Рабочая программа "Развитие воспитанников воскресной школы посредствомтворческой работы с тканью. Кружок "Мастерица".
Рабочая программа "Развитие воспитанников воскресной школы посредствомтворческой работы с тканью. Кружок "Мастерица".
Данная рабочая программа составлена для учебно-воспитательной деятельности в Воскресной школе для детей в возрасте 7-11 лет. Автор-составитель: учитель технологии МБОУ школы-интерната №9 Комиссарова Татьяна Ивановна. Имеет первую квалификационную категорию, стаж работы – 20 лет.
Программа кружка «Мастерица» в воскресной школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего она ориентирована на духовно-нравственное, социальное, личностное развитие воспитанников и на коллективную деятельность воспитанников– парную, групповую (иногда индивидуальную), которая осуществляется в течение определённого отрезка времени. Развитие воспитанников в Воскресной школе возможно при формировании соответствующей среды, православного уклада, которые способствуют решению задач православного образования и воспитания.
Православное богослужение вобрало в себя, синтезировало в себе всевозможные искусства. Православие даёт возможность практически каждому послужить Богу своим талантом. Поэтому мы предлагаем занять наших воспитанников таким благочестивым ремеслом как рукоделие. Занятие рукоделием в Воскресной школе является средством оторвать хотя бы на короткое время детей от компьютеров и телевизоров, приобщить их к эталонам красоты.
Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов рукоделия. Работая с различными материалами (тканью, нитками, пряжей, отделочными материалами и др.) дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей среды. У ребёнка развивается чувство цвета, ритма, глазомер, наблюдательность. Особое место уделяется совместной творческой деятельности детей и их родителей. Родители принимают активное участие в занятиях детей и вносят свой вклад в подготовку праздников Рождества Христова и Пасхи.
Основные виды рукоделия — работа иглой, ножницами при выполнении различных поделок из ткани, флиса, фетра.
Занятия начинаются со знакомства с ручными стежками, применяемыми в рукоделии. Дети, выполнив стежки на образце, оформляют альбом со стежками и строчками. Закрепление приёмов выполнения стежков и строчек в дальнейшем происходит при выполнении различных поделок из ткани.
Поделки выполнятся к церковным праздникам, начиная с сентября месяца, с праздника Рождества Пресвятой Богородицы. К этому празднику дети выполняют панно из цветов на фетре. В дальнейшем, используя изученные приемы работы, дети создают изображения цыплят, рыб, птиц, цветов. К празднику Рождества Христова дети делают ангелочков, кукол в народном стиле, праздничные мягкие игрушки Совместно с родителями происходит сборка вертепа. К празднику Пасхи дети изготавливают сувениры, корзиночки, прихватки.
Работы детей участвуют в благотворительных ярмарках.
Программа рассчитана на 1час в неделю – 36 часов в год. За это время дети успевают освоить такие виды рукоделия, как: пэчворк (изготовление в стиле лоскутной техники), изготовление мягкой игрушки, дизайн (приемы оформления композиций из ткани). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Цель: создание условий, в которых дети развивают свои творческие способности, овладевают умениями и навыками рукоделия для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными видами швов.
2. Научить детей различать основные виды ткани, используемые при изготовлении изделий.
3. Учить детей терпению, вырабатывать усидчивость и настойчивость в достижении поставленной цели.
4. Прививать и совершенствовать у детей такие качества, как трудолюбие, внимательность, аккуратность, чувство меры.
5. Развивать творческие способности, направить их к умственному и физическому совершенствованию ребёнка.
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Формы работы: беседа, коллективная работа, консультация, игровые формы работы, индивидуально-практическая работа, диалог.
Методы обучения:
1.Словесные: рассказ, беседа, объяснение, поощрение.
2.Наглядные: пример, показ готовых изделий.
3.Практические: изучение видов швов, тканей, осваивание типов игрушек, изготовление выкроек.
4.Аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ, анкетирование, самоконтроль, взаимоконтроль выполненных работ.
Данная рабочая программа составлена для учебно-воспитательной деятельности в Воскресной школе для детей в возрасте 7-11 лет. Автор-составитель: учитель технологии МБОУ школы-интерната №9 Комиссарова Татьяна Ивановна. Имеет первую квалификационную категорию, стаж работы – 20 лет.
Программа кружка «Мастерица» в воскресной школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего она ориентирована на духовно-нравственное, социальное, личностное развитие воспитанников и на коллективную деятельность воспитанников– парную, групповую (иногда индивидуальную), которая осуществляется в течение определённого отрезка времени. Развитие воспитанников в Воскресной школе возможно при формировании соответствующей среды, православного уклада, которые способствуют решению задач православного образования и воспитания.
Православное богослужение вобрало в себя, синтезировало в себе всевозможные искусства. Православие даёт возможность практически каждому послужить Богу своим талантом. Поэтому мы предлагаем занять наших воспитанников таким благочестивым ремеслом как рукоделие. Занятие рукоделием в Воскресной школе является средством оторвать хотя бы на короткое время детей от компьютеров и телевизоров, приобщить их к эталонам красоты.
Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов рукоделия. Работая с различными материалами (тканью, нитками, пряжей, отделочными материалами и др.) дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей среды. У ребёнка развивается чувство цвета, ритма, глазомер, наблюдательность. Особое место уделяется совместной творческой деятельности детей и их родителей. Родители принимают активное участие в занятиях детей и вносят свой вклад в подготовку праздников Рождества Христова и Пасхи.
Основные виды рукоделия — работа иглой, ножницами при выполнении различных поделок из ткани, флиса, фетра.
Занятия начинаются со знакомства с ручными стежками, применяемыми в рукоделии. Дети, выполнив стежки на образце, оформляют альбом со стежками и строчками. Закрепление приёмов выполнения стежков и строчек в дальнейшем происходит при выполнении различных поделок из ткани.
Поделки выполнятся к церковным праздникам, начиная с сентября месяца, с праздника Рождества Пресвятой Богородицы. К этому празднику дети выполняют панно из цветов на фетре. В дальнейшем, используя изученные приемы работы, дети создают изображения цыплят, рыб, птиц, цветов. К празднику Рождества Христова дети делают ангелочков, кукол в народном стиле, праздничные мягкие игрушки Совместно с родителями происходит сборка вертепа. К празднику Пасхи дети изготавливают сувениры, корзиночки, прихватки.
Работы детей участвуют в благотворительных ярмарках.
Программа рассчитана на 1час в неделю – 36 часов в год. За это время дети успевают освоить такие виды рукоделия, как: пэчворк (изготовление в стиле лоскутной техники), изготовление мягкой игрушки, дизайн (приемы оформления композиций из ткани). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Цель: создание условий, в которых дети развивают свои творческие способности, овладевают умениями и навыками рукоделия для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными видами швов.
2. Научить детей различать основные виды ткани, используемые при изготовлении изделий.
3. Учить детей терпению, вырабатывать усидчивость и настойчивость в достижении поставленной цели.
4. Прививать и совершенствовать у детей такие качества, как трудолюбие, внимательность, аккуратность, чувство меры.
5. Развивать творческие способности, направить их к умственному и физическому совершенствованию ребёнка.
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Формы работы: беседа, коллективная работа, консультация, игровые формы работы, индивидуально-практическая работа, диалог.
Методы обучения:
1.Словесные: рассказ, беседа, объяснение, поощрение.
2.Наглядные: пример, показ готовых изделий.
3.Практические: изучение видов швов, тканей, осваивание типов игрушек, изготовление выкроек.
4.Аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ, анкетирование, самоконтроль, взаимоконтроль выполненных работ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Список литературы_________________________________________14
\
1. Пояснительная записка
Тип программы – авторская.
Образовательная область – воскресная школа.
Направленность деятельности – духовно-нравственная, художественно – эстетическая.
Способ освоения содержания образования - совместная творческая деятельность родителей и детей.
Уровень освоения содержания образования – культурно – досуговый.
Возрастной уровень реализации программы – начальная и основная школа.
Форма реализации программы – групповая.
Продолжительность реализации программы – одногодичная.
Данная рабочая программа составлена для учебно-воспитательной деятельности в Воскресной школе для детей в возрасте 7-11 лет. Автор-составитель: учитель технологии МБОУ школы-интерната №9 Комиссарова Татьяна Ивановна. Имеет первую квалификационную категорию, стаж работы – 20 лет.
Программа кружка «Мастерица» в воскресной школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего она ориентирована на духовно-нравственное, социальное, личностное развитие воспитанников и на коллективную деятельность воспитанников– парную, групповую (иногда индивидуальную), которая осуществляется в течение определённого отрезка времени. Развитие воспитанников в Воскресной школе возможно при формировании соответствующей среды, православного уклада, которые способствуют решению задач православного образования и воспитания.
Православное богослужение вобрало в себя, синтезировало в себе всевозможные искусства. Православие даёт возможность практически каждому послужить Богу своим талантом. Поэтому мы предлагаем занять наших воспитанников таким благочестивым ремеслом как рукоделие. Занятие рукоделием в Воскресной школе является средством оторвать хотя бы на короткое время детей от компьютеров и телевизоров, приобщить их к эталонам красоты.
Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов рукоделия. Работая с различными материалами (тканью, нитками, пряжей, отделочными материалами и др.) дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей среды. У ребёнка развивается чувство цвета, ритма, глазомер, наблюдательность. Особое место уделяется совместной творческой деятельности детей и их родителей. Родители принимают активное участие в занятиях детей и вносят свой вклад в подготовку праздников Рождества Христова и Пасхи.
Основные виды рукоделия — работа иглой, ножницами при выполнении различных поделок из ткани, флиса, фетра.
Занятия начинаются со знакомства с ручными стежками, применяемыми в рукоделии. Дети, выполнив стежки на образце, оформляют альбом со стежками и строчками. Закрепление приёмов выполнения стежков и строчек в дальнейшем происходит при выполнении различных поделок из ткани.
Поделки выполнятся к церковным праздникам, начиная с сентября месяца, с праздника Рождества Пресвятой Богородицы. К этому празднику дети выполняют панно из цветов на фетре. В дальнейшем, используя изученные приемы работы, дети создают изображения цыплят, рыб, птиц, цветов. К празднику Рождества Христова дети делают ангелочков, кукол в народном стиле, праздничные мягкие игрушки Совместно с родителями происходит сборка вертепа. К празднику Пасхи дети изготавливают сувениры, корзиночки, прихватки.
Работы детей участвуют в благотворительных ярмарках.
Программа рассчитана на 1час в неделю – 36 часов в год. За это время дети успевают освоить такие виды рукоделия, как: пэчворк (изготовление в стиле лоскутной техники), изготовление мягкой игрушки, дизайн (приемы оформления композиций из ткани). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Цель: создание условий, в которых дети развивают свои творческие способности, овладевают умениями и навыками рукоделия для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.
Задачи:
Познакомить детей с различными видами швов.
Научить детей различать основные виды ткани, используемые при изготовлении изделий.
Учить детей терпению, вырабатывать усидчивость и настойчивость в достижении поставленной цели.
Прививать и совершенствовать у детей такие качества, как трудолюбие, внимательность, аккуратность, чувство меры.
Развивать творческие способности, направить их к умственному и физическому совершенствованию ребёнка.
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Формы работы: беседа, коллективная работа, консультация, игровые формы работы, индивидуально-практическая работа, диалог.
3.Практические: изучение видов швов, тканей, осваивание типов игрушек, изготовление выкроек.
4.Аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ, анкетирование, самоконтроль, взаимоконтроль выполненных работ.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- правила безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ;
- основы материаловедения;
- цветовую гамму;
- правила изготовления изделия;
- оборудование, материалы и инструменты, используемые в работе.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять основные виды швов;
- уметь применять технологию раскроя и пошива;
- использовать необходимые инструменты и приспособления;
- оформлять работу с эстетической точки зрения.
Механизм отслеживания результатов:
Результаты занятия в кружке содержат три компонента:
Знать /понимать – перечень необходимых для усвоения каждым воспитанником знаний; назначение различных швейных изделий, виды традиционных народных промыслов.
уметь/владеть - конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач.
Ожидаемые результаты по данной программе в обобщённом виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, необходимых для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования. Формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Уметь:
Выбирать вид ткани для определённых типов швейных изделий;
Выполнять не менее двух видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования, приспособлений, приборов влажно – тепловой и художественной обработки изделий;
- выполнения различных видов художественного оформления изделий.
Критерии качества освоения воспитанником ручного труда
Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
Владеет приемами работы с различными материалами.
Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
Выполняет работу по замыслу.
Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
Показывает уровень воображения и фантазии.
Использует в работе разные способы ручного труда.
Формы подведения итогов:
Реализацией данной программы являются выставки на приходе, открытые мероприятия, участие в районных и городских конкурсах.
2. Учебно-тематический план занятий
№ тем
Тема
Кол-во
Час.
Программные задачи
Материал
Сентябрь
1
Знакомство с инструментами и приспособлениями для швейного дела
1
Познакомить детей с инструментами и приспособлениями для швейного дела
Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы
2
Основные стежки и строчки
1
Познакомить детей с основными стежками и строчками при выполнении ручных работ. Оформить альбом стежков и строчек.
Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы, альбом
3
Изготовление панно к празднику Рождества Пресвятой Богородицы.
1
Познакомить детей с работой над изготовлением панно из фетра.
План изготовления куклы. Украшение изделия. Способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу; доводить начатое дело до конца
Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы
Ноябрь
9
Знакомство с мягкой игрушкой. История возникновения мягкой игрушки.
1
Познакомить детей с историей возникновения мягкой игрушки. способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу, доводить начатое дело до конца
Обогащать знания детей о разнообразии швейного материала и его использовании в поделках
Различные виды украшений, набивка, фурнитура.
12
Изготовление игрушки «котик»
1
Продолжать учить делать поделки из подручного материала; способствовать коллективной деятельности; умению планировать свою работу, доводить начатое дело до конца
Изготовление поделок: корзиночки, шитье пасхальных яиц из ткани.
1
Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества, способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу, доводить начатое дело до конца
Оформление выставки детского творчества кружка «Мастерица»
1
Оформление выставки на приходе совместно с родителями и воспитанниками .
Изделия, выполненные воспитанниками и их родителями.
3. Методическое и дидактическое обеспечение.
Средства программно – методического обеспечения дополнительного образования детей – это совокупность систематизированных материалов (текстовых и нетекстовых), обеспечивающих успех детей в их самостоятельной, познавательной, исполнительной, творческой и коммуникативной деятельности в интересующем их направлении самоопределения и самореализации.
Материально-техническое обеспечение:
Работа кружка проводится в помещении Воскресной школы Свято-Троицкого храма города Челябинска, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, где имеется хорошее дневное и вечернее освещение, что очень важно при подборе ниток для вышивки или декоративной отделки. В перерывах между занятиями помещение проветривается, температурный режим поддерживается в пределах от +17 до +20 °С.
Рабочие места организованы таким образом, чтобы дети сидели, не стесняя друг друга, за каждым закреплено определённое место.
Школьная доска используется для демонстрации схем, эскизов, рисунков.
В учебном помещении имеются шкафы-витрины для размещения постоянно действующей выставки лучших работ кружковцев. Нижняя часть шкафов используется для хранения незаконченных работ кружковцев, материалов и приспособлений.
Материалы, инструменты и приспособления:
Ткани, материалы и нитки для выполнения программных работ.
линейки масштабные для построения чертежей конструкции в масштабе;
лекало закройщика, для раскроя изделий;
сантиметровая лента для раскроя изделий и швейных работ;
булавки портновские;
ножницы для проведения раскроя, швейных работ;
напёрсток для предохранения пальца от укола;
пяльцы для выполнения вышивок;
игла швейная для выполнения швейных работ;
игла для вышивки с удлиненным ушком;
калька для перевода рисунка, изготовления выкроек;
миллиметровая бумага для выполнения чертежей в масштабе
альбомы с образцами швов
Список литературы
1. С.Мирский. Методика профессионально-трудового обучения. М.: «Просвещение»,1988
6. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;
7. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
10. Машинистов В.Г., Романина В.И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г.;
11. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 208 с., ил. – (Серия: “Вместе учимся мастерить”).