Просмотр содержимого документа
«Обеспечение необходимых условий на уроке для укрепления здоровья детей с ОВЗ»
МКОУ «Краснинская школа-интернат»
Обеспечение необходимых условий на уроке для укрепления здоровья детей с ОВЗ
Авторы – составители:
Суходеева Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Мохирева Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Руденко Галина Генадьевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества
В.А.Сухомлинский
Основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий
создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса;
творческий характер образовательного процесса;
обеспечение мотивации образовательной деятельности;
принцип целостности;
осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности;
рациональная организация двигательной активности;
обеспечение адекватного восстановления сил;
обеспечение прочного запоминания.
Микроклимат на уроке
Всем говорю я: «Здравствуйте!
С добрым утром, друзья!
День наступил прекрасный,
Потому что в нём: ВЫ и Я!
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!»
Я смогу!
У меня всё получится!
Улыбнись другу
Пожелаем друг другу
хорошего настроения
Динамические паузы и физминутки
Физминутки – это естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями двигательной активности детей.
Динамические паузы и физминутки
Комплекс №1: Упражнения для улучшения и укрепления осанки
Принять правильное положение, зафиксировать его;
ходьба с правильной осанкой;
ходьба с высоко поднятыми руками;
ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
лёгкий бег на носках.
Динамические паузы и физминутки
Комплекс № 2: Упражнения для улучшения и укрепления осанки
Положение стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять;
ходьба обычная, следить за осанкой;
ходьба на носках, руки за головой;
ходьба на пятках, руки на поясе;
ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.
Двигательно-речевые физминутки
«Буратино»
Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл -
Видно ключик не нашёл:
Чтобы ключик нам достать-
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.
Двигательно-речевые физминутки
«Хомячок»
Хомка, хомка, хомячок!
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, ушки трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку…
Раз, два , три , четыре, пять-
Хочет хомка сильным стать.
Двигательно-речевые физминутки
«Ветер»
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише-
Деревцо всё выше, выше, выше.
Двигательно-речевые физминутки
«Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Физкультурно-спортивная гимнастика
Подтягивание.
Повороты головы назад, вперёд, влево, вправо.
Круговые движения головы.
Плечевые вращения вперёд, назад.
Наклоны вперёд, колени прямые.
Круговые движения туловища влево, вправо.
Приседания на пальцах, спина прямая.
Прыжки на обеих ногах.
Спокойная ходьба с подниманием рук на вдохе и опускание на выдохе.
Танцевально-ритмические физминутки
Зарядка для глаз
«Радуга»
Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.) Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика
«Свечка»
Предложите ребенку задуть настоящую свечу насколько раз. Для безопасного выполнения упражнения можно вместо свечей взять крышки от фломастеров. Кто сдует больше – тот и победил.
«Насос»
Ребенок должен положить руку себе на живот. При вдохе нужно надуть живот как можно больше, на выдохе плавно вернуть его в исходное положение.
«Пёрышко»
Положите на стол перышко (шарик для пинг-понга, ватку). Ребенок должен сдуть перо от одного края стола к другому. Можно играть напротив друг друга, устроив соревнование.
Пальчиковая гимнастика
«Моя семья»
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого)
Пальчиковая гимнастика с предметами
«Карандаш»
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
«Часы»
Есть часы теперь у нас,
Бьют исправно каждый час.
Снизу маятник у них:
Вправо-влево- так да тик.
(карандаш между указательным и средним пальцами правой руки, покачивают как маятник)
«Качеля»
Между пальцами зажат, карандаш ужасно рад.
Вы его качайте, братцы,
Очень любит он качаться.
(карандаш между указательными пальцами, упираясь подушечками в его кончики. Качают его влево и вправо.)
Пальчиковая гимнастика с предметами
«Дорожки»
Трудно пальчикам идти
Прямо по дорожке
Так и хочется им спрятаться в ладошки.
Самомассаж
Задачи самомассажа:
воспитывать интерес к оздоровительному массажу;
обучать элементам массажа;
закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей;
повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки;
развивать интеллектуальные функции;
развивать двигательную память;
воспитывать бережное отношение к своему телу;
развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.
Самомассаж рук (ладоней, пальцев, предплечий)
«Зажигалка»
Обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:
Зажигалку зажигаю,
Искры, пламя выбиваю!
«Точилка»
Сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
Самомассаж рук (ладоней, пальцев, предплечий)
«Пружинка»
Спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.
Мы пружинку нарисуем
Длинную и крепкую.
Мы возьмём её растянем,
А потом обратно стянем.
«Гуси»
Пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю.
Гуси травушку щипали,
Громко, весело кричали:
Га-га-га, га-га-га,
Очень сочная трава.
Самомассаж лица
1.Взяться за мочки ушных раковин, оттянуть их вниз.
2.Взявшись за верхушки ушей, оттянуть их вверх.
3.Взявшись за середину (не за мочки) ушей, оттянуть их вперед, затем назад и в стороны.
4.Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щек.
5.Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки.
6.Указательными и средними пальцами рук «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке.
7.Подушечками указательных пальцев обеих рук сильно нажимать на следующие точки:
- точка 1 - находится на переносице, на уровне внутренних углов глаз;
- точка 2 - на середине носовой кости;
- точка 3 - над крыльями носа;
- точка 4 - поставив указательные пальцы на кончик носа, спускаться вниз по крыльям носа попадете в точку.
Релаксация
«Волшебный сон»
Реснички опускаются… Глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем… Дышится легко… Ровно… глубоко… Наши руки отдыхают… Отдыхают… Засыпают… Шея не напряжена И расслаблена… Губы чуть приоткрываются… Все чудесно расслабляется… Дышится легко… ровно… глубоко… (Пауза.) Мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем… (Громче, быстрей, энергичней.) Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать!
Мастер-классИспользование педагогических здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности детей с ОВЗ