Просмотр содержимого документа
«Преемственность дошкольного и начального общего образования как условие успешной адаптации первоклассника к обучению в школе»
МБОУ «СОШ № 1 ГОРОДА АНАДЫРЯ»ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Заместитель директора,
руководитель творческой группы
учителей начальных классов
по преемственности
Колебер Галина Федоровна
АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ
Актуальность рассмотрения её связана с нарушением:
преемственных связей в целях, задачах,
содержании и методах, форм организации обучения и воспитания,
а также новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в федеральных образовательных стандартах нового поколения.
Цели
Технологии
ОТСУТСТВИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Учитель начальной школы
Воспитатель ДОУ
Содержание
Мы вам подготовили таких замечательных детей, а вы…
Да ваши дети ничего не знают и не умеют!!!
ПОНЯТИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Проблема преемственности всегда была в центре внимания отечественной психолого-педагогической науки: Б.Г. Ананьев[1], Ш.И. Ганелин [2], В.В. Давыдов [3], Е.М. Бохорский, Д.Б. Эльконин[4].
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. - Т.1. 230 с.
2. Ганелин Ш.И. А.К. Бушля.: Преемственность учебно-воспитательной работы. - М.: Педагогика, 1955. - 215 с.
3. Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопр. психол. 1997. № 1. С. 3 — 18.
4. Бохорский Е.М. Эльконин Д.Б. Проблема готовности к школьному обучению. - М.: Просвещение, 1993. – 173 c.
"Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»” (В.А.Сухомлинский).
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ –
понимается как согласованность и сохранение
целей,
задач,
методов,
средств и
форм обучения и воспитания.
ПРОЦЕСС ПРЕЕМСТВЕННОСТИ РАССМАТРИВАЕТСЯ С ДВУХ СТОРОН
Школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал
На дошкольной ступени формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ:
создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные организации.
Приказ УСП от 13.01.2015 № 01-о/д
«О преемственности дошкольного и начального общего образования в современных условиях»
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ:
установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
•выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
•создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей.
ОПИСАНИЕ СРЕДСТВ, СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ
1. Заключить договор о совместной работе;
2. Выработать план взаимодействия;
3. Разработать план по преемственности между школой и детскими садами округа.
СОДЕРЖАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
Методическая работа с кадрами
План совместных меро-приятий ДОУ и ОУ
Работа с детьми
Взаимодействие с семьей
Сотрудничество с социумом
- Закон РФ «Об образовании» ст. 12;
- методическое письмо Министерства образования РФ от 25.03.1994 № 35 М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального школьного образования»;
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 года.
Приказ УСП от 13.01.2015 № 01-о/д «О преемственности дошкольного и начального общего образования в современных условиях»
Приказ МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря» от 24.01.2015 № 21 - о «Об утверждении плана работы по преемственности дошкольного и начального общего образования на 2014-2015 учебный год».
Приказ МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря» от 01.09.2015 № 194 - о «Об утверждении плана работы по преемственности дошкольного и начального общего образования на 2015-2016 учебный год».
Приказ УСП от 29.08.2016 № 308 -о/д «Об утверждении Проектно – целевого решения «Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей преемственность дошкольного и начального общего образования» на 2016 – 2017 учебный год»
Приказ МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря» от 01.09.2016 № 289 - о «Об утверждении плана работы по преемственности дошкольного и начального общего образования на 2016-2017 учебный год».
СЕМИНАР ГАОУ ДПО ЧИРО И ПК
«Современные подходы к работе по реализации преемственности между дошкольной и начальной ступенью образования в условиях введения ФГОС ДО» - 5 ноября 2015 года.
Тема выступления: «Обеспечение преемственности как условие получения нового образовательного результата, соответствующего ФГОС ДО и ФГОС НОО»
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ФГОС ДО
ФГОС НОО
Требования к результатам освоения программы сформулированы в терминах развития ребенка в виде целевых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества.
Т ребования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НОО:
Любознательный активно познающий мир (личностные УУД).
3. Эмоционально отзывчивый
( личностные целевые ориентиры )
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение (личностные УУД).
4. Овладевший средствами общения и способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками (личностные целевые ориентиры)
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки (личностные УУД).
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения (личностные целевые ориентиры)
5. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества (личностные УУД).
6. Имеющий представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе (личностные)
6. Любящий свой народ и свою Родину (личностные УУД).
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками (предметные результаты по 5 образовательным областям).
Предметные результаты (ЗУН).
РАБОТА КОЛЛЕКТИВА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Проанализировать работу по применению Карты развития ребёнка;
Провести мониторинг готовности выпускников детских садов к школьному обучению;
Отслеживать динамику развития детей и составить индивидуальные программы развития детей «группы риска»;
Представить результаты диагностики готовности первоклассников к обучению в школе на «круглом столе» для педагогов дошкольных образовательных организаций.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
стартовая диагностика каждого ученика
психолого-педагогические исследования
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ __________ КЛАССА МБОУ «СОШ № 1 Г. АНАДЫРЯ» НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА _________ КЛАССА МБОУ «СОШ № 1 Г. АНАДЫРЯ» НА ____________УЧЕБНЫЙ ГОД
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С КАДРАМИ
Взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе;
Рекомендации работающих в ДОУ воспитателей, педагогов- психологов, учителей- логопедов, др. специалистов по выпускникам;
Анкетирование педагогов ДОУ и ОУ;
Проведение «Дней открытых дверей» в ДОУ для учителей начальной школы, в школе для педагогов детских садов;
Участие в совместных педсоветах, семинарах- практикумах, круглых столах, конференциях, консультациях и т.д.;
Совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной школы;
Совместные работы педагогов ДОУ и школы в педагогических проектах и т.д.
ПРОВЕДЕНЫ СОВМЕСТНЫЕ ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СЕМИНАРЫ НА БАЗЕ МБОУ «СОШ № 1 ГОРОДА АНАДЫРЯ»:
- «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях ФГОС»- 2013 год;
- «Проблемы готовности дошкольников к школьному обучению» - 2014 год;
- «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования как условие формирования успешного первоклассника» - 2015 год;
«Устранение нарушений в речи детей в режиме взаимодействия «образовательная организация-семья» -2015 год;
Итоги мониторинговых исследований готовности первоклассников к обучению в школе – ноябрь 2015 г;
Информационно-обучающий семинар «Будущий первоклассник - какой он?»-март 2015 г;
Карта готовности ребёнка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между ДОУ и начальной школой – апрель 2016 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Организация экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;
Организация выставок детских работ;
Посещение театрализованных представлений в ДОУ и школе;
Посещение праздничной линейки 1 сентября, праздника «Прощания с Букварем» и т.д. в школе;
Шефская помощь учениками старшим дошкольникам;
Совместное участие школьников и дошкольников в проектной деятельности
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ
Встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста на родительских собраниях;
Анкетирование родителей будущих первоклассников;
Консультации для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам подготовки детей к школе;
Организация «Дней открытых дверей» для родителей в ОУ;
Организация работы школы для родителей будущих первоклассников и других форм взаимодействия.
«КРУГЛЫЙ СТОЛ» -2015 Г.
«Итоги мониторинговых исследований готовности первоклассников к обучению в школе в 2015 году»
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ
Показатели
2014-2015 учебный год
Всего учащихся
2015-2016 учебный год
194
Результаты диагностики:
низкий уровень готовности к школе
25
229
Оставлены на повторный курс обучения
19
14 -7%
% переведенных учащихся 1-х классов
93%
5 -2%
98%
ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ
Результатом сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды.
Работа по преемственности дошкольного и начального общего образования скажется на безболезненной адаптации первоклассников, обучение и воспитание в первом класса пройдут более эффективно.
ЗАДАЧИ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Изучить содержательные, образовательно-технологические и психолого-педагогические аспекты преемственности дошкольного и начального общего образования;
Подготовить и провести семинары для педагогов ДОУ:
«Современные технологии и проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО и НОО»,
«Формирование положительной мотивации дошкольников и первоклассников к обучению в школе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного и начального общего образования».
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(264) "Доклад для специалистов школ. Тема: «Преемственность между детским садом и школой в период перехода детей на новую (следующую) ступень обучения "
["seo_title"] => string(165) "doklad-dlia-spietsialistov-shkol-tiema-prieiemstviennost-miezhdu-dietskim-sadom-i-shkoloi-v-pieriod-pieriekhoda-dietiei-na-novuiu-slieduiushchuiu-stupien-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "178149"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1424781893"
}
}