Преемственность начального и основного общего образования в условиях ФГОС
Преемственность начального и основного общего образования в условиях ФГОС
В Федеральном законе «Об образовании» говорится, что образовательные стандарты должны обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ. Преемственность– это единая система требований к организации деятельности детей и ее оценке. (Из ФГОС).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преемственность начального и основного общего образования в условиях ФГОС»
Преемственность начального и основного общего образования в условиях ФГОС
Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов
Образовательные стандарты должны обеспечивать:
единство образовательного пространства Российской Федерации
преемственность основных образовательных программ
начального общего
основного общего
среднего (полного) общего
начального профессионального
среднего профессионального
высшего профессионального образования
Понятие преемственности
преемство- это передача, переход чего-либо, от предшественника к преемнику;
преемственный– идущий в порядке преемства, последовательности от одного к другому. (словарь Ожегова С.И.)
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации
Преемственность в обучении- установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения; понятие преемственности характеризует также требования, предъявляемые к знаниям, умениям и УУД учащихся на каждом этапе обучения, формам, методам и приёмам объяснения нового материала и ко всей последующей работе по его усвоению.
Преемственность– это единая система требований к организации деятельности детей и ее оценке. (Из ФГОС).
Преемственностьпри переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне:
целей и задач;
содержания образования;
организационных форм;
планируемых результатов
Содержание
Цели
Что такое ОТСУТСТВИЕ преемственности?
Учитель начальной школы
Учителя основной, старшей школы…
Технологии
Да ваши дети ничего не знают и не умеют!!!
Мы вам подготовили таких замечательных детей, а вы…
Преемственность новых стандартов
ФГОС
ФГОС
ФГОС
ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие
Федеральный
государственный
образовательный стандартосновногообщего образования
Федеральный
государственный
образовательный стандартначальногообщего образования
преемственность
развитие
Закон «Об образовании»Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты
ФГОС – система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям
3) результатам освоения основных образовательных программ
Основой для преемственности в достижении успешного результата образования является реализация требований ФГОС
ФГОС - это требования к …
РЕЗУЛЬТАТАМ
СТРУКТУРЕ
УСЛОВИЯМ
основной образовательной программе
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
«РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения …
ДЕЙСТВИЙ… составляет основной результат образования»
Личностные
Метапредметные
Предметные
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитиеЛичностные результаты
ФГОС НОО
г отовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетенции,
личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности
ФГОС ООО
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностномусамоопределению,
сформированность их мотивации к обучению ицеленаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающихличностные и гражданские позиции в деятельности,
социальные компетенции,правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы,
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитиеМетапредметные результаты
ФГОС НОО
освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями
ФГОС ООО
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитиеПредметные результаты
ФГОС ООО
освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,
его преобразованию и применению вучебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
ФГОС НОО
освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета
опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания,
его преобразованию и применению,
а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Портреты выпускников
Основная школа
любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Начальная школа
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Основные результаты основного образования
Основные результаты начального образования
Формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий , обеспечивающих возможность продолжения образования в старшей школе;
Подготовка к осознанному и обоснованному выбору дальнейшей образовательной траектории.
Опыт проектирования и организации эффективной учебной и социально-творческой деятельности
Приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей
Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий , обеспечивающих возможность продолжения образования в школе;
Воспитание умения учиться- способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития-эмоциональной, познавательной саморегуляции.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО
ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Методическая работа
Работа с родителями
Изучение личности выпускника начальных классов (кл. рук., психолог, зам. дир. по УВР).
Работа с обучающимися
Цель: выявление детей «группы риска».
Родительские собрания, публичные отчеты по теме «Модель выпускника начальной школы»,
консультации психолога.
Изучение подготовленности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене:
Организация работы с одаренными детьми, олимпиады, интеллектуаль-ные марафоны, различные формы работы со слабо успевающими учащимися.
- контрольные срезы,
- административные контр. работы,
- независимый контроль,
- проверка техники чтения.
3. Посещение уроков учителей начальных классов.
Процедура внедрения технологии
4) Итоговый семинар по внедрению данной технологии
3) Открытые уроки для коллег по метод.объе-динению.
2) Проведение уроков с использован-ием технологии (ее элемента).
1) Вводный семинар по внедряемой технологии
Этот слайд образно представляет памятку «Процедура внедрения технологии»
Осуществление алгоритма «Преемственность»в образовательной организации
1.Образование временного метод. объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год)
2.Договоренность об общих целях (портрет выпускника).
3.Открытые уроки в 4-м кл. для учителей осн. школы.
4.Совместные уроки в 4-м кл. учителей осн. и нач. школы.
5 .Диагностика метапредметных результатов на выходе из 4-го кл.
6 .Открытые уроки в 5-м кл. для метод. объединения.
7 .Обсуждение и решение проблем адаптации 5-х классов.
8 .Определение эффективности – диагностика, анализ
«Успешные» технологии
Проблемный диалог- вместо объяснения темы …
– постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками
Продуктивное чтение: вместо скорости прочтения и воспроизведения актуальной информации…
- вычитывание подтекста иОСНОВНОГОсмысла – глубокое понимание текста
Оценивание учебных успехов: вместо внешнего контроля за учениками
с помощью отметок…
- обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений
Технология преемственности
Классн.рук.
Литерат.чтение
Математика
Окружаю-щий мир
История. Обществознание
Классн. рук.
Биология. География
Физика. Химия
ЦЕЛИ – действия: познавательные,регулятивные,коммуникативные,личностные.
ТЕХНОЛОГИИ. Проб лемный диалог . Продукт ивное чтение . Оценивание учебных успехов .
СОДЕРЖАНИЕ. воспитание
Обучение по пред ме там :
=
Литература
Рус.язык
Рус. язык
=
Математика
=
20
20
Вывод
Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует те знания , умения и навыки , которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал .