kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация проектной деятельности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации как организовать проектную деятельность с 1 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности в начальной школе»

Организация проектной деятельности  в начальной школе  Учитель начальных классов МОУ «СОШ №5» Школьникова Татьяна Юрьевна

Организация проектной деятельности

в начальной школе

Учитель начальных классов МОУ «СОШ №5»

Школьникова Татьяна Юрьевна

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них навыков исследовательской деятельности.

Наиболее эффективным в решении комплекса данных задач и развития компетенций является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Данный метод позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения, способствует формированию активной жизненной позиции.

Цель использования проектной технологии – самостоятельное постижение учащимися проблем, проблемных ситуаций, имеющих значение как для них самих, так и для общества. Работа над проектами дает возможность приобретения реального опыта участия в решении социально- значимых проблем. В ходе проектной деятельности учащиеся имеют возможность соотнести общие представления, усвоенные на уроках в школе с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами. Таким образом, проект позволяет преодолеть разрыв между образованием и жизнью, является связующим звеном между учебной и научно – исследовательской деятельностью.

В процессе проектной деятельности, как и исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного творчества:  - возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;  - этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний ( творческий процесс);  - этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка.  Таким образом, проектная деятельность напрямую способствует формированию исследовательских навыков, исследовательской культуры.  При создании проекта наряду с научно –познавательной, исследовательской стороной содержания всегда присутствуют эмоционально –ценностная  ( личностная ) деятельность и творческие стороны.  Проект побуждает младших школьников проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями, показать способность к самообразованию и самоорганизации.

В процессе проектной деятельности, как и исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного творчества:

- возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;

- этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний ( творческий процесс);

- этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка.

Таким образом, проектная деятельность напрямую способствует формированию исследовательских навыков, исследовательской культуры.

При создании проекта наряду с научно –познавательной, исследовательской стороной содержания всегда присутствуют эмоционально –ценностная

( личностная ) деятельность и творческие стороны.

Проект побуждает младших школьников проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями, показать способность к самообразованию и самоорганизации.

Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями, показать способность к самообразованию и само- организации.  Цели и особенности проектного обучения Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее: Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:  - через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации  -через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями, показать способность к самообразованию и само- организации.

Цели и особенности проектного обучения

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.

Указанное становится возможным:

- через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации

-через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

1. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т.е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.  2. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

1. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т.е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.

2. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

При организации проектной деятельности, основная задача направлена на развитие качеств личности. Мера этого развития и является главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя. Необходимо обеспечить единство интеллектуального, эмоционального и нравственного развития, что делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, развивает в нём умения и навыки, желание создать свой продукт деятельности, чувство собственной значимости в процессе создания.

По данным психологов, умения позволяющие ребёнку проектировать собственное исследование формируется только к концу 3 класса при условии, что учитель организует эту деятельность и стимулирует ее. Развитие круга исследовательской деятельности начинается с коллективных работ, затем следует перейти к деятельности малых творческих групп. В 3-4 классе ребёнок начинает проектировать самостоятельно.

В последние годы все чаще применяется в начальном звене обучения проектный метод, эффективность которого доказана многократно и нашими и зарубежными педагогами.

Основное достоинство проектного метода - высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Именно реформирование современного отечественного образования дало возможность возрождению проектного метода.

Мною он сначала применялся на уроках технологии, а затем на уроках русского языка, во внеклассной работе. Причем, при соблюдении определенных правил в работе с использованием данного метода учебное сотрудничество доступно учащимся начальной школы и очень продуктивно.

Следует всегда помнить, что:

1.Учитель должен сам принять решение, будет ли он работать с помощью метода проектов;

2.Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность;

3.Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие;

4.Учитель предоставляет возможность детям для самостоятельной работы;

5.Учитель выбирает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролера на позицию помощника, наставника;

6.Учитель следит за своей речью (не "Ты сделал это неправильно!", а "Почему ты сделал так?";

7.Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики просят об этом.

В результате у детей формируются следующие необходимые умения :  -адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников;  -обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и сам процесс выполнения учебной задачи;  -выделять недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.  В качестве примера рассмотрим подробнее один из вариантов применения проектного метода в процессе обучения младших школьников.    Работа над данным проектом осуществлялась учащимися  по алгоритму : 1. Стадии работы над проектом.  2. Содержание работы.  3. Деятельность учащихся.  4. Деятельность учителя.

В результате у детей формируются следующие необходимые умения :

-адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников;

-обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и сам процесс выполнения учебной задачи;

-выделять недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

В качестве примера рассмотрим подробнее один из вариантов применения проектного метода в процессе обучения младших школьников.

 

Работа над данным проектом осуществлялась учащимися

по алгоритму :

1. Стадии работы над проектом.

2. Содержание работы.

3. Деятельность учащихся.

4. Деятельность учителя.

Этапы деятельности. 1. Подготовка  а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения. б) Подбор рабочей группы.  Дети - обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, определяют цели проекта  .   Учитель - знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся,  -помогает в определении цели проекта,  -наблюдает за работой учеников. 2. Планирование  а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта). г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.  Дети - формируют задачи проекта,  - вырабатывают план действий,  - выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности.  Учитель - не предлагает идеи, высказывает предложения, наблюдает за работой учащихся, корректирует критерии.

Этапы деятельности.

1. Подготовка

а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения.

б) Подбор рабочей группы.

Дети - обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, определяют цели проекта .

Учитель - знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся,

-помогает в определении цели проекта,

-наблюдает за работой учеников.

2. Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.

Дети - формируют задачи проекта,

- вырабатывают план действий,

- выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности.

Учитель - не предлагает идеи, высказывает предложения, наблюдает за работой учащихся, корректирует критерии.

3. Исследование а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. п.) б) Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. в) Выбор оптимального варианта выполнения проекта. г) Поэтапное выполнение исследовательских задач .  Дети - поэтапно выполняют задачи проекта.   Учитель - наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. 4. Выводы а) Анализ информации. б) Формулирование выводов.   Дети - выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию, оформляют проект.  Учитель - наблюдает, советует по просьбе учащихся.

3. Исследование

а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. п.)

б) Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

в) Выбор оптимального варианта выполнения проекта.

г) Поэтапное выполнение исследовательских задач .

Дети - поэтапно выполняют задачи проекта.

Учитель - наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

4. Выводы

а) Анализ информации.

б) Формулирование выводов.

Дети - выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию, оформляют проект.

Учитель - наблюдает, советует по просьбе учащихся.

5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов. а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией полученных результатов, письменный отчет) б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.   Дети - представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке.  Учитель - слушает, задает вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа, оценивает усилия учащихся, качество отчета, качество использования источников, потенциал продолжения проектов.   При оценивании проекта можно выделить следующие критерии оценки : - значимость и актуальность выдвинутых проблем; - корректность используемых методов исследования; - активность каждого участника проекта; - доказательность принимаемых решений; - умение аргументировать свои заключения, выводы; - эстетика оформления; -умение отвечать на вопросы .

5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов.

а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией полученных результатов, письменный отчет)

б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.

Дети - представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке.

Учитель - слушает, задает вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа, оценивает усилия учащихся, качество отчета, качество использования источников, потенциал продолжения проектов.

При оценивании проекта можно выделить следующие критерии оценки :

- значимость и актуальность выдвинутых проблем;

- корректность используемых методов исследования;

- активность каждого участника проекта;

- доказательность принимаемых решений;

- умение аргументировать свои заключения, выводы;

- эстетика оформления;

-умение отвечать на вопросы .

В настоящее время метод проектов все рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.

Согласно данному подходу сама программа школы может быть определена как ряд приобретаемых в ходе обучения элементов разного опыта, связанных между собой таким образом, что сведения полученные из одного опыта, служат развитию и обогащению новым опытом. Таким свойством обладает деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах.

А это значит, что часть школьной программы может создаваться самими детьми совместно с учителем в процессе обучения и наполняться, прежде всего, фактами и стимулами из окружающей действительности. При таком построении учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно или с помощью сложившихся привычек и умений, так и посредством новых для себя знаний, которые нужно самостоятельно добыть, найти достижения поставленной практической цели.

Конкретных примеров реализации этих позиций очень много.

Так, пользуясь воронежским опытом Г.В. Воронковой в рамках экспериментального курса «Дом – семь «Я», (образовательной области «Технология»), на своих уроках технологии в начальной школе организую творческую проектную деятельность младших школьников. В ходе этой деятельности ученики создают творческий продукт, обладающий субъектной новизной. По данной методике ребята учатся пользоваться «звёздочкой обдумывания», в центре которой – объект исследования, а не периферии – факторы, определяющие его потребительские, полезные свойства: используемые материалы, оборудование, технологическая и экономическая целесообразность. Учащиеся готовят эскиз, анализируют принятые решения, готовят защиту своего проекта.                                 

Так, пользуясь воронежским опытом Г.В. Воронковой в рамках экспериментального курса «Дом – семь «Я», (образовательной области «Технология»), на своих уроках технологии в начальной школе организую творческую проектную деятельность младших школьников. В ходе этой деятельности ученики создают творческий продукт, обладающий субъектной новизной. По данной методике ребята учатся пользоваться «звёздочкой обдумывания», в центре которой – объект исследования, а не периферии – факторы, определяющие его потребительские, полезные свойства: используемые материалы, оборудование, технологическая и экономическая целесообразность. Учащиеся готовят эскиз, анализируют принятые решения, готовят защиту своего проекта.

   

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема «Звёздочки обдумывания»                   НАЗНАЧЕНИЕ  ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ  ФОРМЫ, РАЗМЕРЫ  ИЗДЕЛИЕ  ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ  ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ  МАТЕРИАЛЫ

Схема «Звёздочки обдумывания»

НАЗНАЧЕНИЕ

ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

ФОРМЫ, РАЗМЕРЫ

ИЗДЕЛИЕ

ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

МАТЕРИАЛЫ

Тематика проектов может быть очень разнообразной: для коллективных работ – Плакаты к праздникам, настенные панно, для групповых работ - «Санки для Деда Мороза», «Бревенчатая изба», «Орнамент из геометрических фигур», для индивидуальных - «Превращение спичечного коробка», «Превращения пластиковой бутылки» и т.д.

Метод проектирования способствует активизации познавательной деятельности учащихся, начиная с начальной школы, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств.

При разработке и защите групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; разделять ответственность с другими; анализировать результаты деятельности.

Разработка и защита индивидуального проекта побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями, показать способность к самообразованию и самоорганизации.

Включение младших школьников в проектную деятельность и для учителя, и для учеников – явление новое для ребят . А внедрение нового всегда сопровождается трудностями.

Сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки, даже в случае если ученики выполняют задание неправильно.

. . На своих уроках технологии в начальной школе при работе над творческим проектом помогаю детям составить алгоритм проектной деятельности, вывешивая по ходу урока, составляющие его карточки: ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ Мы выявили проблему. В чём она? ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ  Найдите решение проблемы.  Обсудите в группах, что можно сделать и придите к одному решению. Предложения детей в группах. Разработайте ваше предложение и нарисуйте эскиз вашей поделки. РАЗРАБОТКА ДИЗАЙН-ПРЕДЛОЖЕНИЯ

.

.

На своих уроках технологии в начальной школе при работе над творческим проектом помогаю детям составить алгоритм проектной деятельности, вывешивая по ходу урока, составляющие его карточки:

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Мы выявили проблему. В чём она?

ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Найдите решение проблемы.

Обсудите в группах, что можно сделать и придите к одному решению.

Предложения детей в группах.

Разработайте ваше предложение и нарисуйте эскиз вашей поделки.

РАЗРАБОТКА ДИЗАЙН-ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Выберите материалы инструменты, а бригадиры  будут следить за безопасностью труда в группе. Мате-риалы Инструменты Безопасность труда  Изготовление проекта Дети изготавливают поделку.  Защита, обоснование проекта Представитель от группы защищает проект у доски, пользуясь «Звёздочкой обдумывания   Анализ работ по критериям:  Конструктивным,  Технологическим,  Экологическим,  Эстетическим,  Экономическим.  Анализ работ

Выберите материалы инструменты, а бригадиры

будут следить за безопасностью труда в группе.

Мате-риалы

Инструменты

Безопасность труда

Изготовление проекта

Дети изготавливают поделку.

Защита, обоснование проекта

Представитель от группы защищает проект у доски, пользуясь «Звёздочкой обдумывания

Анализ работ по критериям:

Конструктивным,

Технологическим,

Экологическим,

Эстетическим,

Экономическим.

Анализ работ

Анализируя проведенные уроки, видно, что на таких занятиях создается особое взаимоотношение между учителем и детьми, между самими учениками. На таких уроках нет скуки, принуждения и лени. Ребята испытывают радость от разработанного и защищенного ими проекта. Они учатся работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И что еще очень важно, это ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.    Таким образом, проектная деятельность способствует формированию технологической культуры учащихся, подготовки их к реальным условиям жизни. Проектная деятельность не ориентирует школьников на готовые знания, а выявляет и развивает творческие способности учащихся. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого философа Г. Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Анализируя проведенные уроки, видно, что на таких занятиях создается особое взаимоотношение между учителем и детьми, между самими учениками. На таких уроках нет скуки, принуждения и лени. Ребята испытывают радость от разработанного и защищенного ими проекта. Они учатся работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И что еще очень важно, это ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.

 

Таким образом, проектная деятельность способствует формированию технологической культуры учащихся, подготовки их к реальным условиям жизни. Проектная деятельность не ориентирует школьников на готовые знания, а выявляет и развивает творческие способности учащихся. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого философа Г. Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Организация проектной деятельности в начальной школе

Автор: Школьникова Татьяна Юрьевна

Дата: 27.05.2022

Номер свидетельства: 608204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Курсовая работа на тему: "Организация проектной деятельности в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(88) "kursovaia-rabota-na-tiemu-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "153221"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420983291"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) ""Организация проектной деятельности в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(62) "orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "125313"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414949254"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Организация проектной деятельности  в начальной школе»  (из опыта работы)."
    ["seo_title"] => string(78) "orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "269321"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450798190"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Методическая рекомендация "Организация проектной деятельности учащихся по русскому языку как одна из активных форм обучения" "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskaia-riekomiendatsiia-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-po-russkomu-iazyku-kak-odna-iz-aktivnykh-form-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426515067"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Мастер-класс по теме « Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_po_teme_organizatsiia_proektnoi_deiatelnosti_na_urokakh_okruzhaiush"
    ["file_id"] => string(6) "515146"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560858413"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства