это наносит вред окружающей природе и здоровью людей. Мы решили подарить вторую жизнь и изготовить интересные поделки.
Проблема
Отсутствие навыков создания настольного театра.
Цели и задачи проекта:
Цель:
Создать из бросового материала сказочных персонажей для настольного театра по сказке «Репка»
Задачи:
Подготовка необходимого материала для работы;
Создать персонажи для настольного театра;
Придумать новый сценарий и показать сказку.
И так мы действуем. Для приготовления кукол для настольного театра «Репка» понадобится:
Для изготовления кукол нужны следующие материалы: пластиковые бутылки для туловища , теннисный шарик для головы, нитки для волос, ленты для бантов, глазки, фантики разного цвета и размера, проглаженные теплым утюгом, клей «Момент», клеевой карандаш, ножницы.
Наши впечатления от созданного театра.
Радость;
Любовь и бережное отношение к природе;
Желание играть в настольный театр;
Ощущение праздника.
Вот такой получился театр!
Мы справились с поставленной задачей, подарили ненужным вещам вторую жизнь и превратили их в героев сказки «Репка». Теперь можно показывать театр в школе.
Дети увидят и захотят создать свой театр, так ненужные вещи будут иметь вторую жизнь, а мы будем беречь природу и играть в интересные игры!