Рассмотрим на примере урока окружающего мира.
Тема: «Водоёмы нашего края».
Цели: Дать характеристику особенностей образа жизни различных животных и растений в водоёмах нашего края.
Решаемые на уроке проблемы: познакомить с многообразием видов животных и растений в водоёме, почему надо охранять водоемы
Указать особенности развития водного мира Курганской области;
Обратить внимание на взаимосвязь живой и не живой природы.
Оборудование: иллюстрации, презентация по данной теме.
Ход урока:
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
-У нас урок окружающего мира. Каким бы вы хотели видеть наш урок? Ответы детей.
II.Актуализация знаний. Повторение пройденного материала – характеристика форм поверхностей земли.
Формы работы: коллективный опрос, работа по карточкам, иллюстративным пособиям.
III. Причины и выход из затруднения.
- Понятие «водоём».
Углублённые участки поверхности земли, заполненные водой?
Тема нашего урока: «Водоемы нашего края». Как вы думаете, почему именно такое название.
- Характеристика водоёмов.
Работа с иллюстрациями и слайдами.
Слайд 1.
Можно использовать музыкальные средства, для создания эмоционального образа.
- Водоёмы Курганской области.
- Изучение животного и растительного мира водоёмов родного края.
Слайд 2.
Самые крупные реки: Тобол, Исеть, Миасс.
Слайд 3.
Полюбуйтесь на репродукцию лесного пейзажа В.Поленова «Заросший пруд».
5. Творческая деятельность. Собрать пословицу из кусочков, обдумать и объяснить. « Лес и вода – родные брат и сестра».
IV. Реализация построенного проекта.
В ходе урока показ, какие животные обитают на данной территории края, обратить внимание на значимость этого животного в природе. На научные характеристики и образно-иллюстративный материал. Мы создаём у ребёнка многогранный образ изучаемых объектов. Климат.
Загадки, пословицы, рассказы о данном животном или растении.
Работа детей в группах. Выступление представителей в каждой группе(6).
Слайд 4. Виды рыб.
Слайд 5. Водные растения.
Слайд 6. Физ. Минутка.
Слайд 7. Животные.
Слайд 8. Насекомые
Слайд 9.Земноводные и пресмыкающиеся.
Слайд 10.Птицы.
6. Взаимосвязь водоёмов в природе и в жизни людей.
Слайд 11.
Включение в систему знаний и повторение.
7. Проводится игра (Где кто живёт?)
Детям предлагается модель водоёма и комплект открыток животных и растений. Надо всем найти своё место. Взаимосвязь между животными и растениями и средой их обитания.
V. Самооценка.
VI. Рефлексия учебной деятельности.
Вывод.
Таким образом, при установлении и реализации межпредметных связей на том или ином уровне необходимо:
- Исходя из темы чётко формулировать учебно-познавательную цель, развивающие, воспитательные, которые направлены на усвоение знаний изучаемой темы.
- Обеспечивать активность учащихся по применению знаний из других предметов.
- Уметь делать выводы.
- Нацеливать ребёнка на обобщение, на определённые разделы материала в разных дисциплинах.
Целесообразно использовать разные формы организации обучения.
Урок-экскурсия, урок - путешествия, комплексное домашнее задание.
Таким образом, межпредметные связи являются основой знаний в интеграции обучении учащихся.