kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс по теме « Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повысить мотивацию коллег к организации проектной деятельности

Задачи:

  • Познакомить коллег с понятием “проект ”
  • Дать представление о классификации проектной деятельности
  • Показать конкретные варианты организации проектной деятельности на уроках окружающего мира
  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме « Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе»»

Слайд 1

Мастер – класс на тему « Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе»

Цель: повысить мотивацию коллег к организации проектной деятельности

Задачи:

  • Познакомить коллег с понятием “проект ”

  • Дать представление о классификации проектной деятельности

  • Показать конкретные варианты организации проектной деятельности на уроках окружающего мира

  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.





Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе.

Прошу поднять левуюруку тех, кто пришёл сегодня с открытым сердцем.

Спасибо.
Попрошу поднять правуюруку тех, кто пришёл получить новые знания.

Спасибо.
Пожелаем друг другу творческих успехов, удачи!

Уважаемые коллеги, мы все прекрасно знаем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального об­щего образования (ФГОС НОО) определено важнейшим приоритетом форми­рование у младших школьников метапредметных результатов, которые представ­лены универсальными учебными действиями. Таким образом, возникает необходимость включения в образовательный процесс новых форм и методов обучения.

Одним из таких методов является проектная деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки. По мнению А.Б. Воронцова, «полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно».Но мы знаем, что дети большие исследователи. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности.

Обучение чему - то новому нужно начинать с того, что больше всего нравится детям. Моим детям нравится урок окружающего мира. Им нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни. В программе «Окружающий мир» раскрывается многосторонняя ценность природы для человека. У детей формируется не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт творческой деятельности, экологическая культура, ответственное отношение к окружающей среде.

На первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю.

Я работаю по программе « Школа 2100» . В данном УМК не предусмотрено специальных тем для создания проектов. Поэтому на первом этапе мне пришлось посидеть с учебниками и выбрать темы, которые подойдут для урока – проекта Темы уроков для работы по методу проектов я выбирала с учётом того, чтобы название проекта было броским и кратким, чтобы выглядело привлекательно для детей и побуждало интерес к достижению результата.

Слайд 2

Окружающий мир

1.Профессии.

2. Пернатые друзья.

3. . Значение органов чувств

1. Страны мира.

Путешествие капельки.

2.Глобус

3.Пищевые цепи.

1.Экосистема

2.Аквариум и его обитатели

3. Генеалогическое дерево моей семьи.

4.Как нам жить в дружбе с природой

1.Органы тела человека

2.Государственные праздники

3. Религии мира


Слайд 3

Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий.

1. «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.

2.Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.

3.Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.



Действительно первоклассникам создавать исследо­вательские проекты, определять цель исследования, ставить задачи, выдвигать гипотезы и т.д., является практически невозможным по сути, так как у них еще не сформирована учебная деятельность и осуществить данные действия самостоятельно они не могут.

Слайд 4

Поэтому в 1 классе лучше проводить групповые мини- проекты,
во 2 классе групповые мини- проекты, краткосрочные проекты,
в 3-4 классах групповые мини- проекты, краткосрочные проекты, индивидуальные проекты.

Урок, на котором осуществляется учебный проект, называется проектным уроком. Проект может длиться урок, а может занимать часть времени от урока. Проектный урок может быть также одним из этапов проектной деятельности.

Слайд 5-10 фото проектов детей



Слайд 11

Проектные уроки по отношению к предметному содержанию, на котором они строятся, могут быть предваряющими и обобщающими проектными уроками. На предваряющем проектном уроке решается проблема положительной мотивации к предстоящему изучению темы, учащиеся видят практическую значимость явления, а только затем начинают его изучать. На обобщающем проектном уроке используются ранее полученные знания, которые в процессе проектной деятельности углубляются, расширяются и систематизируются.

Главная цель урока-проекта – помочь ребятам проделать самостоятельный осознанный путь от зарождения идеи в результате поиска решения возникшей проблемы до воплощения этой идеи в жизнь в виде конкретного продукта проекта.

Главная задача учителя при планировании такого урока – это найти такой соответствующий теме учебный вопрос – задание, на который дети смогут ответить в течение 40 (45) минут и получат новый для себя продукт учебной деятельности.

Слайд 12

Структура урока-проекта подчиняется этапам выполнения проекта, но в более сжатые временные рамки и состоит из следующих этапов:

1. Организационный момент – объявление темы проекта, постановка цели – 3-5 мин.

2. Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач – 5-7 мин.

3. Работа с информационными источниками, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме – 10-12 мин.

4. Физкультминутка – 2 мин.

5. Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению – 10 мин.

6. Презентация готового продукта проектной деятельности – 5-7 мин.

7. Подведение итогов проектирования (рефлексия) – 3 мин.

8. Домашнее задание – 1 мин.

Надо отметить также, что при выполнении таких краткосрочных проектов нужно использовать групповую форму работы (по 4-6 человек), причем группы создаются до урока. Для удобства работы в группах заранее надо соответствующим образом расставить парты.

Алгоритм разработки проектных уроков

  1. Сформулировать проблемную ситуацию (многословно).

  2. Из проблемной ситуации формулируется проблема со слов «Как…? Каким образом…?

  3. Из проблемы формируется цель (планируемый результат).

  4. Сформулировать задачи (шаги для достижения цели).

  5. Организовать работу в группах. Определить регламент работы

  6. Презентация

  7. Рефлексия учащихся

- Как организовали работу в группах?

-Что из запланированного получилось хорошо?

- Какие возникли проблемы? Какие были решены

-Самооценка учащихся

8. Оценка учащихся.


Слайд 13

Итак, перечислим условия успешной организации урока-проекта:

  • четкое соблюдение времени;

  • форма работы в группе;

  • достаточный накопленный объем оперативной информации учащихся по проблеме проектирования;

  • грамотная постановка проблемы, соответствующая условиям проектной деятельности.



Какие требования я предъявляла к таким урокам?

Во-первых, это обязательное соответствие образовательным стандартам.

Во-вторых, обучающиеся должны глубоко изучать учебный материал и уметь применять полученные знания в школе и в жизни.

Готовясь к такому уроку, я чётко определяю, что именно должен делать каждый участник – и ученики, и учитель, чтобы достичь цели, поставленной в самом начале работы над проектом. От тщательности продумывания цели наполовину зависит успех всего урока.

От общей цели перехожу на постановку максимально конкретных задач. Работа над проектом в этом случае превращается в пошаговое достижение поставленной цели. От учителя требуется умелое подведение к проблеме, умение заинтересовать, мотивировать детей. А работа с младшими школьниками требует особого подхода, чуткости, включения игровых моментов. Так как дети ещё маленькие, то учитель подвигает к выдвижению гипотезы и их решению.

На следующем этапе учитель организует групповую работу, помогает распределять обязанности в группе, помогает продумывать ход деятельности, помогает обсуждению методов исследования.

Затем, так же под умелым руководством учителя (которое дети не должны замечать, у них должно создаваться впечатление, что они сами ведут урок, руководят процессом) анализируют и систематизируют полученные данные.

После подведения итогов работы каждой группы делается общий итог и оформляется результат. Заканчиваем урок рефлексией, анализируя успехи и ошибки, делая взаимооценку и самооценку.



А сейчас уважаемые коллеги перейдем к практической части нашего мастер-класса.


Слайд 14

Я вам предлагаю побыть в роли учеников 3 класса, я вам покажу фрагмент урока- проекта по теме «Как нам жить в дружбе с природой»

  1. Проблемная ситуация и актуализация знаний

Просмотр видео: https://yandex.ru/video/search?filmId=12424047919099984855&text=вырубка%20елок%20видео%20я%20тоже%20хочу%20жить&noreask=1&path=wizardпро елочку. Елка тоже хочет жить.

  1. Беседа.

- Почему елочка плачет? (потому, что её срубили и принесли домой)

- Кто стал виновник обиды елочки? (человек)

- А где растёт ёлочка? (в природе)

- А сможет ли человек жить без природы? (Нет)

3. Тема урока.
-А как вы думаете, почему мы сегодня решили заговорить о природе? А природа захочет дружить с человечеством, который ее так обижает?

- К чему может привести ссора с природой?

- Значит нужно жить с природой в дружбе.

- Какая же будет тема урока?

- Как вы считаете, наша природа в опасности?

Тема урока: как нам жить в дружбе с природой.

  1. Проблема.
    А теперь откройте учебник и прочитайте диалог героев Лены и Миши.

Лена удивляется, почему люди не сохраняют природу, хотя понимают, что без неё не смогут жить.

- Что ответил ей Миша?

- А как бы вы ответили Лене?

Проблема:

- Как не дать исчезнуть всему живому на земле?

Что нужно сделать людям, чтобы выжить?
Учитель:

- Сегодня мы вместе будем искать ответ на этот вопрос.

  1. Постановка целей и задач

Цель: Что необходимо сделать, чтобы жить в дружбе с природой.

Что может быть результатом нашей работы? ( создание плаката, составление правил нахождения в природе)

Для ответа, какие задачи необходимо решить?

Изучить, как влияет человек на природу?

Составить правила жизни в природе.

6.

Ребёнку понятна проблема ёлочки, но непонятно, почему так происходит. Он задаёт вопросы, на которые не может самостоятельно найти ответ. А ведь в наших силах сделать так, чтоб экологические катастрофы затрагивали наших детей как можно меньше.

Ребята, я предлагаю вам вспомнить, что человек как потребитель берет из природы? (воду, пищу, кислород).

Да, это было всегда, но постепенно человек стал жадным потребителем - он стал брать полезные ископаемые, чрезмерно осваивать новые земли, без меры уничтожать живой и растительный мир. Почему такое отношение называют потребительским? (ничего не даем взамен). А для самого человека такое отношение к природе, чем грозит? ( экологической катастрофой)

В ходе урока дети через информацию в учебнике, в рабочей тетради. Задания учителя, жизненный опыт выясняют влияния человека на природу и изготавливают продукт.


7.Творческая работа.
Сейчас я предлагаю вам поработать. На столах у вас есть всё необходимое для создания своего мини – проекта. Каждая группа за 10 - 15 минут должна изготовить плакат – призыв, что можем сделать, чтобы не дать исчезнуть всему живому на земле, которые происходят с нашей планетой, и продемонстрировать это, используя то, что лежит перед вами. Составить правила жизни в природе, чтобы жить в дружбе с природой.

8.Презентация проектов.

9.Итог урока.

Учитель:

- Вот мы посмотрели и послушали выступления наших творческих групп на тему « Как нам жить в дружбе с природой».

- Чьё сообщение вас больше всего удивило?

- Заставило задуматься?

- Опечалило?

- Понравилось?

- Всё живое на земле имеет право на жизнь: и человек, и синица и божья коровка.

Ученики:

  • Нужнывсенасвете!

  • Нужнывсеподряд!

  • И ктоделаетмёд.

  • И ктоделаетяд.

  • И если мы с кем – то

Не очень дружны -

Вместе:

- Мы всё – таки очень

Друг другу нужны.


10. Рефлексия мастер- класса



Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения. Проектная деятельность предполагает организацию работы в творческих группах. Это способствует развитию коммуникативных связей между детьми, помогает каждому ребенку избрать свое поле деятельности и путь реализации своих возможностей и способностей. Исходя из опыта работы, метод проектов может с успехом применяться как на уроках, так и во внеклассной работе с учащимися.

Анкета



1. Я считаю, что мастер – класс был __________________________________________.

2.Тема мастер – класса для меня __________________________________________.

3. Свои пожелания омастер- классе________________________________________.










Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Просмотр видео: https://yandex.ru/video/search?filmId=12424047919099984855&text=вырубка%20елок%20видео%20я%20тоже%20хочу%20жить&noreask=1&path=wizardпро елочку. Елка тоже хочет жить.


Беседа.

- Почему елочка плачет? (потому, что её срубили и принесли домой)

- Кто стал виновник обиды елочки? (человек)

- А где растёт ёлочка? (в природе)

- А сможет ли человек жить без природы? (Нет)

2 мин.

Тема урока. Постановка целей и задач

-А как вы думаете, почему мы сегодня решили заговорить о природе? А природа захочет дружить с человечеством, который ее так обижает?

- К чему может привести ссора с природой?

- Значит нужно жить с природой в дружбе.

- Какая же будет тема урока?

- Как вы считаете, наша природа в опасности?

Тема урока: как нам жить в дружбе с природой.

А теперь откройте учебник и прочитайте диалог героев Лены и Миши.

Лена удивляется, почему люди не сохраняют природу, хотя понимают, что без неё не смогут жить.

- Что ответил ей Миша?

- А как бы вы ответили Лене?

Проблема:

- Как не дать исчезнуть всему живому на земле?

Что нужно сделать людям, чтобы выжить? Учитель:

- Сегодня мы вместе будем искать ответ на этот вопрос.

Цель: Что необходимо сделать, чтобы жить в дружбе с природой.

Что может быть результатом нашей работы? ( создание плаката, составление правил нахождения в природе)

Для ответа, какие задачи необходимо решить?

Изучить, как влияет человек на природу?

Составить правила жизни в природе.

Ребёнку понятна проблема ёлочки, но непонятно, почему так происходит. Он задаёт вопросы, на которые не может самостоятельно найти ответ. А ведь в наших силах сделать так, чтоб экологические катастрофы затрагивали наших детей как можно меньше.

Ребята, я предлагаю вам вспомнить, что человек как потребитель берет из природы? (воду, пищу, кислород).

Да, это было всегда, но постепенно человек стал жадным потребителем - он стал брать полезные ископаемые, чрезмерно осваивать новые земли, без меры уничтожать живой и растительный мир. Почему такое отношение называют потребительским? (ничего не даем взамен). А для самого человека такое отношение к природе, чем грозит? ( экологической катастрофой)

В ходе урока дети через информацию в учебнике, враб тетради. Задания учителя, жизненный опыт выясняют влияния человека на природу и изготавливают продукт

Сейчас я предлагаю вам поработать. На столах у вас есть всё необходимое для создания своего мини – проекта. Каждая группа за 10 - 15 минут должна изготовить плакат – призыв, что можем сделать, чтобы не дать исчезнуть всему живому на земле, которые происходят с нашей планетой и продемонстрировать это, используя то, что лежит перед вами. Составить правила жизни в природе, чтобы жить в дружбе с природой.

. Презентация проектов.

  1. Итогурока.

Учитель:

- Вот мы посмотрели и послушали выступления наших творческих групп на тему « Как нам жить в дружбе с природой».

- Чьё сообщение вас больше всего удивило?

- Заставило задуматься?

- Опечалило?

- Понравилось?

- Всё живое на земле имеет право на жизнь: и человек, и синица и божья коровка.

Ученики:

  • Нужнывсенасвете!

  • Нужнывсеподряд!

  • И ктоделаетмёд.

  • И ктоделаетяд.

  • И если мы с кем – то

Не очень дружны -

Вместе:

- Мы всё – таки очень

Друг другу нужны.






Рефлексия мастер- класса



Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения. Проектная деятельность предполагает организацию работы в творческих группах. Это способствует развитию коммуникативных связей между детьми, помогает каждому ребенку избрать свое поле деятельности и путь реализации своих возможностей и способностей. Исходя из опыта работы, метод проектов может с успехом применяться как на уроках, так и во внеклассной работе с учащимися.

Анкета



. Я считаю, что мастер – класс был __________________________________________.

2.Тема мастер – класса для меня __________________________________________.

3. Свои пожелания омастер- классе________________________________________.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Теплова Галина Леонидовна

Дата: 18.06.2019

Номер свидетельства: 515146


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства