Мастер-класс для руководителей школьных пресс-центров
Цель:
-улучшение качества школьных печатных изданий
Задачи:
- ознакомить с существующими жанрами фотографии;
- показать образцы фотографий разных жанров;
- показать способы применения фотографии как элемента дизайна газеты.
Оборудование:
Компьютер, папка с образцами фотографий, рабочая тетрадь, газетные тексты
План
Вступительное слово. Фотография как важнейший элемент дизайна газеты.
Презентация «Жанры фотографии».
Практическая работа в группах.
Обсуждение итогов практической работы.
Заключительное слово.
Ход работы
Вступительное слово. Фотография как важнейший элемент дизайна газеты
Объяснять важность присутствия в газете качественных фотографий, думаю, не нужно. Использование фотографий может улучшить или ухудшить оформление газеты. То, как газета помещает фотографии, особенно на первой полосе, является самым отчетливым показателем понимания принципов дизайна газеты.
Когда фотограф только начинает увлекаться фотографией, круг его тем представляет обычно узколичный интерес: пейзажи и виды городов, в которых ему доводилось бывать, фотографии друзей и членов семьи. Но по мере овладения искусством работы со светом, резкостью, композицией начинающий фотограф вырывается из этого круга домашних тем и сюжетов. Пейзажи становятся картинами природы, портрет фиксирует уже не только внешние черты человека, появляются жанровые снимки и репортаж о событиях. Это значит, что съемки для фотографа перестали быть просто развлечением.
В этот момент для фотографа особое значение приобретает жанр фотографии. Для каждого газетного жанра, будь то информация, репортаж или корреспонденция, необходимо продумывать, какая фотография окажется наиболее уместной. Поэтому журналисту-газетчику могут помочь знания о жанрах фотографии.
Обратимся к презентации, рассмотрим жанры. Что-то, наверное, вы уже знаете, но что-то станет для вас новым.
Фотография – это иллюстрация газетного текста, она не дублирует текст, а дополняет. Сейчас предлагаю вам поработать с текстами и фотографиями к ним. В рабочих тетрадях подобраны 4 текста, ваша задача – прочитать их, подумать, фотография в каком жанре может стать иллюстрацией к ним, подобрать подходящую из подборки и наклеить в тетрадь.
1) Кому нужно такое оздоравливание?
2) Без этих уроков – никуда
3) ЕГЭ по Брайлю
4) Новое «компьютерное» поколение будет умнее нас?
(Слушатели читают тексты, определяются с жанром, подбирают фото, наклеивают, подписывают)
4.Обсуждение итогов практической работы.
Обсудим, у кого какие решения, обоснуйте свой выбор. Посмотрим, как в авторском варианте.
1 текст. Кому нужно такое оздоравливание? В архангельских школах теперь программа вверх ногами. Жанр - репортаж. Фото с сайта www.cupertino.org
2 текст. Без этих уроков – никуда. Школа №31. Макет северной деревни, сделанный руками учащихся. Пейзаж. Натюрморт. Фото П.Кононова.
3 текст. ЕГЭ по Брайлю. В свободное время Илья учит сокурсниц играть в шашки и не жульничать. Групповой портрет постановочного характера. Фото С.Юрьева.
4 текст. Новое «компьютерное» поколение будет умнее нас? Фото с сайта mamochka.virtb
ox.ru. Жанровое фото.
5.Заключительное слово.
Без иллюстрации страница газеты слепая, так называют не оформленную фотографией полосу. В наших силах исправить ошибку, подобрав фото, причём, не первое попавшееся, а продуманное именно в жанровом отношении. Многое в этом вопросе зависит от редактора, от того задания, которое он даёт фоторепортёру, нацеливая на творческое и точное его выполнение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Жанры фотографии" »
МБОУ ДОД «Районный центр дополнительного образования»
Мастер-класс
«Жанры фотографии»
Педагог дополнительного образования Потехина Светлана Михайловна
Плесецк 2010
Цель:
-улучшение качества школьных печатных изданий
Задачи:
- ознакомить с существующими жанрами фотографии;
- показать образцы фотографий разных жанров;
- показать способы применения фотографии как элемента дизайна газеты.
Оборудование:
Компьютер, папка с образцами фотографий, рабочая тетрадь, газетные тексты
План
Вступительное слово. Фотография как важнейший элемент дизайна газеты.
Презентация «Жанры фотографии».
Практическая работа в группах.
Обсуждение итогов практической работы.
Заключительное слово.
Ход работы
Вступительное слово. Фотография как важнейший элемент дизайна газеты
Объяснять важность присутствия в газете качественных фотографий, думаю, не нужно. Использование фотографий может улучшить или ухудшить оформление газеты. То, как газета помещает фотографии, особенно на первой полосе, является самым отчетливым показателем понимания принципов дизайна газеты.
Когда фотограф только начинает увлекаться фотографией, круг его тем представляет обычно узколичный интерес: пейзажи и виды городов, в которых ему доводилось бывать, фотографии друзей и членов семьи. Но по мере овладения искусством работы со светом, резкостью, композицией начинающий фотограф вырывается из этого круга домашних тем и сюжетов. Пейзажи становятся картинами природы, портрет фиксирует уже не только внешние черты человека, появляются жанровые снимки и репортаж о событиях. Это значит, что съемки для фотографа перестали быть просто развлечением.
В этот момент для фотографа особое значение приобретает жанр фотографии. Для каждого газетного жанра, будь то информация, репортаж или корреспонденция, необходимо продумывать, какая фотография окажется наиболее уместной. Поэтому журналисту-газетчику могут помочь знания о жанрах фотографии.
Обратимся к презентации, рассмотрим жанры. Что-то, наверное, вы уже знаете, но что-то станет для вас новым.
Фотография – это иллюстрация газетного текста, она не дублирует текст, а дополняет. Сейчас предлагаю вам поработать с текстами и фотографиями к ним. В рабочих тетрадях подобраны 4 текста, ваша задача – прочитать их, подумать, фотография в каком жанре может стать иллюстрацией к ним, подобрать подходящую из подборки и наклеить в тетрадь.
1) Кому нужно такое оздоравливание?
2) Без этих уроков – никуда 3) ЕГЭ по Брайлю 4) Новое «компьютерное» поколение будет умнее нас?
(Слушатели читают тексты, определяются с жанром, подбирают фото, наклеивают, подписывают)
4.Обсуждение итогов практической работы.
Обсудим, у кого какие решения, обоснуйте свой выбор. Посмотрим, как в авторском варианте.
1 текст. Кому нужно такое оздоравливание? В архангельских школах теперь программа вверх ногами. Жанр - репортаж. Фото с сайта www.cupertino.org
2 текст. Без этих уроков – никуда. Школа №31. Макет северной деревни, сделанный руками учащихся. Пейзаж. Натюрморт. Фото П.Кононова.
3 текст. ЕГЭ по Брайлю. В свободное время Илья учит сокурсниц играть в шашки и не жульничать. Групповой портрет постановочного характера. Фото С.Юрьева.
4 текст. Новое «компьютерное» поколение будет умнее нас? Фото с сайта mamochka.virtb
ox.ru. Жанровое фото.
5.Заключительное слово.
Без иллюстрации страница газеты слепая, так называют не оформленную фотографией полосу. В наших силах исправить ошибку, подобрав фото, причём, не первое попавшееся, а продуманное именно в жанровом отношении. Многое в этом вопросе зависит от редактора, от того задания, которое он даёт фоторепортёру, нацеливая на творческое и точное его выполнение.
Приложения
Жанры фото. Слайды.
Пейзаж
(фр. Paysage, от pays — страна, местность) — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность: лес, поле, горы, роща, города и др. В пейзажных фото перед зрителем предстают леса и поля, луга и горы, то есть природа естественная.
В зависимости от характера, пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный - ведута), индустриальный пейзаж, марину (от итал. таппа - морской). Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. На фотографиях воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, красоты полей, лугов, умиротворенности, радости и др. Нередко, перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из последних мест. Ему придают порой второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Но сегодня такая точка зрения, соответствующая старинным представлениям, кажется по меньшей мере наивной. В наше время неспокойных раздумий о кризисе во взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды пейзажное искусство предстает зачастую мудрым учителем. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах современности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение.
В пейзаж входят некоторые основные элементы:
* Земная поверхность
* Растительность
* Человеческие постройки
* Перспектива вида
Картина также может включать:
* водоёмы (озера, моря, реки)
* фауну
* людей
* свет
* метеорологические образования (облака, дождь)
2) Натюрморт
Натюрморт (фр. nature morte — букв. мертвая природа) — в изобразительном искусстве — изображение неодушевлённых предметов, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Натюрморт стал самостоятельным жанром живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти («Vanitas»), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.
Портрет
Портрет (фр. portrait, от устаревшего portraire — «изображать») — изображение того или другого человека, произведенное средствами живописи, гравирования или скульптуры, также фотографическое изображение или словесное описание (в частности, в литературе).
Портрет может считаться вполне удовлетворительным, когда воспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Удовлетворение этого требования входит в круг задач искусства и может приводить к высокохудожественным результатам, если исполняется даровитыми мастерами, влагающими в воспроизведение действительности свой личный вкус и чувство природы.
В зависимости от размера изображения в живописных портретах различают головные (когда изображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколенные и во весь рост.
В отношении позы представленной фигуры различают профильные, «с лица» (en face), в три четверти поворота направо или налево (en trois quarts) и так называемые en profil perdu, то есть изображающие лицо с затылка, так что видна только часть профиля.
По числу персонажей — индивидуальные, парные (двойные) и групповые, а также портрет заказчика и "профессиональный" портрет. Специфический тип портрета — автопортрет.
Уличная фотография
Уличная фотография (англ. Street photography) — вид документальной фотографии без явной социальной направленности, обычно изображающая людей в обычных ситуациях в общественных местах: на улицах, в парках, на пляжах и т. п.Уличная фотография использует технику Честной фотографии англ. Straight photography, посредством которой она отображает нечто как есть, без искажений. Этот жанр фотографии существует в настоящее время, в нем обычно используется черно-белая фотография. Уличная фотография тяготеет к иронии и старается дистанцироваться от сущности предмета съемки и часто концентрируется на единственной человеческой эмоции, пойманной в решающий, живой момент. Например, поцелуй украдкой на углу улицы, человек, перепрыгивающий лужу, женщина, задумавшаяся за ужином или тележка из супермаркета, блестящая в последних лучах заходящего солнца.
Репортаж
Специфика фоторепортажа заключается в том, чтобы вовремя запечатлеть интересные моменты и в умении выбрать наиболее удачный ракурс для съемки. В репортаже, как правило, исключается режиссура кадра и вмешательство в естественный ход событий. Сам термин «фоторепортаж» происходит от французского «информировать», «извещать». Главная особенность репортажного снимка — его документальность. Иначе говоря, уместна лишь фиксация события через призму восприятия автора.
Условно фоторепортаж можно разделить на два вида. Первый — это событийный, к нему относятся съемка значимых событий, таких как международные форумы, театральные премьеры, спортивные соревнования международного уровня и т. д. Второй вид — повседневный фоторепортаж, отражающий жизнь в ее ежедневных бытовых проявлениях.
Репортаж может раскрывать тему одним кадром, когда задуманный сюжет удается вместить в единственный снимок, или при помощи фотоочерка, то есть серии кадров. При этом события могут быть последовательными или, наоборот, хаотичными, но объединенными одной темой и идеей. Фотоочерк позволяет создать из снимков целостное и связанное повествование. Именно поэтому материал должен сниматься по схеме: начало событий, их развитие, некая кульминация и финал. Очень похоже на сценарий небольшого фильма.
Документальная фотография
Документальная фотография обычно считается разновидностью профессиональной фотожурналистики, но ей также занимаются любители. Фотограф старается сделать объективную и беспристрастную фотографию, передающую истинный вид того, что снималось, чаще всего людей.
