Урок окружающего мира, 2 класс
Тема: «Народный календарь».
Цели: сформировать представление о народном календаре.
Планируемые достижения учащихся:
Предметные результаты:
знать некоторые народные приметы на погоду;
определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;
Метапредметные результаты:
соотносить народные приметы с ощущениями;
проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю;
сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.
Личностные результаты:
понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.
Формируемые УУД:
Познавательные: ориентироваться в учебном материале; извлекать информацию, представленную в разных формах;
Коммуникативные: строить правильное речевое высказывание;
Регулятивные: проявлять инициативность и самостоятельность.
Личностные : положительное отношение к учению, познавательной деятельности посредством вовлечения в творческую деятельность.
Ход урока
1. Организационный момент.
Как огромен мир вокруг –
Чудеса и там, и тут!
Не хотим ни есть, ни спать,
А про всё хотим узнать.
Про всё на свете узнать нам помогает очень интересный предмет – «Окружающий мир».
Настроились на работу? К очередному путешествию в окружающий мир готовы?
Тогда начнём!
2. Актуализация знаний.
Его называют «хранитель времени», «страж памяти», это система счета промежутков времени.
Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет.
(календарь)
О чём речь?
О календаре.
Как вы узнаёте из календаря, какой сегодня месяц, число, день?
Что ещё можно узнать из календаря?
Перед вами на выставке представлено множество календарей. Давайте ещё раз поближе их рассмотрим. Как они называются?
Настенный, перекидной, отрывной, лунный календарь., календарь знаменательных дат и событий, православный календарь и др.
Какой календарь, по-вашему, более удобный? Почему?
Как вы думаете, каким был календарь наших предков? ( Календарь наших предков был похож на современный?)
Испокон века на Руси пользовались особым календарём, народным.
Что же такое «народный календарь»? Хотите узнать?
3. Работа над темой урока.
Тема урока «Народный календарь».
Мой друг, заглянем в старь,
Откроем народный календарь!
Смотрится отменно,
А польза несомненна.
Все праздники он знает,
И нам напоминает!
На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) календарь - месяцеслов. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.
Далее обратимся к форме календаря (месяцеслова). Оказывается, она была круглой. Отсюда в русском языке выражение круглый год.
В таком календаре осень – зима сравнивались с засыпанием и заколдованным сном - смертью, а весна – лето – с возрождением и пробуждением. Это напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима – время мудрости и покоя.
Народный календарь родился много веков назад. Он существовал и развивался, в основном, в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке.
В календаре многие объекты природы наделялись свойствами живых существ, точно в сказках. Например, солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница. Также дни имели особые названия: они могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.
Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших работ. Все эти знания находили свое выражение в притчах.
На них мы с вами и остановимся. На прошлых уроках мы уже говорили о приметах. Скажите, пожалуйста, что такое «примета»?
Слово “примета” происходит от слова “примечать”, т.е. наблюдать. В результате наблюдений за тем, что происходит вокруг человека, у него накапливается жизненный опыт. Эти знания передавались из поколения в поколение, бережно хранились, и им народ доверял, как священной книге.
Множество примет дошло до нас из глубины веков. В приметах сохранилось очень много того, что было в старых народных праздниках и обычаях, они помогают предвидеть погоду, вырастить урожай...
Вокруг вас в классе размещены осенние приметы. Я прошу выбрать только те из них, которые касаются месяца октября.
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.
Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.
К октябрю берёзы оголяются.
В октябре - семь погод на дворе.
Октябрь и плачет, и смеется.
Октябрь завершает сборы к зиме.
Октябрь - месяц полных кладовых (норы, дупла, гнезда).
Плачет октябрь холодными слезами.
После октября летом не пахнет.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.
* Гром в сентябре - тёплая и долгая осень.
* Появились опята – лето отошло.
* Низко улетают перелётные птицы – короткая осень.
* Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
* Появление поздней осенью комаров – признак тёплой зимы.
Прочитайте выбранные вами приметы. Давайте попытаемся оценить, соответствует ли наш октябрь описанию предков. (обсуждение, сопоставление с погодой за окном).
Кроме погодных сюрпризов, в народном календаре расписаны все народные праздники с их традициями и обычаями. Подробнее обо всех этих днях поможет узнать православный календарь. Я же хочу показать вам только одну октябрьскую неделю.
А какое сегодня число? 18 октября.
Может быть, заглянем и узнаем, чем знаменателен сегодняшний день?
18 октября – Харитинин день.
