Работа по теме Стадия вызова Слово учителя Постарайтесь найти самое яркое, точное слово для описания сегодняшнего дня (Пасмурный, ненастный, холодный, серый, морозный, хмурый) Закройте глаза и шепотом произнесите: «Зима...» Какое чувство возникло? А кто видел, как шел первый снег? Расскажите нам об этом. Кто помнит, чем пахнет первый снег? Расскажите, какие вы видели снежинки? С чем бы вы могли сравнить снежинки? Что же делают эти легкие снежинки? (Они летают, падают, кружатся, ложатся) Слайд №1 Дыхательная гимнастика Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуйте снежинки с руки. Повторяем три раза. Произнесите предложение, записанное на доске, делая ударение каждый раз на другом слове. С неба падают снежинки. Слайд №2 Введение в тему урока Да, дети, зима – удивительное время года. Она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной. Красоту родной природы глубоко чувствуют поэты, художники, музыканты. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха, узор снежинки - всё это отражено в их искусстве. Красота природы вдохновляет на хорошие поэтические строки. Сегодня мы познакомимся со стихотворениями замечательных поэтов Слайд №3 Попробуем прочитать стихи так, чтобы понравилось самим и нашим гостям, познакомимся со средствами литературного языка, благодаря которым мы видим и слышим то, о чем авторы хотели рассказать нам в своих произведениях. Стадия осмысления Просмотр видеоклипа «Зимние стихи» Какое чувство возникло у вас при прослушивании? Какие картины увидели? Работа по индивидуальным карточкам. Подчеркните только те слова, которые мы используем, говоря о зиме. Проверка работ, деление на группы Работа в группах: Многие писатели и поэты любили наблюдать за наступлением зимы и описывали это в своих произведениях 1группа: Подготовить пересказ текста: Начал падать снег, отвесный, крупный и совершенно тихий, как будто что-то припоминающий на лету. Снег был действительно сказочным. Казалось, что из каждого пушистого кристалла расцветают одни за другими маленькие, совершенно белые и тающие на лету цветы, похожие на белые розы 2 группа: Подготовить выразительное чтение: Всю ночь спускались медленно сверху маленькие снежные звёздочки. Они блестели спокойным дождём искр. И от этого каждая веточка деревьев и кустов сверкала своей зимней нераскрытой почкой. 3 группа: Найти и зачеркнуть лишние предложения, прочитать текст: Побелели поля. Подул теплый свежий ветерок. По опушкам леса выросли грибы. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Запорошила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила. А птицы стали строить гнезда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на гладком льду. Трава заблестит от росы. Проверка работы. Вы смогли прочувствовать наступление зимы и рассказать нам об этом. Знакомство со стихотворениями Просмотр клипа Ф. Тютчев – «Чародейкою-зимою околдован лес стоит». 1. Что вы почувствовали при чтении стихотворения? 2. С каким настроением оно написано? 3. Какое состояние природы нарисовано поэтом? 4. К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово чародейка? 5. Как чародейка-зима изменила жизнь леса? Работа в группах: Подготовка и чтение стихов (Критерии: соблюдать паузы, остановки, интонацию, ударение) 1 группа: Я.Аким «Первый снег» Словарь: Прикорнул – Салазки – Как описывается первый снег? 2 группа: А. Асылбеков «Зима» Словарь: Галдеть – Как описывается зима? 3 группа: А. Дуйсенбиев «Зима в лесу» Словарь: Чапан – Заправский чабан – Пробежала рысцой – Опишите наступление зимы Выступления групп Чтение учителем стихотворения С.Есенина «Поет зима, аукает…» Какие картины представились вам при прослушивании? Какие эпитеты и сравнения использовал автор? Как зима баюкает лес? Как он говорит о метелице? Что говорится о вьюге? Какие чувства вызывают «пташки малые»? Что им снится? Хоровое чтение, работа над дикцией и интонацией Знакомство со стихотворением О. Высотской «Пришла зима с морозами» - А теперь самостоятельно, вполголоса прочитайте стихотворение и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. Не забудьте в конце предложений сделать паузы, выделить голосом слова. Работа в парах: чтение стихотворения друг другу. Дать оценку работе вашего соседа. Словесное рисование: Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению? Какие бы выбрали краски? Работа по картине Опишите, что вы видите Работа в группах: Напишите стихотворение о зиме, используя слова: ********** снежинки Падали снежинки, ********** на тропинки Ложились на тропинки, ********** у реки На луга и у реки. ********** дома Лег снежок и на дома- ********** зима Наконец, пришла зима! Проверка групповой работы |