Чаще всего ребята называли рыб, обитающих в наших водоёмах: щуку, окуня, плотву, леща и других. Но в ответах встретились и рыбы, не живущие в наших краях, например, акула, скат, желтокрылка и другие. Но в ответах были названы не только рыбы, а ещё и животные: кит, дельфин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«проект "Этот удивительный мир рыб" »
Этот удивительный мир рыб
Автор: ученик 4 класса Киселёв Николай
Руководитель: Дрютова Ирина Петровна
учитель начальных классов МБОУ ООШ с. Никольское
Знакомьтесь –это я!
Задачи :
Более подробно изучить строение и жизнь рыб.
Познакомиться с особенностями этих животных.
Провести опыт по определению возраста рыб и исследование.
Результаты анкетирования:
Чаще всего ребята называли рыб, обитающих в наших водоёмах: щуку, окуня, плотву, леща и других. Но в ответах встретились и рыбы, не живущие в наших краях, например, акула, скат, желтокрылка и другие. Но в ответах были названы не только рыбы, а ещё и животные: кит, дельфин.
Вывод: анализируя ответы проведённой анкеты, я увидел, что учащиеся нашей школы допустили много ошибок, они мало знают информации о рыбах. Я решил более подробно изучить этих удивительных животных – рыб.
Изучение особенностей рыб
Ихтиология — наука о рыбах (по-гречески “ихтис” — рыба, а “логос” — слово, разум).
Рыбы – это животные, которые живут в воде. Их тело покрыто чешуёй , они дышат жабрами и имеют парные конечности в виде плавников.
Строение рыбы
ХВОСТ
ГОЛОВА
ТУЛОВИЩЕ
Тело рыб может быть голым , покрытым слизью , чешуей или панцирем (игла-рыба). Чешуя растёт вместе с рыбой.
Форма тела у рыб связана с условиями обитания.
Рыбы, живущие в толще воды (лосось), имеют, как правило, торпедовидную или стреловидную форму.
Донные рыбы чаще всего имеют уплощенную или даже совсем плоскую форму тела, например, камбала.
Виды, обитающие среди водных растений, камней и коряг, имеют сильно сжатое с боков тело, как у леща или змеевидное, как у угря, тело, что обеспечивает им лучшую маневренность.
Питание рыб
По питанию всех рыб можно разделить на несколько групп:
растительноядных
животноядных
хищных, питающихся рыбой.
Наиболее прожорливыми являются растительноядные рыбы.
Чисто растительноядных рыб в наших водоемах нет. Плотва, карась, линь наряду с растительной пищей потребляют животную пищу.
Размножение рыб
Большинство рыб размножаются, вымётывая икру, но есть рыбы и живородящие. Например, рыбки гуппи и акулы.
Есть очень интересные рыбы, которые для своего потомства делают гнёзда. Мне известны, живущая в Ладожском озере, колюшка. А ещё строит гнездо рыба гурами.
Среда обитания.
Рыбы живут в
прудах ручьях реках озёрах морях океанах
От среды обитания зависит и окраска рыбы. У рыб спинка тёмная, а брюшко светлое, значит, они будут мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху. А если блестящая серебристая окраска боков и брюшка, то это делает рыбу незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу.
Опыт «Определение возраста у рыб»
Тело рыбы снаружи покрыто чешуей, которая защищает тело рыбы. На чешуе имеются кольца. Каждое кольцо соответствует одному году жизни рыбы.
Существует несколько способов определения возраста у рыб:
по чешуе,
по жаберной крышке,
по срезу костей и другие.
Я определял возраст рыб по чешуе с помощью микроскопа.
Я промыл, как следует чешую.
Дал ей высохнуть.
Отполировал её наждачной бумагой.
Положил на предметное стекло микроскопа и начал разглядывать.
Я увидел у рыб одно большое кольцо и много маленьких, значит нашим рыбам только 1 год.
Вот так выглядит чешуя под микроскопом .
Исследование 1. «Сравнение рыб реки Воронеж озера и реки Сетьма»
Гипотеза : «Считается, что размеры водоёма ограничивают максимальные размеры рыбы, которые она может достигнуть. Чем больше водоём, тем крупнее в нём обитает рыба».
Доказательство :
Взял две рыбы – плотвы. Одна рыбы была поймана в реке Воронеж, а другая в речке нашего села – Сетьмы.
Возраст рыб был одинаков – 1 год. А вот размер рыб был разный.
Рыба, выловленная в реке Воронеж
Длина от головы до хвоста
20 см
Рыба, выловленная в реке Сетьма
Длина тела
15,5 см
13 см
Ширина тела
10,5 см
5,5 см
Голова
Ширина хвоста
3,5 см
3 см
2,5 см
5 см
2,5 см
Вывод: Таким образом, я увидел, что гипотеза оказалась верной.
Экспериментально доказано, что главным фактором является, не столько объём водоёма, сколько развитие кормовой базы и качество воды. Значит, чем больше в водоёме корма, тем крупнее вырастает рыба.
Исследование 2. «Виды рыб, обитающих в реке Сетьма»
Для этого исследования, я с папой отправились на рыбалку на наше озеро. Нам удалось поймать таких рыб:
Щуку
Плотву
Окуня
Ерша
Жизнь рыб зимой. Практическая работа.
Мой вопрос: «А как можно помочь рыбам зимой?»
Учитель мне посоветовала, чтобы для рыб поступал воздух, бурлить лунки, а потом в эти лунки кидать корм. Так я и делал.
Экологическая акция
Заключение
Проведя своё исследование, я научился:
определять возраст рыбы;
могу рассказать строение рыбы, место обитание;
узнал интересные факты о размножении рыб.
Мой вывод:
рыбы – часть живой природы, это очень интересные и удивительные существа. Они нуждаются в нашей защите. Вода – среда обитания рыб. Без неё не сможет прожить ни одно живое существо. Нужно, чтобы люди не загрязняли водоёмы, не вылавливали редких рыб и не занимались браконьерством!