В этот день отмечается память святой мученицы Харитины. Однажды молодую христианку оклеветали, и ей пришлось предстать перед судом. Несмотря на все пытки и унижения, Харитина держалась стойко и умерла не издав ни звука.
На Руси к этому времени полевые и огородные работы в деревнях заканчивались, и крестьяне приступали к делам домашним. На Харитину женщины садились за ткацкие станки и начинали ткать холсты.
«Харитина ткала и пряла — весь дом одевала», — говорили в этот день. Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием — пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением. Об этом занятии сложено множество загадок, например такие: «Ногой топну, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колотну и опять начну». Существовали загадки и о ткацком стане: «Пришел паук на деревянных ногах, всю избу загородил».
Что касается мужчин, то они на Харитину приступали к изготовлению валенок.
Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием — пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением.
Наши девочки хоть пока и не ткачихи, а петь горазды. И они приготовили для вас частушки.
Частушки
Обсуждение примет дня
С этим днём также связаны свои приметы. Попробуем проверить их точность?
«Отстал от ночи день — запнулся валенком за пень», — говорили наши предки, подмечая, что день становился заметно короче ночи.
Если вороны и галки вились в воздухе, а облака шли против ветра, это предвещало снег, а безветренная погода сулила похолодание.
А ещё народный календарь интересен тем, что в нём мы можем узнать о своих именинах или Дне ангела.
Перед вами листочки с небольшой информацией об этих словах. Прочитайте её, пожалуйста, а потом мы побеседуем.
День Ангела, или именины — это день, посвященный какому-либо святому, и праздновать его обязан человек, названный именем этого святого при крещении. Именины у христиан считаются гораздо более значимым праздником, чем день рождения человека. Человек, тем самым, приобретает Ангела-хранителя в лице святого, чьё имя он носит. А значит, обязан один раз в году чтить его и праздновать именины.
Беседа по вопросам:
Что такое именины?
Кто обязан праздновать именины?
Что считалось важнее: день рождения или именины?
Что приобретает человек после крещения?
На Руси принято было именины отмечать особо — эта традиция известна еще с XVII века. В семье выпекали по специальному рецепту именинные пироги, караваи и калачи. Праздничная выпечка раздавались в качестве угощения родственникам, друзьям и близким. В этом был особый смысл! Даже начинка пирогов подбиралась не случайная, а обозначающая черты характера самого именинника и его родственников.
А самым традиционным угощением на именины всегда был каравай. Знакомо вам это слово? Давайте обратимся к «Большому иллюстрированному словарю русского языка» В.И. Даля, чтобы узнать значение слова «каравай». Кстати, Владимир Иванович известен не только как автор этого шедевра, но и…, вспомните: сбору русских народных сказок.
Каравай именинник должен был испечь сам. Каравай должен быть большим. Тесто для него замешивают сдобное пресное. Начинкой для именинного каравая могут стать мясо, ягоды, грибы, а лучше всего - рыба.
А ведь я не зря завела разговор об именинах! Наверное, вам не терпится узнать, кто же именинники сегодняшнего дня?
Именины в этот день отмечают Алексей, Гавриил, Григорий, Денис, Евдоким, Кузьма, Пётр, Матвей.
Очень хочется поздравить сегодня с именинами нашего Матвея.
Иди, Матвей, к нам, а мы тем временем посмотрим, что же народный календарь говорит о тебе.
Вручение подарка Матвею.
Кстати, каравай в старину было принято не резать, а ломать над головой именинника. Считалось, что чем больше крошек и начинки упадет ему на голову – тем удачнее будет следующий год. Сейчас проверим, каким удачным будет год для нашего Матвея.
И, конечно, водили именинный хоровод.
А теперь мы с Матвеем приглашаем вас в хоровод, спеть «Каравай».
Вот так необычно, весело и самобытно жили в старину на Руси наши предки. Вам понравилось?
Мне бы очень хотелось выслушать каждого из вас, но это сегодня не получится. Но я всё же предлагаю вам выразить свои ощущения и впечатления.
Перед вами в нижней части экрана размещены знакомые вам значки: дождик, пасмурно и солнечно.
Если на уроке вам было интересно, комфортно, вы узнали новое и полезное для себя, прикрепите на осеннюю картину (прямо на экране) солнышко.
Если на уроке было интересно, весело, но ничего нового вы не узнали, прикрепите солнышко с тучкой.
Если урок был для вас скучен, не интересен и бесполезен, пусть на картину прольётся дождик.
Спасибо за работу.
А сюрпризы ещё не кончились! Мы с Матвеем приготовили для вас угощение пирог. И сейчас наш именинник угостит им каждого из вас.