kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках при формировании познавательных учебных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит особенности и содержание выработки навыков смыслового чтения у учащихся начальной школы. Работа над правильностью и беглостью чтения. Работа над сознательностью чтения. Работа над сознательностью чтения Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания. Применение при чтении художественных произведений принципа многочтения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«Приёмы обучения смысловому чтению на уроках при»

«Приёмы обучения смысловому чтению на уроках при формировании познавательных учебных действий» Выполнила: учитель начальных классов ГБОУ ООШ №15 Г. Новокуйбышевска Самарской области Рябова Т.А.

«Приёмы обучения смысловому чтению на уроках при формировании познавательных учебных действий»

Выполнила:

учитель начальных классов

ГБОУ ООШ №15

Г. Новокуйбышевска

Самарской области

Рябова Т.А.

Без чтения нет настоящего образования,       нет,  и не может быть ни вкуса, ни слога,     ни многосторонней шири понимания                                                                                                                                                                                                                                                                                                          А.Герцен                                                                                                                

Без чтения нет настоящего образования,      нет,  и не может быть ни вкуса, ни слога,    ни многосторонней шири понимания                                                                                                                                                                                                          

                                                                                            А.Герцен                                                                                                                

Особенности восприятия текстов младшими школьниками

Особенности восприятия текстов младшими школьниками

  • Фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;
  • Слабость анализа и синтеза прочитанного;
  • Зависимость от небольшого жизненного опыта;
  • Яркость переживаний, непосредственность и эмоциональность;
  • Превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;
  • Недостаточно полное и правильное понимание изобразительно-выразительных средств речи;
  • Преобладание репродуктивного уровня восприятия
Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца

Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца

  • Аналитический   этап   характеризуется тем, что все три компонента (восприятие, произнесение и осмысление) обучения чтению разорваны между собой – признак его - это слоговое чтение. Обычно происходит на этапе обучения грамоте.
  • Синтетический этап  предполагает, что все три компонента происходят одновременно. На этом этапе ребёнок начинает читать целыми словами. Главным признаком перехода на этот этап является наличие при чтении  интонирования. 
  • Этап автоматизации -   техника чтения доведена до автоматизма и не осознаётся чтецом. Все интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идея произведения, его композиция, художественные средства. На этом этапе дети имеют самостоятельную эмоциональную реакцию на прочитанное произведение, есть желание поделиться впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, самостоятельно обсудить прочитанное.
Приёмы, способы реализации озвученных методик

Приёмы, способы реализации озвученных методик

  • Обязательные ежедневные упражнения в чтении;
  • Индивидуальный, с учётом психологических особенностей ребёнка, отбор текстов;
  • Систематичная работа учителя по предупреждению ошибок при чтении детей, а также система их исправления;
  • Специально организованное чтение про себя (шёпотом, беззвучное), которое может быть организованно не ранее, чем с  третьего класса,  так как это совершенно иная информация, передаваемая на зрительный анализатор, что происходит совершенно иначе.
Работа над правильностью и беглостью чтения.  Приёмы, представляющие собой два направления:

Работа над правильностью и беглостью чтения. Приёмы, представляющие собой два направления:

  • Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания.
  • Применение при чтении художественных произведений принципа многочтения
Работа над сознательностью чтения               Сознательность чтения или, как мы привыкли думать понимание прочитанного,  в методике представляется в двух аспектах: 1.Применительно к технике чтения:

Работа над сознательностью чтения

            Сознательность чтения или, как мы привыкли думать понимание прочитанного,  в методике представляется в двух аспектах:

1.Применительно к технике

чтения:

Приёмы  реализации Приём  зеркального  чтения: кот – ток, рот – тор, мама – амам; приём устраняет привычные штампы, формирует произвольность регуляции движения глаз   Придумай продолжение. Чтение только одинаковой части слов части слов: рыболов, птицелов, мухолов, бобров, комаров; мыслительная линия проходит посередине слова, точность произнесения первой половины необязательна Приём пропуска буквы (чтение пунктирно написанных букв), не обязательно орфографического содержания Чтение строчек с прикрытой верхней основой. Это создаёт игровую мотивацию и развивает творческое мышление, тренируя зрительную и кратковременную память

Приёмы  реализации

  • Приём  зеркального  чтения: кот – ток, рот – тор, мама – амам; приём устраняет привычные штампы, формирует произвольность регуляции движения глаз
  •   Придумай продолжение. Чтение только одинаковой части слов части слов: рыболов, птицелов, мухолов, бобров, комаров; мыслительная линия проходит посередине слова, точность произнесения первой половины необязательна
  • Приём пропуска буквы (чтение пунктирно написанных букв), не обязательно орфографического содержания
  • Чтение строчек с прикрытой верхней основой. Это создаёт игровую мотивацию и развивает творческое мышление, тренируя зрительную и кратковременную память

Коллективное прочтение повторяющихся лёгких слов или фраз: мяу-мяу, баю-баю, мы хотим, как поросята – хрюкать. Такой приём раскрепощает сознание ребёнка и позволяет ощутить себя участником процесса. Поиск в тексте заданных слов. Часто это пословицы, потешки, загадки. Такие слова повторяются без изменений, но искать их в тексте придётся, прочитывая его по нескольку раз. Это даст возможность уловить мысль, изложенную в тексте. Восполнение пропуска слов в предложениях с подсказкой их некоторых букв. Подсказка производится несколькими буквами, однозначно их определяющими: где ты была с.г…я, киска? У к.р.л..ы у английской! Такой приём помогает сочетать совершенствование техники чтения с развитием гипотетических навыков.
  • Коллективное прочтение повторяющихся лёгких слов или фраз: мяу-мяу, баю-баю, мы хотим, как поросята – хрюкать. Такой приём раскрепощает сознание ребёнка и позволяет ощутить себя участником процесса.
  • Поиск в тексте заданных слов. Часто это пословицы, потешки, загадки. Такие слова повторяются без изменений, но искать их в тексте придётся, прочитывая его по нескольку раз. Это даст возможность уловить мысль, изложенную в тексте.
  • Восполнение пропуска слов в предложениях с подсказкой их некоторых букв. Подсказка производится несколькими буквами, однозначно их определяющими: где ты была с.г…я, киска? У к.р.л..ы у английской! Такой приём помогает сочетать совершенствование техники чтения с развитием гипотетических навыков.
2 . Применительно к чтению в широком понимании Приёмы  реализации:

2 . Применительно к чтению в широком понимании

Приёмы  реализации:

  • Приём чтения через слово нового или известного текста вносит разнообразие в урок, оживляет его, пробуждает детей с минимальными мозговыми дисфункциями и поворачивает их к темпу работы класса. Способствует развитию глазодвигательной активности.
  • Быстрое многократное произнесение предложений. Скороговорка и организация соревнования в группах – вот возможность реализации этого приёма. Прекрасное упражнение для артикуляционного аппарата.
  • Приём театральной маски – это возможность не только скрыть себя от ошибки, но и, выбирая себя  персонажем, проиграть, проговорить, проартикулировать текст автора. Возможность выразить собственное мнение по поводу прочитанного.
  • Допиши фразу. Пословицы, поговорки, загадки, а также народные приметы и природные явления. Это не только чтение, это обобщение собственного жизненного опыта.
Художественное произведение -это «как окно, через которое мы должны показать ребёнку ту или другую сторону жизни. Недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали» К.Д.Ушинский

Художественное произведение -это «как окно, через которое мы должны показать ребёнку ту или другую сторону жизни. Недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали»

К.Д.Ушинский

Использованная литература Автореферат кандидата педагогических наук Мали Любови Дмитриевны по теме: «Методика обучения младших школьников основным видам творческих работ на уроке чтения» Москва 1985 год Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2007 Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000 Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. М., Просвещение 2010 Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов под редакцией Ю.К.Бабанского. – 2-е издание, дополненное и переработанное. – М.:Просвещение 1988. – с385-409    http:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola

Использованная литература

Автореферат кандидата педагогических наук Мали Любови Дмитриевны по теме: «Методика обучения младших школьников основным видам творческих работ на уроке чтения» Москва 1985 год

Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2007

Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000

Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. М., Просвещение 2010

Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов под редакцией Ю.К.Бабанского. – 2-е издание, дополненное и переработанное. – М.:Просвещение 1988. – с385-409

 

http:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рябова Татьяна Алексеевна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 236918

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "«Приёмы обучения смысловому чтению на уроках при формировании познавательных учебных действий»"
    ["seo_title"] => string(80) "priiomy_obucheniia_smyslovomu_chteniiu_na_urokakh_pri_formirovanii_poznavatelnyk"
    ["file_id"] => string(6) "542277"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1583841287"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "111269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407313804"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "ТК к уроку "Пищеварение в ротовой полости""
    ["seo_title"] => string(46) "tk-k-uroku-pishchievarieniie-v-rotovoi-polosti"
    ["file_id"] => string(6) "248491"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446734057"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Использование тренажеров для формирования читательской культуры младших школьников "
    ["seo_title"] => string(93) "ispol-zovaniie-trienazhierov-dlia-formirovaniia-chitatiel-skoi-kul-tury-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "108677"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403803240"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 2 класса. "
    ["seo_title"] => string(65) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ritorika-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "244957"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446037268"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства