Особенности детей с н а руше н ием зрения. Особые образовательные потребности
Дети с нару ш ением зрения
Слепые дети
Слабовидящие дети
Дети с нару ш ением зрения
слепые – с полн ы м
от с ут с твием зрительных
ощущ е ний и ли
сохранившимся
светоощущ е ние м , ли б о
остаточным з р е н ием,
при котором е г о о с трота
ра в на 0 ,05 и ниже на
лучше ви д ящем гла з у с
приме н е н ием о бычных
средств к орр е кции –
очков
Дети с нару ш ением зрения
слабовидящие со
сниж е нием зр е ния от
0,05 до 0,3 на лу ч ше
видящем г л азу с корекцией очками
Дети с нару ш ением зрения
Слабовидящими
считаются д ети с
более вы с окой
ос т рот о й зрени я , но
но им е ю щ ие другие
нарушен и я
зрительн ы х функ ц ий
или с
прогр е сс и рующим
гла з ным
з а болеванием
Психол о г о- пе д агог и ч е ские особе н н о сти
де т ей с нару ш е н ием зре н ия
Восприятие
неце л енапра в лен но с т ь
не п р о извольн о с т ь
замедленн о с т ь
фр а г м ентарность
на р у ш ен и е восп р иятия
п р остра н с т венных
отн о ше н ий меж д у
пр е д ме т ами
ф о рм и р о ван и е неч е тких,
не п о л ных и л и
неадек в атных зрительных
о б р а зов
Психол о г о- пе д агог и ч е ские особе н н о сти
де т ей с нару ш е н ием зре н ия
Память
сниже н ие п р оду к тивности
за п ом и нан и я
сниже н и е м о б ъема,
точности, п о лн о ты и
ско р ости за п ом и нан и я
недостаточн ы м
осмыслен и ем
за п ом и наем о го матер и а л а;
сла б ой выр а женн о с т ью
«з а к о на к р ая»
Психолого - педагоги ч еские особен н ости
де т ей с нару ш е н ием зре н ия
Мышление
тру д ности у с тановле н ия
смысловых связ е й м е жду
о б ъе к тами
зат р у д н е ния при
кл а с с ификации
предм е тов
н е до с таточное ра з витие
на г лядн о -о б ра з но г о и
на г лядн о -дей с тв е н н ого
уровн е й мыслительной
деятельно с ти
Психолого - педагоги ч еские особен н ости
де т ей с нару ш е н ием зре н ия
Вним а ние
за м едл е н н ость
н е произвольность
о б ъем внимания — 2 -3
о б ъе к та.
с возрастом
интенсивно с ть,
у с тойч и вост ь , о б ъем
вним а ния увеличиваются
Психолого - педагоги ч еские особен н ости
де т ей с нару ш е н ием зре н ия
Речь
изме н е н ие темпа
ра з вития
на р уш е ния словарн о -
семантической ст о роны
р е чи
сла б ое и с пользование
н е яз ы ков ы х средств
о б щ е ния — мимики,
пантомимики,
интонации
Психолого - педагоги ч еские особен н ости
де т ей с нару ш е н ием зре н ия
Чтение и письмо
низ к ий у р ов е нь разви т ия
зри т ельн о -моторной
координации
п л охое запоминание б у кв;
поя в ление з е ркал ь ного
написания б у кв
«сл и я н ие» двух сходн ы х
б у кв
н е в о спр и ятие отдельных
элеме н тов или добавл е ние
л и шних
Особые образовател ь ные потр е бности
дет е й с нару ш е н ием зре н ия
Взаимодействие с п ециалист о в ра з но г о профиля
Прис у тствие помощников ( ть ю те р о в ), ока з ыв а ющих
р е бен к у н е о б хо д имую тех н ическую помощь
Включ е ние с е м ьи в процесс
о б ра з ова н ия р е бен к а и о с о б ая
по д готов к а род и те л ей
с и лами спец и алистов
Мод и фик а ц и я учебных планов
и прогр а мм
Прим е н е ние специальных
м е тод и к об у че н ия
Особые образовател ь ные потр е бности
д е т е й с д е т е й с на р уш е н и ем зр е н и я
Специ а ль н ое о ф о р мл е ние
учеб н ых клас с ов и каби н е -
то в , созда н ие са н итарн о -
ги г ие н ических условий, учет
о ф та л ьм о - ги г ие н ическ и х
требова н ий
Че т кое собл ю д е ние показ а -
ний и пр о тивоп о казаний к
зан я тиям спо р том
( о г р а н иче н ие спортив н ых
со р ев н о в а н ий, под н ятия
тяж е ст е й)
Пост о я н ное п о дчеркивание
д остиж е н ий реб е н ка
Матер и ал ь н о -тех н иче с кая база
Архит е ктурная ср е да
в ы д е ление конт р ас т ным цве т ом р а знооб р азное р елье ф н ое
к р а й них ст у пен е й лес т ни ц ы при п ок р ы т ие п олов,
обяза те льное налич и е пе р ил по ор и е н тир о в д ля лес т ниц и
вс е му пе р им е т р у вд о ль к о р и до р о в ;
ярк а я
к о нтр а стная
в х одная дв е рь
( п ри
использо в ании
ст е кля н н ых
дв е р е й на них
яр к ой к р ас к ой
помеч а ю т
о т к р ы в ающ ие с
я част и )
в х оде в ш к о лу;
ис п ользование тактиль н ых
об е им сто р онам лес т ни ц ы и по
кор и д оров;
Мат е р и альн о -те х нич е ская база
Арх и те к турная ср е да
таблички на классн ы х ка б ине т ах в ы п олн е н ы к р у п ным ш р иф то м
кон т р а с т ны х ц в е т ов и / или шрифтом Брайля
о д номест ны е у ч е н ичес к ие м ес т а д ля о б учаю щ и х ся с на р у ш ением
з р е н ия (регул и р у емые п о р ос т у р ебе н ка и п о наклону с т олешницы ) ;
р а споло ж е н ие п а р ты в перв ы х р я д ах от учит е льского с т ола и р я д ом с
окном;
д о п олнительн о е осв е щ е н ие р а б о ч е г о стола;
кон т роль за дв е рца м и шкафов ( в с е г д а з ак р ы т ы) и д в е рью ка б ине т а
(дв е ри ос т авляются или полнос т ью откры т ыми, или зак р ы т ыми,
ч т обы п ре д от в р а щать уши б ы, травмы ) ;
Мат е р и альн о -те х нич е ская база
С п ец и альное об о руд о ван и е
инд и виду а льная т рость д ля п ередвижения п о з д анию (для слепых)
релье ф ны е нагл я д н ы е п особия
с п о р тивное о б о р уд овани е , и м еющее тактильн у ю п ов е р х нос
з р итель н ые ор и е н тиры
ука з ки с ярк и м након е ч н ик о м (для слабови д я щи х )
специальн ы е о п тичес к ие средст в а ко р рекции з р е н ия
( т елеск оп ич е ские очк и , контакт ны е л и нз ы , п р о ектор ы , луп
нас т ольные и д ля мо б ильного ис п ользования)
ть и
ы
Мат е р и альн о -те х нич е ская база
С п ец и альное об о руд о ван и е
уче б ники с кру п н ы м шрифт о м с ч е т к ими рис у нками;
тетради с о с п ециальной разли н овк о й;
учебн ы е п о с обия, напеч а т а н н ые шриф т ом Бра й ля, пр и боры
Брайля, ауд и о к ниги ( н ачи т ы в ает с я для пр о слушивания
пр о граммный ма т е р иал);
тифло т ехнич е с к ие и ауди о визуаль н ые средс т ва обуче н ия, о т
пр о с т ейших у с тр о й с тв (прис п о с обл е ние для в в е де н ия нит к и в
игол к у) до ф о т оэлектри ч еских с и гна л иза т ор о в, к а лькуля т о р ов
р е чи и др.;
Гигиениче с кие т р ебования к
учебному оборудованию
Пос о б и я должны б ы ть
изготовлены из
нату р а л ьного, п р о ч н о г о ,
нето к сичн о г о , без о п а сного
матер и а л а.
Не рек о мен д у е т с я
ис п о л ьзова т ь тонк у ю б у магу
и г лянц е вую п о верхн о с т ь
Д е монстрац и о н ный
матер и ал долж е н б ы ть
хо р о ш о видимый по цвету,
к о нтур у , си л уэту и
соотве т с т во в ать
естес т венным р а змер а м
Рекомендации по ор г ан и зации
общен и я со слабовидящими детьми
не привл е кайте внима н ие к физич е скому н е до с тат к у
сла б ови д ящ е го р е бен к а;
науч и те сла б ови д яще г о ребен к а п о льзоват ь ся
помощью н орма л ьно видяще г о одноклассника;
го в орите более м е длен н о,
став ь те вопро с ы четко,
к р атко, кон к р е тно;
Рекомендации по ор г ан и зации
общен и я со слабовидящими детьми
и с пользу й те позитивную мотивацию в работе,
создавайте умы ш л е н н ые с и туац и и у с пеха и
по о щр е ния;
фор м иру й те у р е бен к а с н аруш е н н ым з р е нием чувство
уве р е н ности в сво и х с и лах, но вм е сте с т е м ока з ыв а йте
такому ребен к у нео б хо д им у ю практическ у ю пом о щь;
научите р е бен к а с
на р уш е нием зр е ния
ориентироват ь ся в клас с е
и в здании ш к олы;
Особ е н н ости работы
с учебным матер и алом
соч е та т ь сл о весное о п иса н ие с из у чен и ем матер и а л а на
о щ у п ь;
при д емонс т рац и и как о г о -л и б о пр е д ме т а коммен т и р овать
его с в о й с т ва;
ис п о л ьзова т ь у к азку для пок а за;
разр е шать слаб о ви д яще м у уч е нику в с та в ать со с в оего мес т а,
чтобы л у чше п о ня т ь о б ъяснение и л и л у чше виде т ь доску;
ис п о л ьзова т ь у п р о щенный вар и ант задания,
диф ф е р енц и ро в а н н у ю о ц енку р е зу л ь т атов р а б о ты и т. д .;
уве л и ч ивать время и л и сок р ащ а ть к о л и чест в о у п р а жнен и й
р е бен к у с н а р у ш ен и ем зр е ния;
снижать треб о вания к п и с ь му и о ф о рмл е нию п и с ь менн ы х;