КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «Признаки Зимы»
Воспитатель: Саиджанова Гавхар Базарбойевна
Цель: Развивать у детей коммуникативные качества способами и средствами устной речи.
Задачи:
1.Обогащать и активизировать природоведческий словарь по теме: «Признаки зимы».
2.Совершенствовать умение использовать в речи слова – определения, слова – действия.
Предваритьельная работа:
Чтение стихотворений русских поэтов о Зиме, наблюдения на прогулках.
Ход занятия
Дети строятся в круг.
Воспитатель: "Ой, ребята, какие вы молодцы, какое круглое солнышко, сразу теплее стало. Ребята, посмотрите какая у меня красивая, легкая снежинка! Здесь письмо.", - открывает письмо и читает: "Здравствуйте, ребята, я волшебная снежинка, живу во дворце, у зимушки-зимы. Очень ее люблю. А вы любите зимушку? Что вы знаете о ней? Расскажите".
К детям: "Ну что, ребята, расскажем снежинке, что мы знаем о зиме, о ее приметах? Вспомним наше золотое правило:
"Слушай, думай, не ленись - красиво говорить учись!".
А это значит, наши уши слушают и все слышат; наши глаза смотрят и все видят. А голова думает и дает правильные ответы" (навыки учебной деятельности)
Загадки о временах года
Воспитатель: "Ребята, что такое зима?[1]"
Дети: "Это время года, которое наступает после осени"
Воспитатель: "Какие приметы зимы вы знаете?"
Дети: "Снег, пурга, шуба, валенки, метель, зимние забавы, снеговик, дни короткие, а ночи длинные"
Воспитатель: Как можно волшебными, красивыми словами сказать о зиме?
Дети рассказывают стихи о зиме.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: "Ребята, обратите внимание, какие интересные картинки! Что нарисовано на картинках?" (демонстрационный материал на тему «Зима»)
Дети: "Зима!"
Воспитатель: "А сейчас мы с вами поиграем в игру
"Угадай, какие приметы зимы нарисовал художник на картинке?"
Рассматривать будем с первой картинки слева направо. Самое главное, вы должны ответить не одним словом, что нарисовано, а предложением. Первым словом в предложении у нас будет слово "Зимой" (когда?). Внимательно посмотрите. Какие вы увидели признаки зимы? Ребята, кто готов ответить? (дети поднимают руки по порядку)
Дети : "Зимой повсюду лежит снег. Зимой все деревья в снегу. Зимой дети убирают снег. Зимой у зайца белая шкурка. И т.п."
Воспитатель: "Молодцы! Вы отвечали правильно, предложением, а не одним словом. Вы назвали много признаков зимы, но есть среди этих признаков три самых главных"
На доску выкладываются символы "СНЕГ", "ЛЕД", "МОРОЗ".
Воспитатель: "Мы сейчас поиграем с картинкой "СНЕГ". Задание: кто больше подберет слов-определений? Какой снег? За правильный ответ будет приз".
Дети: "Белый, мягкий, пушистый, холодный, сверкающий, рассыпчатый, мокрый, липкий".
"ЛЕД" - "скользкий, гладкий, прозрачный, голубоватый, серый, холодный")
"МОРОЗ" - "крепкий, большой, сильный, жгучий, трескучий").
Воспитатель: "Молодцы! А сейчас мы немножко отдохнем"
Дети становятся в круг. (физкультминутка)
песенка (белые снежинки)
Воспитатель: "Сейчас мы все вмести произнесем заклинание и превратимся в снежинок. Жинки, жинки, жинки, мы теперь снежинки! Вы должны услышать, что делают снежинки, и под музыку это показать."
Дети под музыку делают упражнения и повторяют слова песенки:
Тихо падают снежинки, легкий ветер гонит их,
То построит хороводы, то как в вальсе закружит.
Ветер стих, снежинки плавно ниже опускаются,
Собрались в комок пушистый, на ветру качаются.
Воспитатель: "Молодцы. А теперь давайте поиграем в игру "Времена года". Сколько всего времен года?"
Дети: "Четыре!"
Воспитатель: "Молодцы! Я буду передавать вам снежинку и называть время года, а вы должны будете сказать мне, какое время года следует за ним."
Игра "Времена года".
Дети садятся за столы.
Воспитатель: "Ребята, переверните листочки и положите их перед собой. У вас на столе карандаши. Сколько? (два) Какого цвета? (темно-синий, голубой) А теперь послушайте загадку:
Замечательный художник
У окошка побывал,
Отгадайте-ка, ребята,
Кто окно разрисовал?"
(Мороз)
Воспитатель: "Дед Мороз разрисовал окна узорами. Кто спрятался в снежных узорах? Найдите их и раскрасьте." (птица, еж, собака, белочка)
Дети раскрашивают животных.
Воспитатель: "Дедушка Мороз приготовил еще одно задание. Он попросил найти слова-действия, которые отвечают нам на вопрос "Что делает?". Я начну предложение, а вы продолжите"
Называются предложения:
- Зимой метель. (метет)
- Ночью ветер в трубах. (завывает, воет)
- Из снеговой тучи снежинки. (падают, летят, кружатся)
- В лесу голодный волк. (воет)
- На зиму медведь в берлоге. (засыпает)
- Мороз щеки и носы. (щиплет)
- Зимой снег все вокруг. (накрывает)
- Зимой вода в реке. (замерзает)
- Под снегом травка зимой. (греется)
Воспитатель: "Молодцы! Мы сегодня говорили много о зиме. А вы любите зиму? За что вы ее любите? Подумайте! Кто готов, расскажите?"
Рассказ детей.
Воспитатель: " (заключение) Мы сегодня говорили о признаках зимы, узнали три главных признака (какие?), отгадали загадку. Выполнили задания Дедушки Мороза. Порадовали вы меня своими рассказами о зимушке зиме. Теперь давайте посчитаем ваши призы!".