Обычно такие фотографии предназначаются для публикаций. Иногда какая-либо организация или компания заказывает документальную съемку своей деятельности, но эти фотографии обычно идут только в архивы этой компании для внутреннего использования.
Фотографы общенациональных средств массовой информации стараются обычно снимать документальные кадры, а не постановочные фотографии, потому что они дают ощущение правдивости и неподдельности, необходимое для настоящих новостей. Сделать снимок тонкого момента или сцены, не внося своего присутствия — это сложная задачи для фотографа. Исключением являются фотографы местных средств массовой информации, нередко снимающие постановочные портреты. Но не только.
Жанровая фотография
Жанровая фотография - вид фотографии, где отражён определённый сюжет, история, действие.
Рекламная фотография
Рекламная фотография с присутствием людей бывает разного типа: это может быть реклама продукта или услуги, предвыборный плакат, афиша концерта, спектакля или кинофильма. То есть человек может представлять собой как пользователя, так и непосредственно сам объект привлечения внимания.Интересен тот факт, что до 1970-х годов в рекламе редко использовались фотографии людей. Конечно, счастливые обладатели пылесосов, сигарет и радиоприемников на постерах присутствовали, но были они нарисованными в духе гиперреализма. Зачастую это происходило не без помощи фотографии: рекламные портреты, как и афиши фильмов, обводились с помощью проекторов со слайдов.Человек на рекламном плакате должен быть счастливым и идеальным, всегда с лучезарной улыбкой, поэтому необходимо ретушировать все недостатки, особенно сильно проявляющиеся на крупном плане и большом масштабе изображения.
Репродукция
Репродукция - вид фотографии, где необходимо перевести определённый материальный или духовных объект (в материальном виде) в фотографическое изображение. Самая главная цель сохранить подлинности объекта, максимально точно передать информацию о нём и его внешний вид.
К примеру при репродукциях картин необходимо использовать определённую технику освещения, чтобы картина была освещена равномерно, все цвета и оттенки были переданы максимально точно. К тому же надо стремиться к такому освещению, при каком создавалось произведение искусства. Например, освещение из окна или при свечах. Необходимо разбираться в физике, светотехнике и экспонометрии.
Фотоохота
Фотоохота (англ. Wildlife Photography) — жанр фотографии, объектом съёмки в котором являются дикие птицы и животные.Все животные должны быть обязательно дикие, настоящие фотоохотники не приемлют съёмки в неестественной среде обитания.
Макрофотография
Макросъёмка — вид фото-, кино- или видеосъёмки, особенностью которого является получение изображений объекта в масштабе 1:5—20:1 (то есть 1 см изображения на светочувствительном элементе фотоаппарата соответствует 5-0,05 см объекта), однако чётких границ нет.
В доцифровой фотографии макросъёмкой считалось получение увеличенного изображения на негативе. В цифровой фотографии этот критерий малоприменим, поскольку светочувствительная матрица не является носителем информации, в результате практически макросъёмкой считается получение увеличенного изображения приемлемого качества на экране монитора или на отпечатке.
Иногда под макросъёмкой понимают возможность фотографировать с близкого расстояния (несколько сантиметров). Такая съёмка не является технически правильной макросъёмкой — из-за большой разницы в расстояниях от разных частей объекта до объектива возникают искажения (дисторсия, кривизна поля изображения). Предельным случаем такой «макросъёмки» является применение объективов типа «рыбий глаз».
Панорамная фотография
Панорамная фотография — фотография, имеющая большой угол обзора. Панорама может быть планарной, цилиндрической, кубической или сферической.
* Планарная панорама — проецируется на плоскость и может быть воспроизведена на бумаге или мониторе. Такую панораму обычно получают посредством панорамных фотоаппаратов, имеющих угол обзора более 120°, что позволяет получать вытянутые кадры с широким углом охвата. Достигается столь широкий угол за счёт подвижного объектива, который вращается вокруг своей нодальной точки, направляя световой поток вслед за щелевым затвором. Панорамные фотоаппараты могут использовать узкую (тип 135), широкую (тип 120) фотоплёнку или иметь цифровую матрицу. Так же получить планарную панораму можно и посредством «сшивки» кадров с обычного фотоаппарата, правда в этом случае желательно использовать специальную панорамную штативную головку и соответствующее программное обеспечение.
13) Ломография
Ломография — вид фотографии, при котором художественную ценность имеет не каждый отдельный кадр, а их общее количество, на которых может быть изображено всё, что угодно. Это также — съёмка «от бедра», не целясь через видоискатель, преимущественно — простым автоматическим плёночным фотоаппаратом. Название произошло от производителя фотоаппаратов — «Ломо», Ленинградское оптико-механическое объединение.
10 правил ломографии:
1. Носи свой фотоаппарат повсюду.
2. Используй его в любое время - днем и ночью.
3. Ломография - это не вмешательство в твою жизнь, это часть ее.
4. Приближайся к объектам твоего ломографического желания так близко, как только возможно.
5. Не думай.
6. Действуй быстро.
7. Тебе не нужно знать заранее, что снято у тебя на пленке.
8. Тебе не нужно знать это и потом.
9. Снимай «от бедра».
10. Забудь о правилах.
14) Ночная фотография
Под ночной фотографией понимается фотография, сделанная в ночное время, а также процесс её получения.
В XXI веке ночная фотография продолжила активно развиваться благодаря росту популярности цифровой фотографии.
Часто объектами ночной фотографии становятся:
* ночное небо, небесные тела (см. астрофотосъёмка)
* пейзажы, сооружения при естественном лунном освещении
* городские пейзажи (с использованием городского освещения)
* салюты, фейерверки
* ночные портреты
* и др.
2. Подборка текстов для практической работы. (В рабочих тетрадях).
1) Кому нужно такое оздоравливание?
Третий урок физкультуры - это благо или вред?
В архангельских школах ввели третий урок физкультуры, как и сказал Президент Медведев. Только школы оказались к этому не готовы.
Панику как родителей, так и педагогов вызывают три момента: почему третий урок физкультуры ввели взамен урока русского языка, кто будет вести дополнительные уроки и, главное, где, ведь одного школьного спортивного спортзала на всех не хватит?
Пенсионеры вернулись в строй
Тема третьего урока физкультуры всплыла в самом начале октября, когда встревоженные родители начали делиться друг с другом впечатлениями от введения дополнительного урока физкультуры и описывать ситуацию на форумах во Всемирной паутине.
Вот что пишут в Интернете архангелогородцы.
«Если повезёт, то дети будут ходить в бассейн (но это только с нового года, ибо сейчас абонементы на квартал уже раскуплены)».
«У нас были варианты игры в футбол в школьном дворе, экскурсии по спортивным сооружениям города (а много ли их у нас?)».
«Парадокс в том, что приказ на исполнение – с 1 сентября, так что теперь месячный план первого осеннего месяца нужно выполнить в октябре. Так что в октябре будет не ТРИ, а ЧЕТЫРЕ часа физ-ры в неделю. Я в шоке».
Как нам рассказала директор одной из архангельских школ, приказ о введении третьего урока физкультуры действительно пришёл из мэрии в конце сентября. Директору пришлось в срочном порядке вызывать на работу учителя физкультуры, который находился на пенсии, так как некому было вести уроки. «Третья физкультура – это большой напряг для всех: для учителей, для родителей, для детей»,- говорят архангельские педагоги.
На уроке рисуют зайчиков
«Если меня спросят, я в лицо скажу – это непросчитанная акция, - горячится декан факультета физкультуры и спорта ПГУ имени М.В.Ломоносова Ольга Румянцева.- Ко мне сейчас обращаются директора школ с просьбой отправить на практику или работу студентов нашего факультета. Приказ о третьем уроке физкультуры вышел 23 сентября, когда в мэрии поставили перед фактом. А на практику студенты по учебному плану ушли с 4 сентября. Некоторым школам повезло, например, в школах № 10, 45, 17 работают по нескольку наших студентов. Если б я знала об этом заранее, я могла бы отправить студентов в каждую школу и мы могли бы временно спасти положение. Учителей физкультуры не хватает. В прошлом году я предлагала сделать переподготовку. Обучать людей нужно 500 часов. Стоимость – 30 тысяч рублей, но многие преподаватели, учителя, тренеры не могут это оплатить.
Ещё два года назад мы изучали вопрос нехватки спортзалов, мы проводили анкетирование в школах: у нас нет НИ ОДНОЙ ШКОЛЫ, которая может выдавать по три урока. Это нереально! Мне рассказывали, что на уроке физкультуры в классе рисуют зайчиков, потому что есть приказ и учителя его выполняют. Как дети будут любить физкультуру, если в спортзал заводят сразу два класса? Это маразм! Это – антипропаганда физической культуры.
Президент бы похвалил
Что самое интересное, третий урок физкультуры не обязательно было вводить с 1 сентября. Но в мэрии Архангельска решили исполнить наказ Президента, что называется, с места в карьер. Сегодня от перегибов городских чиновников страдают в первую очередь дети. В тех школах, где ведётся по 4 урока физкультуры (нагоняют почасово план), нарушается недельная нагрузка на учащихся, уж не говоря о «зайчиках» и прогулках вокруг школы. Кому нужно такое оздоравливание?
Наталья Попова АиФ. Архангельск, 20.10.10.
Без этих уроков – никуда
Посвятить себя работе с детьми – ответственный шаг. Станислав Евгеньевич Малков, директор специальной коррекционной школы №31, решился на него уже очень давно. Свой пост он занимает почти двадцать пять лет. В эти дни Станислав Евгеньевич празднует 55-летний юбилей, а школа гордится тем, какой у неё директор. Учителя в один голос говорят о том, что даже в самые тяжёлые годы, когда задерживались зарплаты и детей нечем было кормить, ему удавалось решать самые сложные проблемы. Зато теперь 31-я такая, какая она есть.
Заведующая библиотекой Галина Клим зовёт нас смотреть школу.
-Она у нас одна из самых современных в городе, - говорит Галина Александровна.
Действительно, в ней есть прекрасно оборудованные швейная и столярная мастерские, компьютерный класс с самыми новыми машинами.
Долгие годы, по словам Галины Александровны Клим, школа боролась за то, чтобы в ней появились хороший зал, медицинский кабинет, ведь её учащимся в любой момент может понадобиться помощь. В 31-й школе учатся дети с различными заболеваниями.
После реконструкции старого корпуса и пристройки нового школа сильно преобразилась. Нас проводят по светлым просторным коридорам, показывают отремонтированные кабинеты, но самое большое впечатление вызывает класс для занятий по социально-бытовому ориенированию. В коррекционной школе без таких уроков никуда. На них учат основным навыкам повседневной жизни: как заправить постель, как приготовить поесть… Да и сам кабинет больше похож на настоящую современную квартиру, со всеми необходимыми предметами быта, начиная от телевизора в гостиной и заканчивая вытяжкой в кухне.
Ученики 31-й школы – постоянные участники и призёры специальной Олимпиады России, играют в волейбол, баскетбол, мини-футбол, шахматы и даже бочче – набирающие популярность соревнования с мячом. В отремонтированном здании школы есть и пандусы, и лифты для колясок, и новейшая техника для обучения, но всё же самое главное, чем может гордиться 31-я. – это почти родительское отношение учителей к своим ученикам.
Арина Едемская, Северный комсомолец, 22.10.10.
3 ) ЕГЭ по Брайлю Слепой школьник поступил в вуз, но не узнал об этом
Когда Илье Маврину из села Иоково, что в Татарстане, исполнился год, врачи поставили ему беспощадный диагноз – ретинопластинома, злокачественная опухоль глаз. Современная медицина знает единственный метод борьбы – удаление глазного яблока. Сейчас 19-летний Илья говорит, что не помнит ничего из своей зрячей жизни.
Свет ученья
В его семье не было особого достатка, зато было нечто другое, куда более важное, - любовь и понимание. Это и позволило Илюше закончить шесть классов школы наравне со своими зрячими товарищами. «Я учился на слух,- говорит он, - единственной «привилегией» было освобождение от диктантов и контрольных». Но продолжать обучение можно было только с использованием специальных методик, которых в селн не было. Родители приняли трудное для себя. Но, пожалуй, единственно верное решение – отправить ребёнка в специализированную школу-интернат для слепых и слабовидящих детей. Правда, ближайшее подобное учебное заведение располагалось за сотни километров. На другом берегу Волги – в райцентре Лаишево. Здесь Илья удивил педагогов тем, что буквально за несколько месяцев научился писать на «языке слепых», по системе Брайля, и вскоре делал это лучше, чем многие его одноклассники. Когда пришло время выпускных экзаменов, он был единственным, кто решил сдавать ЕГЭ. Пакет заданий специально для него прислали из Москвы, а ответы с «языка слепых» на русский письменный переводил приглашённый специалист. В итоге небольшой недобор баллов по русскому языку удалось с лихвой возместить отличными результатами тестирования по истории и обществознанию.
Опоздал…
Окрылённый Илья отправил заявки на поступление в Казанский университет на исторический факультет и на всякий случай в Ульяновский фармацевтический колледж. Правда, сначала он задумывался о юридическом образовании, но потом решил: может быть, юрист и более практичная профессия, но история даёт большую широту знаний. Оставалось дождаться списков поступивших. Роковую роль сыграло то, что в российских вузах не принято обзванивать тех, кто набрал необходимые для поступления баллы, - считается, что они сами могут найти нужную информацию на сайте учебного заведения. Когда Илья с трудом дозвонился в приёмную комиссию, ему сообщили: да, в списках его фамилия значится, но до окончания срока подачи документов остаётся…полчаса. «Мы и не догадывались, что он не знает о поступлении, думали, ушёл в другой вуз или передумал, - говорит Сергей Ионенко, ответственный секретарь приёмной комиссии Казанского федерального университета. – Если Илья хочет у нас учиться, ему нужно связаться с нами в марте будущего года, мы поможем ему подготовить документы».
А пока повезло фармколледжу. Такого целеустремлённого студента у них ещё не было.
Сергей Юрьев, АиФ, 20.10.10.
4) Новое «компьютерное» поколение будет умнее нас?
Прихожу на днях в гости к приятельнице. Её полуторагодовалая дочь сидит за компьютером. Уж что она там понимает – одному Богу известно, но сидит уже, по словам приятельницы, второй час. Начинаешь оттаскивать – кричит так, что проще посадить обратно.
- Я уж и не пытаюсь, - улыбается мама Настя.
Оказывается, что дочь приучил к компьютеру папа. Он сам как приходит с работы – сразу к нему. Игры там у него всякие, и так пока глаза не слипнуться. Ни жене по дому помочь, ни собаку вывести, ещё и дочь рядом с собой усадил. С одной стороны – вроде хорошо: хоть как-то с ребёнком занимается.
- Но ведь глаз детских жалко! – жалуется Настя.
Сама я практически ослепла после двух лет постоянной работы за компьютером. От той «единицы», что была в школе, не осталось и следа. Телевизор смотрю – щурюсь. Мама пугает, что морщины будут.
Смотрю на Настину дочку и думаю: что же с её глазками будет к школе, если она уже сейчас за компьютером сидит? Или дружно всей семьёй пойдут покупать дочери очки?
«Учителей посадили за ноутбуки, детей – за нетбуки»,- читаю в вашей газете. И вроде хорошая новость – компьютеризируют всё везде, а нерадостно. Ведь выучились мы как-то на учебниках и тетрадках – или новое «компьютерное» поколение будет умнее нас во сто крат? Хотелось бы надеяться. Хоть какая-то будет компенсация их испорченному зрению…