Тема: Звук и буквы Шш, Шш
Цели урока: 1) обогащение словарного запаса по теме «Что есть в лесу на букву Ш»;
2) установить связь звука с буквой Ш, различать печатные и письменные, строчные и заглавные буквы Шш; 3) читать и писать с ними слоги, односложные и трехсложные слова с открытыми слогами; списывать с печатного текста и под диктовку отдельные слова; 4) составлять рассказ по картинке.
Наглядные пособия: картинки с изображением предметов для звукобуквенного анализа (шар - шары, шишка — шишки), разрезная азбука, слоговая таблица.
Ход урока
1. Орг. Момент
2. Проверка дом. задания
1) чтение слоговой таблицы:
РА РАР РАМ РАС РАТ РАЛ РАН
РО РОР РОМ РОС РАТ РОЛ РОН
РУ РУР РУМ РУС РУТ РУЛ РУН
РЫ РЫР РЫМ РЫС РЫТ РЫЛ РЫН
РИ РИР РИМ РИС РИТ РИЛ РИН
2) чтение слов, постановка ударения:
Ирис - ирисы, астра - астры, осина- осины, сосна- сосны.
3) составление предложений
У окна растут астры и ирисы.
У окна растут ______________ .
Тут сосны и осины.
У сосны лиса. Она рыла нору.
1. Развитие речи.
1) Подбор группы слов по теме «Что есть в лесу на букву Ш»?
Учитель читает стихотворения, учащиеся выбирают слова со звуком [ш], объясняют их значение:
Что в лесу на букву Ш?
Что у нас на букву Ш?
Шишка шлепнулась, шурша.
Шмель и шершень шарят в кашке,
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что еще в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле шалаша.
(М. Ясное)
2. Звукобуквенный анализ.
1) Звуковой и буквенный анализ слов шар, шишка. Составление звуковой схемы.
2) Знакомство с печатными буквами Шш; вписывание буквы в звуковую схему слов шар, шары. Обратить внимание, что звук [ш] всегда твердый, независимо от гласной слога: после звука [ш] слышим Ы, а пишем букву И. Звук [ш] всегда твердый, буква написана на синем
квадратике.
«Я - твердый, только твердый звук!» - гордо заявила однажды буква Ш. Не поверила ей гласная И: «Сейчас я встану рядом с тобой - и ты сразу помягчаешь!» - уверенно сказала она. И встала: ШИ! ШИ! ШИ! Как не старалась гласная И, а согласная буква Ш произносилась твердо! Так и осталась она навсегда стоять рядом с Ш, несмотря на твердое ее произношение, полюбила за твердость характера!
3) «На что похожа буква». Запоминание графического облика буквы: рассматривание букв, нахождение предметов, которые напоминают данную букву:
Буква Ш, наверняка, Вилка, но без черенка.
Посмотри на букву Ш -
Буква очень хороша, потому что
Из нее можно сделать Е и Ё.
(А. Шибаев)
- Рассматривание картинок и нахождение предметов, в названии которых есть звук и буква Ш: шмель, шиповник. Составление предложений с данными словами.
3. Чтение.
- Чтение слогов: рассмотрите картинку в «Букваре». Прочитайте, какие слоги на шариках у мальчика? у девочки?
2)Чтение слов. При переходе на чтение трехсложных слов машина, малыши целесообразно использовать прием наращения слога: шина - машина, малы - малыши.
При затруднении чтения трехсложных слов предложить работу по разрезной азбуке.
4. Письмо.
- Сравнение письменной и печатной, строчной и заглавной букв Ш. Раскрашивание звуковой схемы. Печатание буквы Ш в звукобуквенной схеме слов ШАР, ШИШКА.
- Письмо строчной и заглавной букв.
5) Выполнение упражнений в прописи (по выбору учителя).
5. Чтение текста.
1) Чтение текста «У Маши шары».
6. Развитие связной речи. 1) Разучивание рифмовки:
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубы сразу же сломали.
Составление связного рассказа по содержанию данной рифмовки: Что случилось однажды? Что сделала мышка? Зачем? Как вели себя гости? Что же случилось с гостями?
Почему?
7. Подведение итогов урока. С какой новой буквой вы познакомились? Какой звук она обозначает? Различаем печатную и прописную, заглавную и строчную буквы Шш. Умеем их читать в звукобуквенной схеме. Умеем писать буквы Шш, слоги, слова, предложения, соблюдая рабочую строку. Умеем пересказать услышанные сказки, рассказы, найти в них слова с твердым звуком [ш].