kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение технологии деятельностного подхода как средство развития мыслительной деятельности на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены этапы работы исследовательской деятельности учащихся на уроках математики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«Колебер Г.Ф. Применение технологии деятельностного подхода»

Применение технологии деятельностного подхода как средство развития мыслительной деятельности на уроках математики   Учитель МБОУ «СОШ № 1 города Анадыря» Колебер Галина Федоровна

Применение технологии деятельностного подхода как средство развития мыслительной деятельности на уроках математики

Учитель МБОУ «СОШ № 1 города Анадыря» Колебер Галина Федоровна

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг» К. Д. Ушинский

«Каждый урок должен быть для

наставника задачей, которую он

должен выполнять, обдумывая

это заранее: на каждом уроке он

должен чего-нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и заставить

весь класс сделать этот шаг»

К. Д. Ушинский

Актуальность опыта    Системно-деятельностный подход  определяет необходимость представления нового материала через:

Актуальность опыта

Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через:

  • развертывание последовательности учебных задач,
  • моделирования изучаемых процессов,
  • использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет,
  • предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа),
  • отказ от знаниевой парадигмы.
Ведущая педагогическая идея опыта:

Ведущая педагогическая идея опыта:

  • эффективное использование новых педагогических технологий,
  • новых форм урока,
  • способов оценки учебных достижений учащихся, направленных на формирование и оценку познавательной активности и творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Сущность опыта

Сущность опыта

  • заключаются в том, чтобы создать педагогические условия, способствующие повышению уровня сформированности УУД у учащихся на уроках математики.
Новизна  опыта заключается:

Новизна опыта заключается:

  • в установлении оптимального сочетания методов и приемов, видов и типов проектных заданий, лежащих в основе продуктивной деятельности учащихся;
  • в логике построения учебного материала для формирования исследовательских умений и навыков.
  •  
Исследовательская деятельность учащихся

Исследовательская деятельность учащихся

  • это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
Теоретические основы опыта

Теоретические основы опыта

  • Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
Необходимы следующие условия формирования исследовательских умений младших школьников:

Необходимы следующие условия формирования исследовательских умений младших школьников:

  • Целенаправленность и систематичность . Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать исследовательский метод в преподавании тем.
  • Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда . Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Это необходимо учитывать и использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Психологический комфорт . Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
  • Творческая среда . Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Это необходимо учитывать и использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
  • Психологический комфорт . Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Личность педагога . Для реализации творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. Один из компонентов исследовательской деятельности – исследовательские умения , которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования или его части
  • Личность педагога . Для реализации творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
  • Один из компонентов исследовательской деятельности – исследовательские умения , которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования или его части
В организации исследовательской деятельности следует выделить пять основных компонентов:

В организации исследовательской деятельности следует выделить пять основных компонентов:

  • учебно-познавательные мотивы, т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»;
  • действие  целеполагания («что я должен сделать…»
  • выбор средств и методов; 
  • планирование  решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»);
  •   решение задач и рефлексивно-оценочные действия  («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели).
Применение системно-деятельностного подхода предполагает изменение в деятельности учителя:

Применение системно-деятельностного подхода предполагает изменение в деятельности учителя:

  • необходимо систематически обучать учащихся осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.);
  • использовать разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;
  • активно сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить учащихся работать по правилам и творчески;
  • на уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся);
  • учитель обязан добиваться осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы;
  • оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;
  • стиль, тон отношений, задаваемый на уроке создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;
  • на уроке осуществляется глубокое личностное взаимодействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
У обучающихся в наибольшей степени:

У обучающихся в наибольшей степени:

  • развиваются навыки самостоятельной работы;
  • • формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
  • • возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе.
Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:

Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:

  • - включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;
  • - учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;
  • - формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.
  • В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.
Этапы работы:

Этапы работы:

  • Первый этап соответствовал первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включали в себя:
  • поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
  • развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
  • формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения указанных задач были использованы следующие методы и способы деятельности :

Для решения указанных задач были использованы следующие методы и способы деятельности :

  • коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование и другие.
  • На первом этапе, обучая детей необходимо было научить видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, для этого были введены в структуру урока элементы исследовательской деятельности: ситуация успеха; ситуация затруднения (ощущения проблемы); постановка учебной проблемы; решение учебной проблемы.
  • Результатом первого этапа стали выполненные учащимися проекты по математике по темам: «Секрет возникновения арабских цифр », «Математика и сказки А.С. Пушкина», «Числа в загадках, пословицах и поговорках», и др.
  •  
Второй этап:

Второй этап:

  • соответствовал второму классу начальной школы и был ориентирован:
  • на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
  • на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
  • на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
На данном этапе были использованы следующие методы и способы деятельности:

На данном этапе были использованы следующие методы и способы деятельности:

  • учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; индивидуальное составление моделей и схем.
  • К числу исследовательских заданий, которые были использованы, относятся:
  • - фокусы с разгадыванием задуманных чисел, со скоростным сложением трех или пяти х чисел, со скоростным умножением или делением некоторых чисел;
  • - задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
  • - софизмы (например, доказательство того, что 2 + 2 = 5);
  • - игры типа «Кто первым получит 50» и т.п.
Итогом второго этапа стало:

Итогом второго этапа стало:

  • Участие в городской научно-практической конференции школьников «Интеллектуал – 2016: исследуем и проектируем»: Тимуш Александр стал призером (3 место);
  • В региональном конкурсе математических проектов образовательных организаций Чукотского автономного округа в рамках реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации
  • (приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа от 30.04. 2015 г. № 01-23/055) ученики 2-2 класса Тимуш Александр и Семихов Никита стали призерами (3 место).
Достижения учеников по результатам реализации второго этапа проекта

Достижения учеников по результатам реализации второго этапа проекта

Третий этап

Третий этап

  • соответствует третьему и четвертому классу начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания становится обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения происходит усложнение деятельности, которое заключается в увеличении сложности исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.
Методы и способы деятельности школьников:

Методы и способы деятельности школьников:

  • мини-исследования, уроки-исследования,
  • коллективное выполнение и защита проектных работ,
  • наблюдение, анкетирование, эксперимент, олимпиады и др.
  • Учащиеся активно принимают участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Результаты участия в конкурсах

Результаты участия в конкурсах

Задания исследовательского характера

Задания исследовательского характера

  • применяются на разных этапах урока. Так на этапе актуализация опорных знаний для устного счета используются задачи на развитие логики и математического мышления, а так же задачи на смекалку.
  • Использование подобных задач на уроках способствует развитию логики, мышления, памяти, внимания. А это необходимые факторы, без которых исследовательская деятельность не имеет место быть.
  • При объяснении нового материала используются проблемные ситуации.
  • Для закрепления знаний - магические квадраты, треугольники, лабиринты, заполнение таблиц. Задания такого характера очень хорошо использовать в конце урока, так как под конец обучающиеся устают, а данные задания в игровой форме не перегружают детей.
Выводы:

Выводы:

  • исследовательский метод в обучении заключается в самостоятельном решении учащимися проблем, трудных задач познавательного и практического характера;
  • при исследовательской деятельности учащиеся отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Колебер Галина Федоровна

Дата: 11.02.2017

Номер свидетельства: 390466

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Формирование и развитие УУД на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-i-razvitiie-uud-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "202989"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429367277"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "конспект урока по математике: « Деление на трехзначное число. Закрепление.”"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_matiematikie_dielieniie_na_triekhznachnoie_chislo_zakrieplien"
    ["file_id"] => string(6) "371041"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482088618"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства