kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему "Народный календарь" УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народный календарь.

Цель: сформировать представление о народном календаре.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить народные приметы в отношении погоды с ощущениями, которые дают нам органы чувств, и с наблюдениями за живой и неживой природой, предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду, аргументировать отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, куклы мальчик и Девочка в национальных костюмах, православный календарь, шишки хвойных деревьев.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Фронтальный опрос

-Когда празнуется день народного единства?(4 ноября)

-Какие праздники посвящены защитникам отечества?

Рубрика "Вспомним" на стр.44. Учитель от имени куклы Мальчика задает вопросы. Ученики от имени куклы Девочки отвечают на них.

Самоопределение к деятельности

-Как вы узнаете о погоде на завтра? 

-А теперь представьте себе, что мы перенеслись на много лет назад- на 200 или на 300 лет. эти дети (куклы) собираются рано-рано утром пойти в лес. как онимогут узнать, какой будет погода?

-Давайте послушаем их разговор:

Девочка:- Ну, что пойдем завтра в лес как задумали?

Мальчик:- Пойдем конечно.

Девочка:- А если дождь?

Мальчик:- Так ты на солнце посмотри!

-Что за странный разговор? Разве можно по солнцу предсказывать какой будет погода?

-Как называют наблюдения за природой, по которым можно предсказывать погоду? (народные приметы)

Сегодня на уроке мы будем говорить о народных приметах и народном календаре.

Работа по теме

1.Беседа

Народные приметы. Нам сейчас так просто узнать год, месяц, число и день недели.

-Что для этого нужно сделать?(заглянуть в календарь на стене, на столе, в дневник) по радио и телевизору тоже говорят об этом, пишут в газетах)

Средства массовой информации сообщают, какая погода нас ожидает в предстоящий день. Кроме того, рассказывают о будущих праздниках. В дневнике мы записываем, что и когда именно нам надо сделать.

А теперь представьте, что мы очутились в далеком прошлом любого из многих народов мира. не было ни радио, телевиденья газет, телефонов.. Но зато люди тогда гораздо внимательнее относились к природе.

-Почему в народе вимательно наблюдали за изменениями в живой и неживой природе?

Люди наблюдали за звездами, заходящим и восходящим солнцем, луной, цветом неба, состоянием воздуха, ветром, облачностью. Умели по состоянию растений и поведению животных предсказывать погоду на следующий день и надолго вперед. Знание примет помогало предсказывать смену погоды, засуху, морозы. Народные приметы подсказывали самое хорошее время для посева, жатвы, сбора урожая. Веками копились все эти знания и передавались устно из поколения в поколение каждого народа.

-Какие народные приметы вы знаете? Откуда вы их узнали?-Послушайте народные приметы на погоду и выберите из них те, которые пригодятся нашим помощникам.

Приметы к хорошей погоде

-Перед заходом солнца в его лучах вбются мошки и комары.

-Дым от костра поднимается вертикально, а угли быстро покрываются пеплом.

-Ночной туман у реки и обильная роса на кустарниках и травах.

-Громко поют жаворонки, высоко летают ласточки, а чайки садятся на воду.

-Пчелы рано утром вылетают мз ульев

Приметы перехода к ненастью

-Кучевые облака, теряя причудливую форму, становятся слоистыми.

-Пауки ткут много паутины.

-Звезды мерцают синими оттенками.

-Вечером и ночью росы нет.

-Лес шумит без ветра.

-Певчие птицы умолкают

-Чайки вороны и галки кричат.

Приметы к грозовому дождю

-Ветер стихает становится душно.

-Ласточки носятся снизу вверх.

-Облака идут в разные стороны.

-Бабочки крапивницы прячутся под крышу.

-Какие из услышанных вами примет пригодятся нашим помощникам для похода в лес?

Работа по учебнику

с.45

-Прочитайте приметы. Найдите подходящие рисунки в учебнике.

-Какие органы чувств помогают наблюдать природные явления?

В православном календаре каждый день посвящен памяти какого-либо святого или событию Священной истории. Например, есть дни, посвященные святым Марии, Елене, Наталье. Встречаются и непривычные для нас имена, святая Фёкла, святой Луппа.

-Красным цветом в этом календаре часто выделены другие дни, не такие как в этом календаре, с которым мы работали на прошлом уроке.

В старину простые крестьяне таких календарей не имели, они ориентировались на церковные службы посвященные святым людям, и давали имена святым дням их памяти. Так складывался особый, устный календарь. Он помогал людям считать время в году, соотносить наблюдения за погодой с днями памяти определенных святых и таким образом составлять прогноз погоды, чтобы выполнять необходимые сельскохозяйственные и домашние работы в согласии с сезонными изменениями в природе.

с.46

-Рассмотрите рисунки на стоанице. О каких днях народного кадендаря хотел рассказать художник? Как вы это поняли?

-Подумайте, какую зиму обещают людям улетающие журавли?Составьте рассказ по рисункам.

Все ли народные приметы оправдываются? Давайте оставим в классе шишки и понаблюдаем станут ли они закрываться перед дождем или снегом.

Были в народном календаре и такие дни, по которым угадывали погоду на будующее. Такие дни называют погодоуказателями.

Физминутка

Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради Задание №1

-Прочитайте приметы.

-Какие органы чувств помогают наблюдать эти явления?

Задание №2

-Прочитайте и выполните задание.

Рефлексия

-Какое задание было интересным для вас?

Всегда ли в наше время бывают верны народные приметы на погоду? Почему?

Подведение итогов

-Какие народные приметы вы запомнили?

-Как сложился народный календарь?

Сделаем вывод. Итак, народный календарь сохранил для нас старинные трудовые обычаи и праздники, богатый опыт общения с природой. Мы должны сберечь этот опыт, приумножить его и передать дальше, нашим детям.

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике стрю 44-47, ответить на вопросы в рубрике "Проверь себя"

2. Выполнить задания 3,4 в рабочей тетради с.31

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Народный календарь" УМК "Перспектива" »

Народный календарь

Народный календарь

Какие народные приметы вы знаете?

Какие народные приметы вы знаете?

Приметы к хорошей погоде

Приметы к хорошей погоде

  • Перед заходом солнца в его лучах вьются мошкара и комары.
Дым от костра поднимается вертикально вверх, а угли быстро покрываются пеплом.
  • Дым от костра поднимается вертикально вверх, а угли быстро покрываются пеплом.
Ночной туман у реки и обильная роса на кустарниках и травах.
  • Ночной туман у реки и обильная роса на кустарниках и травах.
Громко поют жаворонки, высоко летают ласточки, а чайки садятся на воду.
  • Громко поют жаворонки, высоко летают ласточки, а чайки садятся на воду.
Пчёлы рано утром вылетают из ульев.
  • Пчёлы рано утром вылетают из ульев.
Кучевые облака, теряя причудливую форму, становятся слоистыми.
  • Кучевые облака, теряя причудливую форму, становятся слоистыми.

Приметы перехода к ненастью

Пауки ткут много паутины
  • Пауки ткут много паутины
Звезды мерцают синими оттенками.
  • Звезды мерцают синими оттенками.
Вечером и ночью росы нет. Лес шумит без ветра. Певчие птицы умолкают. Чайки, вороны и галки кричат.
  • Вечером и ночью росы нет.
  • Лес шумит без ветра.
  • Певчие птицы умолкают.
  • Чайки, вороны и галки кричат.
Приметы к грозовому дождю.

Приметы к грозовому дождю.

  • Ветер стихает, становится душно.
  • Ласточки носятся снизу вверх.
  • Облака идут в разные стороны.
  • Бабочки (крапивницы) прячутся под крышу.
Какие органы чувств помогают наблюдать природные явления?

Какие органы чувств помогают наблюдать природные явления?

Спасибо за урок.

Спасибо за урок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация на тему "Народный календарь" УМК "Перспектива"

Автор: Малинина Ксения Павловна

Дата: 16.10.2014

Номер свидетельства: 119586

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Урок окружающего мира (конспект + презентация) по теме "Народный календарь", 2 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_okruzhaiushchiegho_mira_konspiekt_priezientatsiia_po_tiemie_narodnyi_kalien"
    ["file_id"] => string(6) "377601"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484062433"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект по окружающему миру в 3 классе УМК Перспектива : "Птичьи секреты""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_po_okruzhaiushchiemu_miru_v_3_klassie_umk_pierspiektiva_ptich_i_siekri"
    ["file_id"] => string(6) "367463"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481217123"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства