«Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе »
«Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе »
В работе описываются условия необходимые для поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе »»
Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В. А. Сухомлинский
«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
«Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя».
А. Шопенгауэр
«Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование».В. В. Стасов
Одарённый ребенок— это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одна из главных черт одарённых детей - упорное нежелание делать то, что ему неинтересно.
Цель работы с одарёнными детьми
Создать условия для поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Основные задачи
выявление одарённых детей и создание системы работы с ними;
отбор средств и методов обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
организация разнообразной внеурочной деятельности;
- социальная и психологическая поддержка одаренных детей.
Категории одарённых детей
1 категория - это учащиеся с ранним проявлением интеллектуальных способностей.
Ко 2 категории относятся дети с ярким проявлением способностей к отдельным наукам и видам деятельности.
3 категория - это дети с потенциальными признаками одаренности.
Академическая одарённость
Творческая одарённость (креативность)
Интеллектуальная одарённость
Типы одарённости
Социальная одарённость (общение и лидерство)
Психомоторная одарённость (двигательная сфера)
Художественная одарённость
Общие особенности одарённых детей
- Дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
- Способны долгое время (до нескольких часов) концентрировать внимание на одном деле, «погружаться» в него, если оно ему интересно.
- В общении между собой производят впечатление говорящих одновременно и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут перейти на «нормальное» общение.
Часто «перескакивают» через последовательные этапы развития.
Обеспокоены, встревожены в связи со своей непохожестью на сверстников.
Большинство психологов убеждено, что характер развития одарённости – это результат сложного взаимодействия:
Две точки зрения на частоту проявления детской одарённости
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ
1 . Методика «Интеллектуальный портрет».
2. Методика «Характеристика ученика».
3. Методика оценки общей одаренности.
4. Методика родительского исследования «Карта одаренности».
5. Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника.
6. Методика «Несуществующее животное».
7. Пальцем окрашивания тест
8. Детская методика В. Михала «Завершение предложения»
9. Тест Гилфорда
10. Опросник САН (Самочувствие. Активность. Настроение)
Формы работы с одарёнными детьми
Внеурочная деятельность:
-экскурсии
- кружки по интересам
- секции
- круглые столы
- конференции
- диспуты
- научные сообщества, олимпиады
- соревнования
- поисковые и научные исследования
- конкурсы, викторины,
интеллектуальные игры
Урочная деятельность:
нетрадиционные уроки
- работа в парах, в малых группах
- разноуровневые и творческие задания
- ролевые и дидактические игры
проблемно-развивающее обучение
- творческие и нестандартные задания
- проектно-исследовательская деятельность
Работа с родителями
1. Анкетирование с целью определения основных подходов родителей к проблеме одарённости детей.
2. Чтение лекций для родителей.
3. Подбор научной и практической литературы для родителей.
4. Вовлечение родителей в систему домашнего заочного обучения детей в рамках дополнительного образования.
Риски и методы их коррекции
Риски и методы их коррекции
Риски и методы их коррекции
Отсутствие материальной базы.
Оснащение материально – технической базы школы (спонсорская помощь)
Отсутствие подготовленных педагогов.
Повышение квалификации педагогов (курсы, научно – практические конференции, МО, семинары)
Отсутствие методической базы.
Создание банка данных методической литературы.
Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний.