Просмотр содержимого документа
«Презентация: «Конструирование урока в начальной школе на деятельностной основе».»
Конструирование урока в
начальной школе надеятельностной основе .
Учитель начальных классов МБОУ «ООШ ст. Миннибаево» Сибгатуллина Ильсеяр Илтузаровна
Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мнедействовать самому,
и я научусь.
Методологической основой ФГОС НОО является системно - деятельностный подход.
Он создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода. Деятельностный метод отвечает необходимым требованиям, технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели, обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.
Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников.
Цельюдеятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, ребенок – хозяин своей деятельности. Он:
ставит цели,
решает задачи,
отвечает за результаты.
Что значит "деятельность"?
целеустремленная система;
есть обратная связь;
учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей развития личности ребенка
1.Уроки «открытия» нового знания;
2.Уроки рефлексии;
3.Уроки общеметодологической направленности;
4.Уроки развивающего контроля
уроки «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Выделить и сформулировать новое знание.
Смоделировать способ открытия нового знания.
Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
Определить необходимые ЗУНы и способы их повторения.
Подобрать упражнения для этапа актуализации.
Смоделировать затруднение и способ его фиксации.
Смоделировать проблемную ситуацию идиалог.
Составить самостоятельную работу и эталон проверки.
Определить приёмы организации первичного закрепления.
Подобрать задания на этап закрепления.
Провести анализ урока по конспекту.
Внести коррективы в план-конспект.
Структура урока «открытия нового знания»: 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;2) этап актуализации и пробного учебного действия;3) этап выявления места и причины затруднения;4) этап построения проекта выхода из затруднения;5) этап реализации построенного проекта;6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;8) этап включения в систему знаний и повторения;9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
2 класс. Математика.
Тема: Вычитание двузначных чисел с переходом через десяток.
Тип урока : урок открытия нового знания;
Цели .
Деятельностная : закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умение выполнять УУД входящие в его структуру.
Содержательная : построить алгоритм вычитания 2-х чисел с переходом через десяток и сформировать первичное умение его применять.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.)
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «хочу» + «могу» + «надо»
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.(4-5 мин.)
Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений для «открытия нового».
«Актуализация + затруднения в индивидуальной деятельности»
Решите примеры, разбейте их на 2 группы – не называя признаков:
15-7=8 14-7=7 17-9=8 41-24=
15-8=7 11-4=7 16-8=8
17-9=8
16-8=8
15-7=8
14-7=7
15-8=7
11-4=7
41-24=
3. Выявление места и причины затруднения. (2-3 мин.) Основная цель этапа- организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Побуждающие вопросы для диалога:
-в чём возникла трудность?
-в чём отличие этого примера от других?
-что надо сделать, чтоб затруднения не было?
4.Построение проекта выхода из затруднения(10-11 мин.)
Основной целью этапа является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
КАК?
Постройте модель данного примера.
Можем ли мы вычесть единицы? Почему?
Где спрятались единицы? ( В десятках)
Зная это давайте построим новую модель.
……….
1
7
Кто сможет объяснить, как решали этот пример?
(ответы детей)
В десятке 10 единиц, да ещё1единица, получится 11.
Из 11 единиц отнять 4, получим 7, пишем под единицами 7.
Так как один десяток мы забрали, осталось всего 3 десятка.
Из 3 десятков отнять 2 – останется 1 десяток,
под десятками пишем 1. Читаем ответ 17.
5. Реализация построенного проекта.(5-6 мин)
Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Согласно алгоритму дети выполняют задание с проговариванием вслух, которое первоначально вызвало затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6.Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.)
Цель: усвоение нового способа действия при решении типовых задач.
На данном этапе детям предлагаются примеры на изученную тему. Дети сами проговаривают, как правильно решить данное задание, тем самым они запоминают алгоритм действий и ещё раз повторяют его для тех, кто ещё плохо понял новую тему.
7.Самостоятельная работа с самопроверкойпо эталону (4-5 мин.)
Цель: применение нового способа действия; индивидуальная рефлексия достижения цели, создать ситуацию успеха.
На доске.
Уложитесь ли во времени?
2. Насколько у вас сформированы вычислительные навыки?
3.Насколько у вас сформирован новый приём вычисления ?
Выполнение задания( на время).
Проверка себя по эталонам (эталон и в строку, и в столбик, и по одному, эталоны у каждого на парте и… каждого вида!
Обязательно отметить всех: и кто решил правильно, и кто ошибся - создать ситуацию успеха («У меня получилось! Я ошибся, но я нашёл причину и исправил ошибку! Теперь я здесь ошибку не допущу!»)
8.Включение в систему знаний и повторений (4-5мин.)
Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
На этом этапе происходит доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей.
9. Рефлексия деятельности (2-3 мин.)
Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.
Этап рефлексивного анализа деятельности на уроке; этап фиксирования достижения поставленной цели и планирование коррекционных действий.