Народный календарь.
Цель: сформировать представление о народном календаре.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить народные приметы в отношении погоды с ощущениями, которые дают нам органы чувств, и с наблюдениями за живой и неживой природой, предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду, аргументировать отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, куклы мальчик и Девочка в национальных костюмах, православный календарь, шишки хвойных деревьев.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Фронтальный опрос
-Когда празнуется день народного единства?(4 ноября)
-Какие праздники посвящены защитникам отечества?
Рубрика "Вспомним" на стр.44. Учитель от имени куклы Мальчика задает вопросы. Ученики от имени куклы Девочки отвечают на них.
Самоопределение к деятельности
-Как вы узнаете о погоде на завтра?
-А теперь представьте себе, что мы перенеслись на много лет назад- на 200 или на 300 лет. эти дети (куклы) собираются рано-рано утром пойти в лес. как онимогут узнать, какой будет погода?
-Давайте послушаем их разговор:
Девочка:- Ну, что пойдем завтра в лес как задумали?
Мальчик:- Пойдем конечно.
Девочка:- А если дождь?
Мальчик:- Так ты на солнце посмотри!
-Что за странный разговор? Разве можно по солнцу предсказывать какой будет погода?
-Как называют наблюдения за природой, по которым можно предсказывать погоду? (народные приметы)
Сегодня на уроке мы будем говорить о народных приметах и народном календаре.
Работа по теме
1.Беседа
Народные приметы. Нам сейчас так просто узнать год, месяц, число и день недели.
-Что для этого нужно сделать?(заглянуть в календарь на стене, на столе, в дневник) по радио и телевизору тоже говорят об этом, пишут в газетах)
Средства массовой информации сообщают, какая погода нас ожидает в предстоящий день. Кроме того, рассказывают о будущих праздниках. В дневнике мы записываем, что и когда именно нам надо сделать.
А теперь представьте, что мы очутились в далеком прошлом любого из многих народов мира. не было ни радио, телевиденья газет, телефонов.. Но зато люди тогда гораздо внимательнее относились к природе.
-Почему в народе вимательно наблюдали за изменениями в живой и неживой природе?
Люди наблюдали за звездами, заходящим и восходящим солнцем, луной, цветом неба, состоянием воздуха, ветром, облачностью. Умели по состоянию растений и поведению животных предсказывать погоду на следующий день и надолго вперед. Знание примет помогало предсказывать смену погоды, засуху, морозы. Народные приметы подсказывали самое хорошее время для посева, жатвы, сбора урожая. Веками копились все эти знания и передавались устно из поколения в поколение каждого народа.
-Какие народные приметы вы знаете? Откуда вы их узнали?-Послушайте народные приметы на погоду и выберите из них те, которые пригодятся нашим помощникам.
Приметы к хорошей погоде
-Перед заходом солнца в его лучах вбются мошки и комары.
-Дым от костра поднимается вертикально, а угли быстро покрываются пеплом.
-Ночной туман у реки и обильная роса на кустарниках и травах.
-Громко поют жаворонки, высоко летают ласточки, а чайки садятся на воду.
-Пчелы рано утром вылетают мз ульев
Приметы перехода к ненастью
-Кучевые облака, теряя причудливую форму, становятся слоистыми.
-Пауки ткут много паутины.
-Звезды мерцают синими оттенками.
-Вечером и ночью росы нет.
-Лес шумит без ветра.
-Певчие птицы умолкают
-Чайки вороны и галки кричат.
Приметы к грозовому дождю
-Ветер стихает становится душно.
-Ласточки носятся снизу вверх.
-Облака идут в разные стороны.
-Бабочки крапивницы прячутся под крышу.
-Какие из услышанных вами примет пригодятся нашим помощникам для похода в лес?
Работа по учебнику
с.45
-Прочитайте приметы. Найдите подходящие рисунки в учебнике.
-Какие органы чувств помогают наблюдать природные явления?
В православном календаре каждый день посвящен памяти какого-либо святого или событию Священной истории. Например, есть дни, посвященные святым Марии, Елене, Наталье. Встречаются и непривычные для нас имена, святая Фёкла, святой Луппа.
-Красным цветом в этом календаре часто выделены другие дни, не такие как в этом календаре, с которым мы работали на прошлом уроке.
В старину простые крестьяне таких календарей не имели, они ориентировались на церковные службы посвященные святым людям, и давали имена святым дням их памяти. Так складывался особый, устный календарь. Он помогал людям считать время в году, соотносить наблюдения за погодой с днями памяти определенных святых и таким образом составлять прогноз погоды, чтобы выполнять необходимые сельскохозяйственные и домашние работы в согласии с сезонными изменениями в природе.
с.46
-Рассмотрите рисунки на стоанице. О каких днях народного кадендаря хотел рассказать художник? Как вы это поняли?
-Подумайте, какую зиму обещают людям улетающие журавли?Составьте рассказ по рисункам.
Все ли народные приметы оправдываются? Давайте оставим в классе шишки и понаблюдаем станут ли они закрываться перед дождем или снегом.
Были в народном календаре и такие дни, по которым угадывали погоду на будующее. Такие дни называют погодоуказателями.
Физминутка
Закрепление изученного
Выполнение заданий в рабочей тетради Задание №1
-Прочитайте приметы.
-Какие органы чувств помогают наблюдать эти явления?
Задание №2
-Прочитайте и выполните задание.
Рефлексия
-Какое задание было интересным для вас?
Всегда ли в наше время бывают верны народные приметы на погоду? Почему?
Подведение итогов
-Какие народные приметы вы запомнили?
-Как сложился народный календарь?
Сделаем вывод. Итак, народный календарь сохранил для нас старинные трудовые обычаи и праздники, богатый опыт общения с природой. Мы должны сберечь этот опыт, приумножить его и передать дальше, нашим детям.
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике стрю 44-47, ответить на вопросы в рубрике "Проверь себя"
2. Выполнить задания 3,4 в рабочей тетради с.31