kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Почему ребенок боится? Причины детских страхов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация призвана помочь родителям разобраться в причинах детских страхов. Может быть использована психологом при индивидуальной работе и проведении всеобуча.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Почему ребенок боится»

Презентация

«Причины возникновения детских страхов и их возрастные особенности».





Выполнила: Лаппо Светлана Александровна

муниципальное бюджетное учреждение «Школа №60»

имени пятого гвардейского Донского

казачьего кавалерийского Красногвардейского

Будапештского корпуса

Советского района г. Ростов-на-Дону

учитель начальных классов, психолог,

высшей категории.















Цель: познакомить слушателей (родителей) с причинами возникнове­ния и способами преодоления различных страхов в период жизненного цикла человека.

Задачи: обобщить сведения о понятии «страх», видах страхов, возникающих в разные возрастные периоды жизни личности; ознакомить с методами преодоления страхов.



В психологическую консультацию часто обращаются родители, которые обеспечивают детям «тепличные» условия, охраняют их от любых неприятных, сильных переживаний. Такие условия часто приводят к «разлаживанию» психического аппарата, которому необходимы переживания различной интенсивности и модальности.

Детские страхи – это обычное явление для детского развития. Они имеют важное значение для ребенка. Каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в с нормального развития со временем исчезают.

Почему ребенок боится?

Прошлый опыт ребенка

Часто ребенок испытывает страх в ситуациях, подобных тем, в которых он уже когда-то испытал что-либо неприятное, был испуган. Например, если ребенка облаяла большая страшная овчарка, то велика вероятность, что и впредь, когда ребенок увидит овчарку, он будет сторониться ее, боясь быть вновь облаянным, или, чего доброго, еще и укушенным.

Запугивание родителями

Часто так случается, что когда ребенок не слушается, родители грозят ему чем-либо страшным. Причем это страшное предстает перед ребенком в разном облачении: Бабы-Яги или еще какого-либо наводящего ужас сказочного персонажа.

Завышенные требования

Если родители предъявляют ребенку слишком высокие требования, то высока вероятность, что ребенок будет тревожным и боязливым. Так, например, если на контрольной он получит четвёрку вместо ожидаемой родителями пятёрки, то по выражению их лица, по словам ребенок поймёт, что делает что-то не так. Часто дети, к которым предъявляют завышенные требования, не уверены в себе и боятся попасть в немилость к значимому для них взрослому. Это влечет за собой тяжелые последствия в виде комплексов, от которых человек может страдать и во взрослом возрасте.

Тревожные родители – тревожные дети

Если родители постоянно тревожатся (по любому поводу!), например, боятся, что ребенка украдут по пути в школу, что он может упасть и пораниться, заболеть, опоздать куда-либо, то важно помнить, что тревога эта передается и ребенку. Разумеется, взрослые несут ответственность за ребенка, и их стремление оберегать малыша естественно, но существуют различные способы. А еще есть такая мудрость: то, чего мы боимся, то с нами и происходит. Так, повышенная тревожность родителей скорее притягивает страхи и неприятности, нежели отпугивает их. Не разумнее ли оберегать ребенка не путем постоянного выказывания своих опасений, а более разумными и умеренными способами? Ведь ребенок безгранично доверяет взрослому, а тем более родителю, поэтому то, чего боится родитель, боится и ребенок (может, даже в еще большей степени, если взять в расчет живое детское воображение). Например, от природы ребенок не боится насекомых, но наблюдая отвращение и испуг на лице матери при виде пауков да червяков, ребенок тоже невольно начинает их бояться, объясняя это тем, что «они страшные и неприятные, потому что их боится мама».

Страх приходит и со стороны…

Когда ребенок наблюдает по телевизору или в жизни действительно страшные явления (драка, насилие, пожар, гибель людей, стихийное бедствие и т.п.), он переносит это на себя, ребенку начинает казаться, что это может произойти и с ним, это страшно. Так формируются и многие психологические комплексы. Например, ребенок видит, что кого-то из его сверстников отвергает, и у ребенка появляется страх быть отвергнутым.

Неустойчивость и неопределенность воспитания

Можно заметить, что у тревожных, мнительных, нерешительных и неуверенных детей, есть одна особенность, а именно: их родители придерживаются разных позиций в воспитании. Например, если мама говорит «нельзя», а папа разрешает, ребенок не понимает, кого ему слушать: ведь он одинаково любит и маму, и папу. Отсюда в его характере появляется своего рода «колебание», неустойчивость, а дети с неустойчивым характером и мировосприятием, как известно, в большей степени подвержены появлению страхов. Психологически некомфортная среда, чрезмерная строгость родителей (или наоборот, попустительство), разногласия в вопросах воспитания, - все это делает ребенка тревожным и чувствительным к страхам.

Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка.

Рассмотрим типичные страхи детей разного возраста:

От 1 года до 3 лет дети боятся неожиданных резких звуков, одиночества, боли, уколов и медработников. Иногда могут появиться страхи перед засыпанием.

От 3 до 5 лет возможен страх одиночества, темноты и замкнутого пространства. Боязнь сказочных образов, олицетворяющих зло. Бабайка, Серый Волк, Баба-Яга. ребенок воспринимает подобных персонажей как реальных существ, которые могут прийти и наказать.

От 5 до 7 лет часто можно наблюдать возникновение страха перед чертями или другими представителями потустороннего мира. В этом возрасте появляется самый главный, ведущий страх – страх смерти (своей и родителей).

От 7 до 11 лет ведущим становится страх не соответствовать требованиям социального окружения, быть не тем, кого любят и ценят родители, учителя, сверстники. Дети начинают бояться таинственных явлений, предсказаний, суеверий.

От 11 до 16 лет подростки боятся физических изменений, происходящих с ними, опасаются стать обезличенными, боятся потерять власть над своими чувствами. В то же время они боятся одиночества, наказания, отвержения со стороны сверстников, боятся не справиться со взятыми на себя обязательствами. Страхи, основанные на инстинкте самосохранения, преобразуются в страх войны, пожара, стихии, боязнь заболеть.

Необходимо отделять патологический страх,. Требующий коррекции, от нормального, возрастного, с тем чтобы не нарушить развития ребенка.

Патологический страх можно отличить от «Нормального» по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее – аутизму, психосоматическим заболеваниям, то этот страх, бесспорно, патологический.



Страх может быть как самостоятельным нарушением (например, следствием сильного испуга от встречи с большой собакой), так и проявлением каких-либо нарушений личности. В любом из этих случаев полезна общая оздоравливающая психотерапия, с тем, чтобы улучшить работу всей психики в целом.

Коррекционная работа по устранению страхов ребенка может вестись по нескольким направлениям. Эффективность коррекции и выбор коррекционных приемов определяются индивидуальными особенностями ребенка.

АРТ-терапия.


Специализированная форма психотерапии, основанная, в первую очередь, на изобразительном искусстве и творческой деятельности.


Игротерапия.


Игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте. При этом она несет и диагностическую, и обучающую функцию.


Сказкотерапи.


В практике сказкотерапии используются три варианта кукол:

1.Куклы-марионетки.

2. Пальчиковые куклы.

3.Куклы теневого театра.


Психогимнастика.


Выражение переживания, эмоционального состояния, проблем с помощью движения, мимики, пантомимы.


Лучшее средство профилактики детских страхов - взаимопонимание родителей и детей.

Как обеспечить профилактику страхов и помочь ребенку справиться с ними?

1. Детей никогда и ничем не следует пугать ради послушания: ни дядей, ни волком, ни лесом, ни врачами, ни природными катастрофами, ни чем-либо еще. Послушания добиться, возможно, удастся, но возникнут и некоторые последствия - тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.

2. Никогда не следует стыдить или высмеивать ребенка за его страхи. Стыд и страх взаимосвязаны. Стыд заставляет ребенка скрывать страх и тем усиливает его многократно. Ведь теперь ребенок чувствует себя один на один со своим страхом, он не может (стыдится) обратиться к вам за помощью, а значит должен переживать в одиночестве. А в итоге – опять-таки самые многообразные невротические нарушения.

3. Ребенка никогда не нужно оставлять одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Если возникает необходимость помещения в новую, незнакомую обстановку (например, в больницу), ребенок должен иметь возможность исследовать неизвестное рядом с близким взрослым (хотя бы первые несколько часов). Еще раз хотелось бы обратить внимание – ребенок, вынужденный познавать новое самостоятельно (без родителя или другого близкого взрослого), увы, не избежит возникновения множества страхов. Родителям не стоит забывать об этом.

4. Конечно, если ребенок слишком впечатлителен, отвечая на его вопросы и, вообще, предоставляя любую информацию, нужно соблюдать осторожность. Лучше избежать красочного расписывания последствий всевозможных аварий. А, покупая видеодиски с мультфильмами или фильмами (да и просто, включая телевизор), есть смысл применять «родительскую цензуру», чтобы нередкие сегодня видео кровопролития и прочие ужасы не стали причиной ночных кошмаров и энуреза у ребенка.

Просмотр содержимого презентации
«причины детских страхов.»

«Причины возникновения детских страхов и их возрастные особенности».        Работу выполнила: Лаппо Светлана Александровна  муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №60» имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса Советского района г.Ростова-на-Дону,  учитель начальных классов, психолог, высшей категории.

«Причины возникновения детских страхов и их возрастные особенности».

Работу выполнила: Лаппо Светлана Александровна муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №60» имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса Советского района г.Ростова-на-Дону, учитель начальных классов, психолог, высшей категории.

Прошлый опыт ребенка Запугивание родителями Тревожные родители- тревожные дети Причины возникновения страхов Завышенные требования Страх приходит со стороны Неустойчивость и неопределенность воспитания

Прошлый опыт ребенка

Запугивание родителями

Тревожные родители- тревожные дети

Причины возникновения страхов

Завышенные требования

Страх приходит со стороны

Неустойчивость и неопределенность воспитания

Прошлый опыт ребенка  Часто ребенок испытывает страх в ситуациях, подобных тем, в которых он уже когда-то испытал что-либо неприятное, был испуган.

Прошлый опыт ребенка

Часто ребенок испытывает страх в ситуациях, подобных тем, в которых он уже когда-то испытал что-либо неприятное, был испуган.

Запугивание родителями Случается, что когда ребенок не слушается, родители грозят ему чем-либо страшным: Бабой-Ягой, Бабайкой, Серым Волком или другим сказочным персонажем.

Запугивание родителями

Случается, что когда ребенок не слушается, родители грозят ему чем-либо страшным: Бабой-Ягой, Бабайкой, Серым Волком или другим сказочным персонажем.

Завышенные требования   Часто такие дети тревожны и боязливы, не уверены в себе и боятся попасть в немилость к значимому для них взрослому. Это влечет за собой тяжелые последствия в виде комплексов.

Завышенные требования

Часто такие дети тревожны и боязливы, не уверены в себе и боятся попасть в немилость к значимому для них взрослому. Это влечет за собой тяжелые последствия в виде комплексов.

Тревожные родители-  тревожные дети Если родители постоянно тревожатся по любому поводу, то эта тревога передается и ребенку. Повышенная тревожность родителей скорее притягивает страхи и неприятности, нежели отпугивает их.

Тревожные родители- тревожные дети

Если родители постоянно тревожатся по любому поводу, то эта тревога передается и ребенку.

Повышенная тревожность родителей скорее притягивает страхи и неприятности, нежели отпугивает их.

Страх приходит со стороны Когда ребенок наблюдает по телевизору или в жизни действительно страшные явления, он переносит это на себя. Так формируются многие психологические комплексы.

Страх приходит со стороны

Когда ребенок наблюдает по телевизору или в жизни действительно страшные явления, он переносит это на себя. Так формируются многие психологические комплексы.

Неустойчивость и неопределенность воспитания Психологически некомфортная среда, разногласия в вопросах воспитания, - все это делает ребенка тревожным и чувствительным к страхам.

Неустойчивость и неопределенность воспитания

Психологически некомфортная среда, разногласия в вопросах воспитания, - все это делает ребенка тревожным и чувствительным к страхам.

Возрастные особенности страхов у детей От 0 до 1 года От 1 года до 3лет От 3 до 5 лет От 5 до 7 лет От 7 до 11 лет От 11 до 16 лет

Возрастные особенности страхов у детей

От 0 до 1 года

От 1 года до 3лет

От 3 до 5 лет

От 5 до 7 лет

От 7 до 11 лет

От 11 до 16 лет

От 0 до 1 года У детей до года наблюдается беспокойство при громких звуках или при приближении крупного предмета.

От 0 до 1 года

У детей до года наблюдается беспокойство при громких звуках или при приближении крупного предмета.

От 1 года до 3 лет Дети боятся неожиданных резких звуков, одиночества, боли, уколов и медработников. Иногда могут появиться страхи перед засыпанием.

От 1 года до 3 лет

Дети боятся неожиданных резких звуков, одиночества, боли, уколов и медработников. Иногда могут появиться страхи перед засыпанием.

От 3 до 5 лет Возможен страх одиночества, темноты и замкнутого пространства. Боязнь сказочных образов, олицетворяющих зло.

От 3 до 5 лет

Возможен страх одиночества, темноты и замкнутого пространства. Боязнь сказочных образов, олицетворяющих зло.

От 5 до 7 лет Страхи перед чертями или другими представителями потустороннего мира. В этом возрасте появляется самый главный, ведущий страх – страх смерти (своей и родителей).

От 5 до 7 лет

Страхи перед чертями или другими представителями потустороннего мира. В этом возрасте появляется самый главный, ведущий страх – страх смерти (своей и родителей).

От 7 до 11 лет Ведущим становится страх не соответствовать требованиям социального окружения, быть не тем, кого любят и ценят родители, учителя, сверстники.

От 7 до 11 лет

Ведущим становится страх не соответствовать требованиям социального окружения, быть не тем, кого любят и ценят родители, учителя, сверстники.

От 11 до 16 лет Подростки боятся физических изменений, происходящих с ними. В то же время они боятся одиночества, наказания, отвержения со стороны сверстников. Страхи, основанные на инстинкте самосохранения, преобразуются в страх войны, стихии, боязнь заболеть.

От 11 до 16 лет

Подростки боятся физических изменений, происходящих с ними. В то же время они боятся одиночества, наказания, отвержения со стороны сверстников. Страхи, основанные на инстинкте самосохранения, преобразуются в страх войны, стихии, боязнь заболеть.

Арт-терапия Психоло гическая коррекция страхов Психогим настика Игротера пия Сказко терапия

Арт-терапия

Психоло гическая коррекция страхов

Психогим

настика

Игротера

пия

Сказко

терапия

Арт-терапия Специализированная форма психотерапии, основанная, в первую очередь, на изобразительном искусстве и творческой деятельности.

Арт-терапия

Специализированная форма психотерапии, основанная, в первую очередь, на изобразительном искусстве и творческой деятельности.

Игротерапия Игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте. При этом она несет еще и диагностическую, и обучающую функцию.

Игротерапия

Игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте. При этом она несет еще и диагностическую, и обучающую функцию.

Сказкотерапия В практике сказкотерапии используются три варианта кукол:

Сказкотерапия

В практике сказкотерапии используются три варианта кукол:

  • куклы-марионетки;
  • пальчиковые куклы;
  • куклы теневого театра
Психогимнастика Выражение переживания, эмоциональных состояний, проблем с помощью движения, мимики, пантомимы.

Психогимнастика

Выражение переживания, эмоциональных состояний, проблем с помощью движения, мимики, пантомимы.

Лучшее средство профилактики детских страхов - взаимопонимание родителей и детей.

Лучшее средство профилактики детских страхов - взаимопонимание родителей и детей.

Детей никогда и ничем не следует пугать ради послушания.

Детей никогда и ничем не следует пугать ради послушания.

Никогда не следует стыдить или высмеивать ребенка за его страхи.

Никогда не следует стыдить или высмеивать ребенка за его страхи.

Ребенка никогда не нужно оставлять одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление пугающего.

Ребенка никогда не нужно оставлять одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление пугающего.

Если ребенок слишком впечатлителен, отвечая на его вопросы нужно соблюдать осторожность.

Если ребенок слишком впечатлителен, отвечая на его вопросы нужно соблюдать осторожность.

Будьте  счастливы  и свободны  от страха!!!

Будьте счастливы и свободны от страха!!!

Список используемой литературы

Список используемой литературы

  • Захаров А.И. , Панфилова М. http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/34-metodiki-izucheniya-emoczionalnoj-i-lichnostnoj-sfery/550-metodika-vyyavleniya-detskix-straxov-qstraxi-v-domikaxq-
  • Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512с. http://www.pedlib.ru/Books/2/0171/2_0171-1.shtml
  • Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.- 278с. http://www.log-in.ru/books/8566 /
  • Хорсанд Д.В. Откуда приходят детские страхи? http://digest.subscribe.ru/children/development/n427893825.html
Список источников используемых иллюстраций

Список источников используемых иллюстраций

  • http://digest.subscribe.ru/children/development/n427893825.html
  • http://quagmire.ucoz.net/photo/sonnyj_mir/tikho_deti_spjat/detskie_strakhi/7-0-21
  • http://ma-zaika.ru/rubric/966544/profile/page35.html
  • http://usiter.com/cearch.php?page=5
  • http://www.web-pups.ru/threeyears/page/5/
  • http://oko-planet.su/phenomen/phenomenscience/46362-nasledstvennaya-trevoga-geneticheskij-stress.html
  • http://kob.in.ua/stati/televizor-yaschik-pandoryi.html
  • http://www.invictory.org/blog/post-19654-church.html
  • http://dk-cm.ru/?p=301
  • http://babos.ucoz.net/ssa-9-.jpg
  • http://www.fito-center.ru/semya-i-deti/detskaya-psihologiya/2066-detskie-strahi.html
  • http://doctor.kz:8080/baby/news/2010/11/15/10351
  • http:// картинки. cc/ Череп-мантия-готика-смерть-1600 x1200/
  • http://arstyle.org/uploads/posts/2010-11/1288954505_1283433088_shutterstock_49206937.jpg
  • http://www.imeson.ru/index.php?type=node&node_id=%D0%A2%D0%B8%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B8+%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5+%D0%BF%D1%80%D0%B8
  • http://www.baby.ru/blogs/post/81846867-23145052/
  • http://neposedy.3dn.ru/_ph/1/2/867128085.jpg
  • http://www.rebenok.com/file/56343/tem.gif
  • http://www.gorka.tv/uploads/posts/2011-06/1309351031_sdc10850.jpg
  • http://pustunchik.ua/images/news/Novyna/2012/Lystopad/2/gs-tantrum-boy.jpg
  • http://kinderly.info/userfiles/image/rug.jpg
  • http://www.craiovanights.ro/wp-content/uploads/2010/05/autism.jpg
  • http://www.zarya-poltavka.ru/site/images/Photo/2012/%B913/5.jpg
  • http://no2drugs.ru/img/narkomaniya/7bc05315363d.jpg
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Почему ребенок боится? Причины детских страхов.

Автор: Лаппо Светлана Александровна

Дата: 11.04.2018

Номер свидетельства: 465845

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Беседа с родителями: «5 причин, почему ребенок врет»"
    ["seo_title"] => string(51) "biesiedasroditieliami5prichinpochiemuriebienokvriet"
    ["file_id"] => string(6) "320622"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1461104500"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Консультация для родителей"
    ["seo_title"] => string(31) "konsultatsiia_dlia_roditelei_38"
    ["file_id"] => string(6) "531701"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1576178161"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Лекция: "Как помочь ребенку пережить горе?""
    ["seo_title"] => string(41) "lektsiia_kak_pomoch_rebenku_perezhit_gore"
    ["file_id"] => string(6) "569618"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1610220480"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Консультация на тему:  «Почему дети говорят не правду?» "
    ["seo_title"] => string(59) "konsul-tatsiia-na-tiemu-pochiemu-dieti-ghovoriat-nie-pravdu"
    ["file_id"] => string(6) "222688"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436699592"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Консультация для воспитателей "Как научить ребёнка разрешать конфликты? Мирись, мирись, мирись и больше не дерись" "
    ["seo_title"] => string(117) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-kak-nauchit-riebionka-razrieshat-konflikty-miris-miris-miris-i-bol-shie-nie-dieris"
    ["file_id"] => string(6) "207458"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430485277"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства