kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особо Охраняемые Природные Территории (ООПТ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Особо Охраняемые Природные Территории (ООПТ) Чувашской республики.

Тип урока :урок объяснения новой темы

Цель: познакомить учащихся с особо охраняемыми природными территориями Чувашской республики.

Задачи:

- образовательная:  формировать представления   об особенностях растительного и животного мира особо охраняемых природных территорий Чувашской Республики; дать определения понятий «заповедник», «особо охраняемые природные территории», «национальный парк», «заказник», «памятник природы»; познакомить учащихся с деятельностью организации охраняемых природных территорий Чувашской Республики;

- развивающая:  развить представление о  природоохраняемых территориях Чувашской Республики;  развивать навыки самостоятельной и групповой работы с источниками географической информации, выступать перед аудиторией и умение слушать выступления своих товарищей, главную информацию;

- воспитательная: воспитывать чувство любви к природе, малой Родине; воспитывать дисциплинированность, бережное отношение  к животным, растениям;

Педагогические технологии: беседа, компьютерные технологии.

Оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Word (3)нш»

Тема: Особо Охраняемые Природные Территории (ООПТ) Чувашской республики.

Тип урока :урок объяснения новой темы

Цель: познакомить учащихся с особо охраняемыми природными территориями Чувашской республики.

Задачи:

- образовательная: формировать представления об особенностях растительного и животного мира особо охраняемых природных территорий Чувашской Республики; дать определения понятий «заповедник», «особо охраняемые природные территории», «национальный парк», «заказник», «памятник природы»; познакомить учащихся с деятельностью организации охраняемых природных территорий Чувашской Республики;

- развивающая: развить представление о природоохраняемых территориях Чувашской Республики; развивать навыки самостоятельной и групповой работы с источниками географической информации, выступать перед аудиторией и умение слушать выступления своих товарищей, главную информацию;

- воспитательная: воспитывать чувство любви к природе, малой Родине; воспитывать дисциплинированность, бережное отношение к животным, растениям;

Педагогические технологии: беседа, компьютерные технологии.

Оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска.

Ход урока.

1.Организационный момент(1 мин.)

(Обращается внимание на наличие чистой доски, влажной тряпки, сухого мела, наличие школьных принадлежностей у каждого ученика: дневников, учебников, рабочих тетрадей и пенала).

Ознакомление учащихся с календарем погоды, вспомнить с учениками время года, перечислить по порядку весенние месяцы и вспомнить данные о погоде на сегодняшний день (среднюю температуру воздуха, направление ветра, ясность или облачность и осадки).


2 . Подготовка к восприятию новых знаний (1-2 мин.)


- Замечательный русский писатель и большой любитель природы М. Пришвин (портрет, слайд 3) писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».

Человек все необходимое для жизни берет у природы, но природные ресурсы иссекаемы. На российской земле много заповедных мест, где замирает сердце от соприкосновения с величественной природой, древней историей, шедеврами искусства, памятью о замечательных людях, прославивших свою малую родину и всё наше Отечество. Места эти привлекают массу туристов, в том числе и детей в период летнего отдыха. Для сохранения таких участков им придается статус особо охраняемых природных объектов: заповедников, заказников, национальных парков (записать на доске).



3. Изучение нового материала (20-25 мин.)

Учитель: Российская система охраняемых природных территорий признана одной из лучших в мире. Территориальная охрана природы в Чувашии началась в эпоху Петра Первого с охраны корабельных дубрав. Создание современной сети Особо Охраняемых Природных Территорий Чувашской Республики ведется с 60-х годов ХХ века.

На сегодняшний день в республике насчитывается 97 особо охраняемых природных территорий площадью свыше 100 тыс. га. Действуют три особо охраняемые природные территории (ООПТ) федерального значения. Это государственный природный заповедник "Присурский" (9, 15 тыс. га), Национальный парк "Чаваш вармане" (25, 2 тыс. га), Чебоксарский филиал главного ботанического сада РАН (177 га, коллекции растений более 2 тыс. видов).

Но для успешной работы нам нужно знать точное значение некоторых слов.


- Что же такое заповедник? (Слайд 5).

Дети:

Учитель: Заповедник – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной(запись в тетрадях учеников).

Заповедно – значит, запретно, неприкосновенно. В заповедниках запрещена любая хозяйственная деятельность. Это своеобразная Красная книга природы, здесь растения и животные сохраняются в естественной среде обитания. В них экологи, биологи, географы ведут научно – исследовательскую работу.

Государственный природный заповедник "Присурский" (Слайд 6) создан 27 декабря 1995 года Постановлением Правительства РФ № 1297. Заповедник состоит из 3-х участков, расположенных в Алатырском, Яльчикском и Батыревском районах республики Чувашия, на Приволжской возвышенности, на ее западном (бассейн р. Сура) и Восточном (бассейн р. Волга) склонах.

Цель создания: заповедник изначально создавался в Алатырском районе для охраны южнотаежных долинных лесов и водно-болотных угодий с присущей им флорой и фауной, в особенности для охраны выхухоли, сезонных скоплений водоплавающих птиц. Новые участки в Батыревском и Яльчикском районах предназначены для охраны фрагментов степной растительности с поселениями сурков.

В заповеднике «Присурский» по озерам – старицам встречается самое древнее животное, занесенное в Красную книгу, выхухоль русская (Слайд 7).Она норы копает в крутых берегах, но вход обязательно под водой, а гнездовая камера выше уровня воды. Зверек имеет теплый красивый мех, что и послужило причиной его истребления. На территории республики продолжается сокращение вида. В тихих заводях реки Сура и в пойменных озерах можно увидеть уникальные водные растения – кубышку желтую и кувшинку белую (Слайд 8). Они, к сожаленью, зачастую обрываются отдыхающими, совершенно не знающими о том, что эти растения уникальны и растут только на большой водной глади.

«Индикатором» чистой воды называют растение, занесенное в Красную книгу в 1984 году – чилим (Слайд 9). Это водное многолетнее растение с длинным, до 150 см, подводным побегом. Плод – орех заключен в своеобразную оболочку, напоминающую колючку. В годы войны эти орехи спасли жителей Присурья от голода.

На Яльчикском участке сохранились редкие и исчезающие виды растений: ковыль-волосатик, оносма простейшая, шалфей степной, астрагал Цингера и другие (Слайд 10).

Особенно интересен для туристов участок заповедника, располагающийся в Батыревском районе. Здесь сохранился реликтовый степной биогеоценоз(записать на доске). Поднявшись на склон с шоссе, проходящего в 200 метрах, можно наблюдать жизнь колонии степного сурка – байбака (Слайд 11) и живущих среди сурков лис.

Физкультминутка

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

А мы по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И нас лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

Потянулись, улыбнулись

И на место все вернулись.


Учитель:

- Какие территории называют заказником?

Дети:

Заказник – территория, создаваемая для сохранения или восстановления отдельных компонентов природы и поддержания общего экологического равновесия. На территории заказников часть ресурсов используется, другая часть – заповедна (запись в тетрадях учеников) (Слайд 12).



Учитель: Узнав значение этих понятий, скажите, чем отличается заказник от заповедника?

Дети:

Учитель: В отличие от заповедников заказники образуются лишь на время, необходимое для выполнения поставленных задач. В них разрешаются те виды хозяйственной деятельности, которые не наносят вреда охраняемым объектам. Однако в заповедниках может быть ограничена или совсем запрещена охота, рыбная ловля, распашка земли, заготовка леса, выпас скота, сбор грибов, ягод и цветов, езда на машинах. Заказники могут быть очень большой площади – для охраны крупного природного комплекса и очень маленькой – для охраны, например, отдельной колонии птиц, участка ценных растений, насекомых и т.д.

Я хочу вас познакомить с деятельностью заказников «Шомиковская колония серых цапель» (Слайд 13) и «Кукшумский» (Слайд 14).

Орнитологический заказник «Шомиковская колония серых цапель» создан в 1996 году в Моргаушском районе.

Основной охраняемый объект на данной территории – серая цапля.

Природный заказник “Кукшумский” образован совсем недавно - 23 июля 2009 года в Ядринском районе. Основной охраняемый объект на данной территории — сурок. Флора растений состоит из 183 видов. Из них 5 видов включены в Красную книгу Чувашской Республики: пальчатокоренник кровавый, пальчатокоренник мясо-красный,любка двулистная, яблоня лесная, купальница европейская (Слайд 15). Любка двулистная днем почти не пахнет, а ночью лес наполняется его сильным и нежным благоуханьем. Растение опыляют ночные бабочки и в народе Любку зовут «ночной красавицей».

Учитель: Что из себя представляет национальные парки?

Дети :

Национальные парки – это охраняемые природные территории, в которых охрана природы сочетается с использованием для массового отдыха и туризма (запись в тетрадях учеников) (Слайд 16).

Национальный парк “Чаваш Вармане”(Слайд 17) был образован в 1993 г. на территории Шемуршинcкого и Батыревского районов Чувашской Республики. Общая площадь – 25,3 тыс. га. Уникальными по своему значению являются сохранившиеся участки коренных спелых лесов с участием сосны, ели, дуба, липы, вяза голого, ясеня, черной ольхи. По данным полевых исследований в парке обнаружен 21 редкий вид растений, в т.ч. 2 вида, занесенных в Красную Книгу СССР (1984) и Красную Книгу Российской Федерации (1988): пыльцеголовник красный и венерин башмачок настоящий – современник мамонтов (Слайд 17). От травоядных животных это растение спасается с помощью едкого сока, делающего его невкусной. А от людей, не знающих меры в сборе цветов, так просто не защититься. Зацветают башмачки только после 17 лет жизни. Очень редкое растение – ятрышник пятнистый, листья которого, как и у американских орхидей, покрыты черными пятнами (Слайд 18). Это помогает листу лучше прогреться под солнечными лучами. В народе считали, что пятнышки – следы слез, которые роняет кукушка от горького одиночества, и прозвали ятрышник «кукушкиными слезками».

В национальном парке охраняются такие «краснокнижные» насекомые, как восковик – отшельник, бабочка Аполлон (Слайд 19).

4.Закрепление изученного материала(3-5мин.)

Что такое заповедник? (Это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной)

В какую книгу вносятся исчезающие растения и животные? (Красную)


Какое растение называют «индикатором» чистой воды? (Чилим)

Какой основной охраняемый объект в заказнике «Шомиковская колония серых цапель»? (Серая цапля)

Что такое заказник? (это-территория, создаваемая для сохранения или восстановления отдельных компонентов природы и поддержания общего экологического равновесия)

С какими заказниками мы познакомились на уроке? («Кукшумский» и «Шомиковская колония серых цапель»)

Какой национальный парк существует в нашей республике? В каких районах расположен этот национальный парк?

В каком году создан? («Чаваш Вармане»)

5.Домашнее задание

Учитель: Открываем дневники и записываем. Найти загадки, пословицы поговорки по охране природы (не менее 10 штук).

Просмотр содержимого презентации
«Особо охраняемые природные тер.Тимаева З.Г.»

Урок окружающего мира   Работу выполнила студентка 4-го курса Тимаева З.Г. Цели урока

Урок окружающего мира

Работу выполнила студентка 4-го курса Тимаева З.Г.

Цели урока

Задачи урока:

Задачи урока:

  • Образовательная : формировать представления об особенностях растительного и животного мира особо охраняемых природных территорий Чувашской Республики; дать определения понятий «заповедник», «особо охраняемые природные территории», «национальный парк», «заказник», «памятник природы»; познакомить учащихся с деятельностью организации охраняемых природных территорий Чувашской Республики;
  • Развивающая: развить представление о природоохраняемых территориях Чувашской Республики; развивать навыки самостоятельной и групповой работы с источниками географической информации, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих товарищей, отбирать главную информацию,
  • Воспитательная: воспитывать чувство любви к природе, малой Родине; воспитывать дисциплинированность, бережное отношение к животным, растениям;
« Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».  Михаил Пришвин

« Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».

Михаил Пришвин

Чувашская Республика

Чувашская Республика

Заповедник  – это участки земли , где вся природа находится под строгой  охраной .

Заповедник – это участки земли , где вся природа находится под строгой охраной .

Создан 27 декабря 1995 года Постановлением Правительства РФ № 1297. Заповедник состоит из 3-х участков, расположенных в Алатырском, Яльчикском и Батыревском районах республики Чувашия, на Приволжской возвышенности, на ее западном (бассейн р. Сура) и Восточном (бассейн р. Волга) склонах. Площадь составляет 9, 15 тыс. га .

Создан 27 декабря 1995 года Постановлением Правительства РФ № 1297. Заповедник состоит из 3-х участков, расположенных в Алатырском, Яльчикском и Батыревском районах республики Чувашия, на Приволжской возвышенности, на ее западном (бассейн р. Сура) и Восточном (бассейн р. Волга) склонах.

Площадь составляет 9, 15 тыс. га .

Выхухоль русская

Выхухоль русская

Кувшинка белая Кубышка желтая

Кувшинка белая

Кубышка желтая

Чилим(«индикатор» чистой воды) Это водное многолетнее  растение с длинным, до 150 см , подводным побегом. Плод – орех заключен в своеобразную оболочку, напоминающую колючку. В годы войны эти орехи спасли жителей Присурья от голода.

Чилим(«индикатор» чистой воды)

Это водное многолетнее растение с длинным, до 150 см , подводным побегом. Плод – орех заключен в своеобразную оболочку, напоминающую колючку. В годы войны эти орехи спасли жителей Присурья от голода.

Ковыль волосатик Оносма простейшая Шалфей степной Астрагал Цингера

Ковыль волосатик

Оносма простейшая

Шалфей степной

Астрагал Цингера

Сурок- байбак

Сурок- байбак

Заказник – территория, создаваемая для сохранения или восстановления отдельных компонентов природы и поддержания общего экологического  равновесия . На территории заказников часть ресурсов используется, другая часть – заповедна .

Заказник – территория, создаваемая для сохранения или восстановления отдельных компонентов природы и поддержания общего экологического равновесия . На территории заказников часть ресурсов используется, другая часть – заповедна .

Создан в 1996  году в Моргаушском районе. Основной охраняемый объект на данной территории – серая цапля .

Создан в 1996 году в Моргаушском районе.

Основной охраняемый объект на данной территории – серая цапля .

Образован совсем недавно - 23 июля 2009 года в Ядринском районе . Основной охраняемый объект на данной территории — сурок . Флора растений состоит из 183 видов.

Образован совсем недавно - 23 июля 2009 года в Ядринском районе . Основной охраняемый объект на данной территории — сурок . Флора растений состоит из 183 видов.

Купальница европейская Любка  двулистная  Пальчатокоренник кровавый Пальчатокоренник мясо-красный, Яблоня лесная

Купальница европейская

Любка двулистная

Пальчатокоренник кровавый

Пальчатокоренник мясо-красный,

Яблоня лесная

Национальные парки – это охраняемые природные территории, в которых охрана природы сочетается с использованием для массового отдыха и туризма .

Национальные парки это охраняемые природные территории, в которых охрана природы сочетается с использованием для массового отдыха и туризма .

Был образован в 1993 г . на территории Шемуршинcкого и Батыревского районов Чувашской Республики. Общая площадь – 25,3 тыс. га.

Был образован в 1993 г . на территории Шемуршинcкого и Батыревского районов Чувашской Республики. Общая площадь – 25,3 тыс. га.

Венерин башмачок Ятрышник пятнистый Пыльцеголовник красный

Венерин башмачок

Ятрышник пятнистый

Пыльцеголовник красный

Восковик отшельник Бабочка Аполлон

Восковик отшельник

Бабочка Аполлон

1.Что такое заповедник? 2.В какую книгу вносятся исчезающие растения и животные? 3.Какое растение называют «индикатором» чистой воды? 4.Какой основной охраняемый объект в заказнике «Шомиковская колония серых цапель»? 5.Что такое заказник? 6.С какими заказниками мы познакомились на уроке? 7.А с каким национальным парком мы познакомились? 8.В каком году создан?

1.Что такое заповедник?

2.В какую книгу вносятся исчезающие растения и животные?

3.Какое растение называют «индикатором» чистой воды?

4.Какой основной охраняемый объект в заказнике «Шомиковская колония серых цапель»?

5.Что такое заказник?

6.С какими заказниками мы познакомились на уроке?

7.А с каким национальным парком мы познакомились?

8.В каком году создан?

Домашнее задание:
  • Домашнее задание:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особо Охраняемые Природные Территории (ООПТ)

Автор: Тимаева Зиля Гарефетдиновна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133498

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Особо охраняемые территории Ульяновской области"
    ["seo_title"] => string(48) "osobookhraniaiemyietierritoriiulianovskoioblasti"
    ["file_id"] => string(6) "306661"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458158277"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Реализация деятельностного подхода на уроке географии  по теме "Охрана природы""
    ["seo_title"] => string(81) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodanaurokieghieoghrafiipotiemieokhranaprirody"
    ["file_id"] => string(6) "303184"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457451772"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Презентация "Марш парков" "
    ["seo_title"] => string(28) "priezientatsiia-marsh-parkov"
    ["file_id"] => string(6) "243281"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445687023"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ» - « Лесовичок» "
    ["seo_title"] => string(81) "uchiebnaia-programma-turistskogo-obiedinieniia-iunyie-turisty-ekologi-liesovichok"
    ["file_id"] => string(6) "111213"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407231074"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Особо охраняемые природные территории"
    ["seo_title"] => string(43) "osobo_okhraniaiemyie_prirodnyie_tierritorii"
    ["file_id"] => string(6) "406384"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491288297"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства