"Организация системы наставничества в общеобразовательном учреждении"
"Организация системы наставничества в общеобразовательном учреждении"
На современном этапе наставничество является стратегически значимым элементом системы развития кадров. Общеизвестно, что, если более опытные сотрудники берут шефство над новичками, проблемы адаптации последних в коллективе не возникает. Как сделать процесс передачи ценных знаний и умений более эффективным и управляемым, какие инструменты наставничества используются в наше время, какие ошибки подстерегают тех, кто начал внедрять их?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Организация системы наставничества в общеобразовательном учреждении"»
«Организация системы наставничества в общеобразовательном учреждении»
Актуальность программы наставничества и особенности ее реализации
Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС и одной из ключевых задач образовательной политики является - поддержка молодых специалистов.
Программынаставничества
«Учитель – Учитель»
«Опытный педагог – молодой специалист»
Цель – успешное закрепление на месте работы молодого специалиста и повышение его профессионального потенциала
Задачи:
- адаптировать молодых и вновь прибывших;
- спланировать систему мероприятий;
- способствовать формированию заниматься анализом;
- развивать интерес к методике;
- ориентировать начинающего учителя;
- отслеживать динамику развития.
Функции наставника
«Наставник- «Наставник-
консультант» предметник»
Реализация программ наставничества позволяет:
а) прививать молодому специалисту интерес;
б) ориентировать начинающего педагога на использование передового педагогичесого опыта;
в) ускорить процесс профессионального становления;
г) способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
д) повышать уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу;
е) развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
ж) способствовать повышению уверенности в собственных силах.
Основные этапы
1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.
2. Формирование базы наставляемых.
3. Формирование базы наставников.
4. Отбор и обучение наставников.
5. Формирование наставнических пар или групп.
6. Организация работы наставнических пар или групп.
7. Завершение наставничества.
Принципы программ наставничества:
добровольность
гуманность
соблюдение прав молодого специалиста и наставника
конфиденциальность
ответственность
взаимопонимание
способность видеть личность
Моделивзаимодействия
Общение-коррекция Общение-поддержка
Общение-снятие
психологических барьеров
Роли педагогов - наставников
«ПРОВОДНИК» -обеспечит подопечному знакомство с системой данного общеобразователь-ного учреждения «изнутри».
«ЗАЩИТНИК ИНТЕРЕСОВ» -может помочь в раз-решении конфликтных ситуаций.
«КУМИР» -это пример для подражания.
«КОНСУЛЬТАНТ» -эта роль реализует функцию поддержки.
«КОНТРОЛЕР» -в организованной таким образом наставнической поддержке молодой учитель самостоятельно осуществляет педагогическую деятельность, а наставник контролирует правильность ее организации.
Модели наставничества и результаты деятельности
НАСТАВНИЧЕСТВО
«ОДИН НА ОДИН»)
это взаимодействие между более опытным специалистом и начинающим сотрудником в течение определенного периода времени (3–6–9–12 месяцев)
СИТУАЦИОННОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
предоставление наставником необходимой помощи всякий раз, когда подопечный нуждается в указаниях и рекомендациях
КРАТКОСРОЧНОЕ ИЛИ ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩЕЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
Наставник и подопечный встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты
СКОРОСТНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
это однократные встречи сотрудников с наставником более высокого уровня с целью построения взаимоотношений с другими людьми, объединенными общими проблемами и интересами
ФЛЭШ-НАСТАВНИЧЕСТВО
Сотрудники, желающие выступить в роли наставника, должны участвовать в короткой, не более часа, встрече с потенциальными подопечными, в ходе которой наставники могут поделиться своим жизненным опытом по построению карьеры и дать некоторые рекомендации
ВИРТУАЛЬНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
использование информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, развития и оценки талантов, онлайн-сервисы социальных сетей и сообществ практиков в системе развития персонала
РЕВЕРСИВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
предполагает взаимодействие между двумя сотрудниками. При этом опытный, высококвалифицированный профессионал, старший по возрасту, опыту или позиции, становится подопечным младшего по этим параметрам сотрудника, который считается его наставником по вопросам новых тенденций, технологий и т. д
САМОРЕГУЛИРУЕМОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
Основное отличие данной модели от традиционной состоит в том, что ни наставники, ни их подопечные не подбираются специально, а опытные сотрудники добровольно выдвигают себя в список наставников
КОМАНДНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
помогает в короткие сроки осуществить подготовку ближайших преемников руководителей
ФОРМА НАСТАВНИЧЕСТВА
«УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК»
Взаимодействие опытного педагога или мастера своего дела (имеющий успешный опыт в достижении профессионального результата) с обучающимися, демонстрирующими высокие образовательные результаты или низкую мотивацию к учебе, принимающими активное участие в жизни школы или имеющими проблемы с поведением.
Целью такой формы наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, адаптация в новом учебном коллективе, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся.
Неуспевающий ученик : классический вариант педагогической и психологической поддержки обучающегося для достижения лучших образовательных результатов
Пассивный ученик .
Социально или ценностно дезориентированный обучающийся
Одаренный ученик . Обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты
Ребенок с ОВЗ или ребенок-инвалид.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
Область применения в рамках образовательной программы взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме:
внеурочной деятельности: консультации по предметам, отработка умений и навыков, устранение пробелов в знаниях обучающегося;
беседы, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по определенным темам;
подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в конкурсах и олимпиадах;
Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.
Цели мониторинга:
1) оценка качества реализуемой программы наставничества;
2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:
сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;
контроль хода программы наставничества;
описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого ;
определение условий эффективной программы наставничества;
контроль показателей социального и профессионального благополучия.
Форма наставничества «Учитель – ученик».
Предполагает взаимодействие обучающихся с активным — педагогом, заинтересованным в создании комфортной творческой и профессиональной среды, желающим передать свой опыт, при котором которой наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к учебе и самореализации.